Селенкова Александра
Половое воспитание как фактор обеспечения психологического здоровья личности в дошкольном детстве
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание – это самая важная работа из всех, которые когда-либо, приходится выполнять; это непрекращающийся процесс, требующий немалых усилий с обеих сторон. Воспитывающим взрослым хочется вырастит детей так, чтобы они были здоровыми, счастливыми, хорошо подготовленными к жизни людьми, чтобы они чувствовали свою защищенность в семье и принадлежность к ней, чтобы они ощущали уверенность в своих силах и свою уникальность и чтобы это давало им возможность развивать чувство ответственности и веры в себя, чтобы это помогало им справляться и решать проблемные жизненные ситуации и достигать желаемых целей.
Темочки:
Возникают вопросы: «А как это сделать? Какими принципами руководствоваться и какие методики использовать? Каким должно быть воспитание? Как добиться того, чтобы воспитание было разносторонним, глубоким, честным, мудрым?»
Исключительных ответов, - нет! Больше, всё же, остается вопросов, однако, знание и понимание особенностей детской психики, её фундаментальных составляющих и механизмов, запускающих их работу с рождения малыша, дают возможность наставникам выбирать наиболее оптимальные системы воспитания и осуществлять, тот самый, индивидуальный подход в развитии и обучении детей. Все эти усилия, во многом, направлены на формирование психологического здоровья, которое является результатом
взаимодействия развития, обучения и воспитания детей на каждом этапе онтогенеза.
Психологическое здоровье растущего человека зависит напрямую от качества его психического развития, от уровня формирующейся психологической грамотности, которая закладывает основы психологической культуры развивающейся личности.
Одним из факторов, обеспечивающих психологическое здоровье развивающейся, в дошкольном детстве, личности – является половое воспитание.
Значение полового воспитания в жизни человека очень велико. Не случайно, по утверждению исследователей этой проблемы, человечество никогда не позволяло себе забывать о важности подготовки мальчиков и девочек ко взрослой жизни.
Дело в том, что половое воспитание освобождает от ложного чувства стыда, мешающего любить другого человека, от неверного отношения к одной из важнейших сторон жизни – взаимоотношениям между мужчиной и женщиной, помогает осознать и освоить некоторые обязанности, чрезвычайно важные для предстоящей, в будущем, семейной жизни.
Наши дети растут и развиваются в условиях демократичного, свободного отношения к вопросам пола и секса. Интимная сторона взаимоотношений между полами стала открытой, это можно увидеть в газетах, журналах, по телевидению, в интернете, к которому, как правило, есть доступ в любых гаджетах, уже освоенных многими дошкольниками. В связи с этим половое воспитание, сегодня, является важнейшей составляющей во всем процессе воспитания.
Оградить ребенка от потока информации просто невозможно, да и делать этого нельзя, потому что рано или поздно, ему придётся столкнуться с реальностью. И задача, в первую очередь, родителей, и, конечно наставников, дать понятия ребёнку с раннего детства, что хорошо и естественно, а что – плохо.
Современные дети нередко слышат от окружающих людей, друзей и даже родственников
нецензурные обозначения половых органов, они усваивают эти слова, включают в свой лексикон, начинают их употреблять среди сверстников. В результате у детей уже с самого раннего возраста формируется неправильное отношение к этой, очень важной стороне человеческой жизни, что чревато возможными проблемами в их дальнейших семейных отношениях, отношениях с противоположным полом.
К сожалению, многие родители недооценивают важность полового воспитания, пуская этот вопрос на самотёк. На самом же деле, всё не так уж и сложно, как может показаться, на первый взгляд.
Половое воспитание не должно выделяться на фоне общего воспитания ребёнка дошкольного возраста.
Этот аспект не относится к наставлениям или навязыванием ребёнку вопросов пола и секса. Эти темы должны раскрываться дошкольнику так же, как и все остальные. Изначально ребёнок не знает и не понимает, что вопросы, откуда он появился, почему девочки и мальчики по-разному ходят в туалет и т. д., могут вызвать неловкость, стыд и другие неприятные чувства.
