татьяна косолапова
Положение о ПМПК
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад
общеразвивающего вида №12 с приоритетным осуществлением деятельности
по социально-личностному направлению развития воспитанников
ПРИНЯТО:
Психолого-медико-педагогическим консилиумом
МБДОУ детский сад 12
Протокол №___ от «___»___ 201 года УТВЕРЖДЕНО:
Заведующий
МБДОУ детский сад 12 ___
«___» ___201 года
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОНСИЛИУМЕ
1. Общие положения
Публикация «Положение о ПМПК» размещена в разделах
1.1. Настоящее Положение регулирует деятельность психолого-медико-педагогического консилиума Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида № 12 с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному направлению развития воспитанников (далее – МБДОУ детский сад 12).
1.2. Психолого-медико-педагогический консилиум (далее – ПМПк) является структурным подразделением МБДОУ детский сад 12. Деятельность ПМПк направлена на решение задач, связанных со своевременным выявлением детей с проблемами в развитии, организацией психолого-медико-социального сопровождения воспитанников исходя из индивидуальных особенностей развития каждого ребенка.
1.3. ПМПк в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными законами, Законом РФ «Об образовании», указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями муниципального органа, осуществляющего управление в сфере образования городского округа Красноуфимск, Уставом МБДОУ детский сад 12, договором, заключаемым между Учреждением и родителями (законными представителями) воспитанников, настоящим Положением.
1.4. ПМПк работает во взаимодействии с муниципальными и областными психолого-медико-педагогическими комиссиями и образовательными учреждениями для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центрами).
1.5. ПМПк принимает положение о ПМПк, изменения и дополнения к Положению о ПМПк. Срок действия положения о ПМПк не ограничен. Положение действует до принятия и утверждения нового.
2. Цели, задачи и принципы деятельности ПМПк
2.1. Целью ПМПк является обеспечение диагностико-коррекционного, психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с отклонениями в развитии и (или) в состоянии декомпенсации для получения ими качественного образования в соответствии с особенностями и возможностями и их позитивной социализации.
2.2. Задачами ПМПк являются :
- своевременное выявление проблем в развитии детей;
- выявление актуальных и резервных возможностей ребенка;
- анализ и организация исполнения рекомендаций психолого-медико-педагогических комиссий, клинико-экспертных комиссий, бюро медико-социальной экспертизы, отдельных специалистов, обследовавших детей;
- определение и конкретизация специальных условий, содержания и способов организации психолого-медико-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями;
- разработка индивидуальных программ психолого-педагогической и медико-социальной помощи, а также их корректировка на основе анализа эффективности;
- консультирование родителей (законных представителей, педагогических, медицинских и социальных работников, представляющих интересы ребенка;
- внесение в администрацию МБДОУ детский сад 12 предложений по обеспечению доступности и адаптивности образования к уровням и особенностям развития детей;
- подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, уровень успешности;
- организация взаимодействия между педагогическими коллективами школ, дошкольных образовательных учреждений и родителями;
- участие в просветительской деятельности, направленной на повышение психолого-педагогической, медико-социальной и правовой культуры педагогов, родителей, детей.
2.3. В основе работы ПМПк лежат следующие принципы:
- принцип объективности в определении маршрута индивидуального развития, т. е. вывод делается после многократных опросов и различных методик обследования идентичного характера с учетом медицинской документации;
- принцип качественного анализа, т. е. учитывается не только конечный результат, но и сам процесс работы (как ребенок преодолел трудности, как воспринял помощь, как заинтересовался заданием и пр.);
- комплексный характер в установлении диагноза клинико-психолого-педагогического исследования с учетом всех видов медицинских исследований.
3. Функции деятельности ПМПк
3.1. Функциями ПМПк являются :
- диагностическая – распознавание характера отклонений в поведении или учении; изучение социальной ситуации развития, положения в коллективе; выделение доминанты нравственного развития; определения потенциальных возможностей и способностей воспитанников;
- воспитательная – разработка проекта педагогической коррекции в виде ряда воспитательных мер, рекомендуемых воспитателю, родителям, самому ребенку; непосредственное воспитательное воздействие на личность ребенка в ходе взаимодействия с ним;
- реабилитирующая – защита интересов ребенка, попавшего в неблагоприятные семейные или воспитательно-образовательные условия;
- профилактическая функция предполагает разработку комплекса мероприятий, направленных на предупреждение негативных отклонений, как в непосредственно образовательной деятельности, так и в поведении проблемных детей;
- контролирующая функция включает в себя контроль выполнения рекомендаций консилиума по разработке, реализации и результативности мероприятий по воспитанию, коррекции и профилактике.