Важно помнить, что негативное отношение к вопросам пола и сексуальных отношений взрослые формируют в детях сами. Дети очень тонко чувствуют, какую реакцию вызвал его вопрос у родителей. Он обязательно заметит, как лицо взрослых заливается краской, как они пытаются уйти от ответа, что им неловко и т. д. Если взрослый не уверен, что сможет подобрать правильные слова и в доступной форме объяснить ребёнку интересующие его моменты, то можно воспользоваться детской энциклопедией, посвященной этим вопросам. Но далеко не каждой книжке можно доверять. Прежде, чем показать её ребёнку, нужно её взрослому просмотреть. Если что-то настораживает или рисунки покажутся очень откровенными, не соответствующими возрасту ребёнка, то необходимо поискать другую энциклопедию, которая, действительно поможет. Однако предоставив ребёнку книгу для изучения темы, взрослому придётся многое прокомментировать и объяснить. Кстати, в хороших современных энциклопедиях имеются пояснения, которые помогают взрослому подобрать нужные слова в такой беседе. Но всё же следует использовать книгу только как наглядное пособие, а не как замену «живого» разговора с ребёнком.
Что же такое половое воспитание?
Некоторые взрослые смутно представляют, что такое половое воспитание. Кто-то считает, что эта сторона воспитания ограничивается лишь сексуальным аспектом. На самом деле, половое воспитание является широким понятием, которое включает в себя несколько составляющих:
1. Половое воспитание подразумевает ознакомление ребёнка с основами половой жизни.
2. Половое воспитание призвано прививать ребёнку гигиенические навыки.
3. Важная сторона полового воспитания – знакомство ребёнка со строением человеческого тела, особенностями женского и мужского организма, анатомо-физиологическими различиями.
4. Половое воспитание развивает нравственную личность, адекватное отношение к противоположному полу.
5. В результате полового воспитания мальчик должен освоить мужскую роль, девочка – женскую, учитывая при этом общественные и моральные нормы.
Мальчик должен понимать, что он в будущем станет юношей, мужчиной, папой, а девочка – девушкой, женщиной, мамой.
Половое развитие детей дошкольного возраста.
Половые различия психологического характера у детей можно заметить с самого рождения. Мальчикам наибольшее удовольствие доставляет показ ярких игрушек, то есть то, что они могут увидеть. А девочкам больше по душе ласковый мамин голос. Не зря говорят, что мужчины любят глазами, а женщины – ушами. Для девочек гораздо важнее телесный контакт с мамой, тогда как мальчики, как правило, не так часто в этом нуждаются как девочки. Начиная с двух лет, можно заметить, что у девочек свои игры – у мальчиков – свои. Дети двух-трех лет трогают свои половые органы, а также гениталии других детей. И часто родители, которые заметили детей за этим занятием, начинают ругаться, потому что не понимают, почему они это делают. У многих родителей по этому вопросу сразу же появляется извращенное представление, тогда как дети всего лишь хотели узнать, в чем состоит их отличие, сходство. Для детей двух лет интерес к половым органам такой же, как, например, к строению своей руки, пальчиков, лица и других частей тела. Необходимо помнить, что попытка подавить проявление полового инстинкта не уничтожает интерес, а только создаёт комплекс вины, запутывает ребёнка и вызывает у него желание сделать что-то тайком.
В три года ребёнок уже чётко понимает, кто он – мальчик или девочка. В этом возрасте дети отличают мальчиков от девочек по внешним признакам: одежде, имени, волосам, игрушкам. Главным анатомическим различием для детей трёх лет является то, как они писают: мальчики – стоя, девочки – сидя. Как правило, в три года у детей начинает появляться чувства стыда, когда их кто-то видит голым или когда они увидели обнаженным другого человека. В пять лет дети уже знают и понимают, что в будущем они станут мамами папами. Именно в этом возрасте дети начинают задавать взрослым каверзные вопросы, как они появились, что делают тетя с дядей в телевизоре.
Что родителям нужно усвоить в вопросе полового воспитания детей?
Безусловно, правильно подобрать слова на каверзные вопросы детей не так-то просто, тем более, если вопрос неожиданный. Заботливые родители переживают, что можно говорить, а что – нельзя, в какой форме лучше это сделать, в каком возрасте.
Для этого взрослые должны усвоить следующие моменты.
1. Половое воспитание – это не отдельная сторона, а один из компонентов общего воспитания ребёнка. Не стоит на этом заострять внимание, всё должно проходить гармонично, планомерно, в соответствии с возрастом ребёнка.
2. Половое воспитание начинается с самого рождения ребёнка, а не в период полового созревания. В раннем детстве закладывается фундамент личности ребёнка и в дальнейшем, что – то исправить уже практически невозможно. Поэтому очень важно, чтобы у ребёнка уже в дошкольном детстве были сформированы правильные представления об окружающем мире.