3.2. Функциональные обязанности председателя ПМПк :
• организует работу специалистов и коллегиальную работу ПМПк;
• координирует деятельность специалистов при обследовании детей;
• организует обсуждение результатов обследования и определение форм развития ребенка;
• обеспечивает контроль за использованием методик;
• инициирует внедрение новых диагностических технологий;
• обеспечивает взаимодействие ПМПк с ПМПК Управления образованием городского округа Красноуфимск и другими структурами и учреждениями образования, здравоохранения;
• отчитывается о работе консилиума перед заведующим МБДОУ детский сад 12.
3.3. Функциональные обязанности секретаря ПМПк :
• информирует членов ПМПк о дате и повестке предстоящего заседания;
• оформляет документацию установленного образца.
3.4. Функциональные обязанности педагога-психолога ПМПк :
• осуществляет первичную психологическую диагностику детей – воспитанников МБДОУ детский сад 12, выявляет индивидуальные особенности интеллектуальной, эмоционально-волевой и личностной сфер ребенка;
• выявляет круг значимых проблем, анализируя данные документов, беседы с родителями и результаты обследования по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников образовательного учреждения с согласия родителей (законных представителей) на основе письменного заявления или договора;
• оформляет документацию установленного образца по результатам обследования с соответствующими индивидуальными рекомендациями;
• ведет индивидуальную карту учета динамики развития ребенка, прошедших через ПМПк, по своему направлению;
• протоколирует результаты проведенных обследований;
• оказывает консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям и лицам, их заменяющим) и специалистам, принимающим непосредственное участие в воспитании и обучении ребенка. В необходимых случаях проводит работу со всеми членами семьи;
• участвует в семинарах и конференциях по проблемам детства
3.4. Функциональные обязанности учителя-логопеда ПМПк :
• проводит углубленное логопедическое обследование детей для определения уровня речевого развития, выявления специфических речевых нарушений и структуры дефекта по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников образовательного учреждения с согласия родителей (законных представителей) на основе письменного заявления или договора;
• оформляет документацию установленного образца по результатам обследования, планирует направления и содержание коррекционной работы;
• ведет индивидуальную карту учета динамики развития ребенка, прошедших через ПМПк, по своему направлению;
• протоколирует результаты проведенных обследований;
• оказывает консультативную и методическую помощь родителям (лицам, их заменяющим) и педагогам, принимающим непосредственное участие в обучении ребенка;
• участвует в семинарах, конференциях и других мероприятиях по проблемам оказания логопедической помощи детям и подросткам
3.4. Функциональные обязанности воспитателя ПМПк :
• воспитатель назначается куратором сопровождения на период коррекционно-развивающей работы;
• координирует работу специалистов с ребенком, взаимодействует с родителями (законными представителями, следит за исполнением рекомендаций.
3.5. Функциональные обязанности медицинской сестры ПМПк :
• предоставляет необходимую информацию из истории развития ребенка, о перенесенных заболеваниях, проводит консультативно-разъяснительную работу со специалистами, занимающимися коррекционной работой, с родителями (лицами, их заменяющими);
• организует необходимые лечебно-профилактические мероприятия в соответствии с рекомендациями врачей-специалистов.
4. Порядок создания ПМПк
4.1. ПМПк создается на базе МБДОУ детский сад 12 при наличии соответствующих специалистов.
4.2. Персональный состав, график и место работы ПМПК, определяются приказом заведующего МБДОУ детский сад 12, структурным подразделением которого является консилиум. Состав ПМПк может включать в себя постоянных и временных членов.
4.3. Постоянные члены ПМПк присутствуют на каждом заседании, участвуют в его подготовке, последующем контроле за выполнением рекомендаций.
4.4. Временными членами ПМПк считаются лица, приглашенные на конкретное заседание: воспитатель, представивший ребенка на ПМПк, родители (законные представители, члены родительского комитета, референтное лицо и др.
4.5. Состав ПМПк : заместитель заведующего, педагог-психолог, учитель-логопед, медицинская сестра, воспитатели.
4.7. В случае необходимости для работы в ПМПк могут привлекаться (по договору) специалисты, не работающие в МБДОУ детский сад 12 (н-р, врач-психиатр, врач-невропатолог, врач-педиатр, учитель-дефектолог и др.).
4.8. Ответственность за организацию и результаты деятельности ПМПк несет руководитель МБДОУ детский сад 12.
4.9. Специалисты, включенные в состав ПМПк, выполняют работу в рамках основного рабочего времени, составляя индивидуальный план работы в соответствии с реальным запросом на обследование детей с ограниченными возможностями здоровья и/или состояниями декомпенсации. Материальное стимулирование специалистов ПМПк осуществляется в пределах единого фонда оплаты труда МБДОУ детский сад 12. Специалистам могут быть установлены надбавки и доплаты за увеличение объема работ, размеры которых в соответствии со ст. 32 и 54 Закона Российской Федерации «Об образовании» определяются МБДОУ детский сад 12 самостоятельно.
5. Организация работы ПМПк
5.1. Обследование ребенка специалистами ПМПк осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников МБДОУ детский сад 12 с согласия родителей (законных представителей) на основании договора между МБДОУ детский сад 12 и родителями (законными представителями) воспитанников (прил. № 1).
5.2. Обследование проводится каждым специалистом ПМПк индивидуально с учетом реальной возрастной психофизической нагрузки на ребенка.
5.3. По данным обследования каждым специалистом составляется заключение и разрабатываются рекомендации.
5.4. На заседании ПМПк обсуждаются результаты обследования ребенка каждым специалистом, составляется коллегиальное заключение ПМПк. Коллегиальное заключение содержит обобщенную характеристику состояния психофизического развития ребенка и программу специальной помощи, обобщающую рекомендации специалистов. Коллегиальное заключение ПМПк и рекомендации подписываются председателем и всеми членами ПМПк (разборчиво).
5.5. На каждого ребенка заполняется индивидуальная карта учета динамики развития ребенка, в которую вписываются все данные индивидуального обследования, заключения и рекомендации.
5.6. Заключения специалистов, коллегиальное заключение и рекомендации доводятся до сведения родителей (законных представителей) в доступной для понимания форме. Предложенные рекомендации реализуются только с их письменного согласия.
5.7. В случае необходимости обследования ребенка в лечебных учреждениях, психолого-медико-педагогических комиссиях, бюро медико-социальной экспертизы копии заключений и рекомендаций специалистов ПМПк выдаются только родителям (законным представителям).
5.8. На период реализации рекомендаций ребенку назначается ведущий специалист (куратор, который отслеживает своевременность и правильность оказания ему психолого-педагогической и медико-социальной помощи, ее эффективность, динамику развития ребенка и выходит с инициативой повторных обсуждений на ПМПк.
5.9. При необходимости углубленной диагностики и (или) разрешения спорных вопросов специалисты ПМПк рекомендуют родителям (законным представителям) обратиться в областную психолого-медико-педагогическую комиссию.
5.10. Специалистами ПМПк ведется следующая документация:
• журнал записи и учета детей на ПМПк (прил. №2);
• журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов ПМПк и коллегиальных заключений и рекомендаций ПМПк (прил. №3);
• индивидуальная карта учета динамики развития ребенка;
• протоколы заседаний ПМПк;
• заключения и рекомендации специалистов;
• аналитические материалы.
5.11. У председателя ПМПк находятся нормативные правовые документы, регламентирующие деятельность ПМПк, список специалистов ПМПк, расписание работы специалистов и консилиума.
6. Порядок подготовки и проведения заседаний ПМПк
6.1. Заседания ПМПк подразделяются на плановые (в том числе первичные и заключительные) и внеплановые (срочные) и проводятся под руководством председателя.
6.2. Первичный – проводится при зачислении ребенка сразу по завершении первичных обследований у всех необходимых специалистов и соответствующих записей в карте развития ребенка. До начала ПМПк его участники должны иметь возможность ознакомиться с содержанием карты развития. Его цель – определение особенностей развития ребенка, возможных условий и форм его обучения, необходимого психологического, логопедического и (или) иного сопровождения педагогического процесса. Задачами этого ПМПк являются : определить проблему, выступающую на первый план в данный момент; связать между собой задачи обучения и коррекции; назначить сроки выполнения коррекционной программы и дату проведения следующего ПМПк. Все решения и рекомендации являются обязательными для всех специалистов, проводящих коррекционную, учебную и воспитательную работу с ребенком.
6.3. Плановый – рекомендуется проводить не реже одного раза в квартал. Цель – оценка динамики обучения и коррекции, внесение, в случае необходимости, поправок и дополнений в коррекционную работу. Изменение формы, режима или программы обучения, назначение дополнительных обследований.
6.4. Внеплановый (срочный) – проводится по просьбе воспитателя или любого из специалистов, работающих с воспитанником, в случае необходимости (длительная болезнь, неожиданная аффективная реакция, возникновение иных внезапных проблем в обучении или коррекционной работе). Цель – выяснение причин возникающих проблем, оценка размеров регресса, его устойчивости, возможности преодоления, обсуждение изменения режима или формы обучения.
6.5. Заключительный – проводится в преддверии окончания учебного года. Цель – оценка статуса ребенка на момент выпуска в школу (готовность к школьному обучению) : приобретенные знания, степень социализации, состояние эмоционально-волевой, поведенческой сфер и высших психических функций. Задачей этого ПМПк является разработка комплексной программы перевода и адаптации ребенка к условиям обучения в школе или ином образовательном учреждении. Реализация этой программы должна быть ориентирована не только на ребенка, но и взрослых (родители, будущие учителя).