3. Между ребенком и родителями должны быть доверительные отношения, чтобы он мог спокойно, не боясь и не стесняясь, задавать интересующие его вопросы. Ребёнок должен быть уверен, что взрослые его выслушают и не накажут.
Необходимо также помнить, что ирония по отношению к чувствам ребёнка может серьёзно ранить его. Лучшее, что может сделать взрослый, - это уважение, принятие того, что у ребёнка уже есть сфера личных переживаний. Важно дорожить доверием малыша, не злоупотреблять им, пользуясь преимуществами старшего и более опытного.
4. В случае, если взрослый стыдится неловких вопросов своего ребёнка, - это его личные психологические проблемы и комплексы, поэтому необходимо провести работу над собой, над своими стереотипами. Задача – не передать свои комплексы ребёнку. Для этого не стоит рассказывать о своём сексуальном опыте и ошибках даже взрослым детям, тем более дошкольникам. В анатомических различиях мужчины и женщины, процессе зачатия нет ничего постыдного. Ни про один орган человеческого тела, в том числе и половой нельзя сказать, что он плох или его нужно стыдиться. Жизнь каждого человека зарождается одним и тем же способом.
Как говорится, что естественно, то небезобразно. И это очень важно, в первую очередь, понять родителям, чтобы правильно донести это до своих детей.
5. Родителям следует обратить внимание на то, чтобы во время гигиенических процедур ребёнок правильно употреблял нужные слова. Они должны быть для детей естественными, как и все другие. Не стоит употреблять специальные (детские) выражения, которые для ребёнка удобны, но от которых впоследствии придётся отвыкать.
Как правильно донести до ребёнка информацию по деликатным вопросам?
Ребёнку нужно дать понять, что зачатие, то есть секс, - это не то, чего нужно стыдиться, это не что-то грязное и постыдное. Очень важно, чтобы ребёнок понял, что интимная близость, зачатие происходит по любви между мужчиной и женщиной.
Реакция взрослых на интерес ребёнка к интимной сфере человеческой жизни должна быть естественной, как будто вам ребёнок задаёт вопрос, почему летают птицы, зачем кошке хвост и т. д. Ответ нужно дать сразу, не откладывая. Причем необходимо помнить, что ответы на такие вопросы не должны быть долгими, не должны превращаться в лекции. Ясный вопрос – четкий ответ. Ответ должен быть понятен ребёнку, соответствовать возрасту, не надо вдаваться в детали.
Ребёнок должен почувствовать, что вы доброжелательно относитесь к его вопросам. Поэтому ни в коем случае нельзя кричать, стыдить, смеяться, иронизировать.
Если ребёнок задал вопрос, то уходить от ответа не стоит, иначе он будет искать информацию у недостоверных источников.
Многие психологи советуют во время подобного разговора с ребёнком, отвечая на его вопросы, возможно будет полезно обратиться к истории рода и создать совместно генеалогическое древо семьи. Ребёнок может с удовольствием нарисовать маму и папу, дядю и тётю, бабушку и дедушку. Подобные беседы оказывают продуктивное влияние на развитие у ребёнка представлений о том, откуда он взялся, откуда родом, кто были его прародители, а также способствуют формированию понимания жизненных закономерностей, подчиняющихся ходу времени. (ребенок становится родителем, родитель бабушкой или дедушкой)
В заключении, хотелось бы подчеркнуть, что то, что мы делаем, как мы живём, как мы сами относимся к вопросам полового воспитания и формирует в сознании ребёнка модели поведения и восприятие мира, с его сложными связями Личный пример, семейные отношения и поведение родителей, - вот что имеет колоссальное значение. Если мама часто кричит на папу, может позволить себе бранные слова в его адрес, если папа груб по отношению к маме, то что бы взрослые ни говорили своему малышу о любви и взаимопонимании в семейных отношениях между мужчиной и женщиной, он воспримет именно ту модель семьи, которую ему продемонстрировали и, скорее всего, в дальнейшей жизни будет проецировать её на свою семью.
Поэтому, чтобы обеспечить своему ребёнку достойное воспитание, в том числе и половое, нужно начинать взрослым с себя, со своего поведения и работой над своими ошибками, ведь, воспитывая ребёнка, мы воспитываем и самих себя.