6.6. Периодичность проведения ПМПк определяется реальным запросом образовательного учреждения на комплексное, всестороннее обсуждение проблем детей с ограниченными возможностями здоровья и/или состояниями декомпенсации; плановые ПМПк проводятся не реже одного раза в квартал.
6.7. Председатель ПМПк ставит в известность родителей (законных представителей) и специалистов ПМПк о необходимости обсуждения проблемы ребенка и организует подготовку и проведение заседания ПМПк.
6.8. На заседании ПМПк ведущий специалист, а также все специалисты, участвовавшие в обследовании и/или коррекционной работе с ребенком, представляют заключения на ребенка и рекомендации. Коллегиальное заключение ПМПк содержит обобщенную характеристику структуры психофизического развития ребенка (без указания диагноза) и программу специальной (коррекционной) помощи, обобщающую рекомендации специалистов; подписывается председателем и всеми членами ПМПк.
6.9. При направлении ребенка на ПМПК индивидуальная карта учета динамики развития ребенка выдается родителям (законным представителям) на руки.
7. Обязанности и права членов ПМПк
7.1. Специалисты ПМПк имеют право :
• вносить предложения по профилактике физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок и срывов воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, организации лечебно-оздоровительных мероприятий и созданию психологически адекватной образовательной среды;
• вносить предложения по работе ПМПк и обсуждаемым проблемам;
• выбирать и использовать методические средства в рамках своей профессиональной компетенции и квалификации.
7.2. Специалисты ПМПк обязаны :
• не реже двух раз в год вносить в индивидуальную карту учета динамики развития ребенка сведения об изменениях в состоянии развития ребенка в процессе реализации рекомендаций;
• руководствоваться в своей деятельности профессиональными, этическими принципами, нравственными нормами;
• сохранять конфиденциальность сведений, некорректное использование которых может нанести ущерб здоровью, психологическому состоянию ребенка и его семье;
• защищать всеми законными средствами на любом профессиональном, общественном и государственном уровне права и интересы детей и их родителей (законных представителей).
8. Ответственность членов ПМПк
8.1. Члены ПМПк несут ответственность за:
• невыполнения либо выполнения не в полном объеме и не в установленные сроки функциональных обязанностей;
• за жизнь и здоровье детей во время проведения психологического, логопедического обследования;
• несоблюдение действующего законодательства.
8.2. Члены ПМПк не вправе разглашать служебную информацию и информацию о персональных данных воспитанников, родителей (законных представителей, ставшую им известной в связи с работой в составе ПМПк. За разглашение указанной информации члены ПМПк несут дисциплинарную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Приложение № 1
к Положению о
психолого-медико-педагогическом
консилиуме МБДОУ детский сад 12
ДОГОВОР
между Муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением детский сад общеразвивающего вида № 12 с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному направлению развития воспитанников (в лице руководителя образовательного учреждения) и родителями (законными представителями) воспитанника
МБДОУ детский сад 12 о его психолого-медико-педагогическом
обследовании и сопровождении
Руководитель
МБДОУ детский сад 12
___
___
___
(фамилия, имя, отчество)
___
подпись
М. П.
Родители (законные представители) воспитанника
___
___
___
___
___
___
(фамилия, имя, отчество ребенка и родителей (законных представителей, характер родственных отношений в соответствии с паспортными данными)
подпись ___
Информирует родителей (законных представителей) воспитанника об условиях его психолого-медико-педагогического обследования и сопровождения специалистами ПМПк
Выражают согласие (в случае несогласия договор не подписывается) на психолого-медико-педагогическое обследование и сопровождение воспитанника в соответствии с показаниями, в рамках профессиональной компетенции и этики специалистов ПМПк
Дают согласие на работу с персональными данными ребенка
Приложение № 2
к Положению о
психолого-медико-педагогическом
консилиуме МБДОУ детский сад 12
Журнал записи детей на психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк)
№
п/п Дата,
время Ф. И. О.
ребенка Дата
рождения
(число,
мес., год) Пол Инициатор
обращения Повод
обращения График
консультирования специалистами
Приложение № 3
к Положению о
психолого-медико-педагогическом
консилиуме МБДОУ детский сад 12
Журнал регистрации заключений и рекомендаций
специалистов и коллегиального заключения и рекомендаций
психолого-медико-педагогического консилиума ПМПк
№
п/п Дата,
время Ф. И. О.
ребенка Воз-
раст Пол Проблема Заключение
специалиста
или коллеги-
альное заклю-
чение ПМПк Реко-
менда-
ции Специалист
или состав
ПМПк