Елизавета Мельникова
Поликультурное воспитание
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательный проект "Цветные ладошки"
Цель и задачи проекта:
Основной целью проекта является ознакомление детей с культурами других наций, повышение уровня социокультурной компетентности у дошкольников, развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, воспитание толерантности и культуры межнационального общения.
Задачи проекта:
Публикация «Поликультурное воспитание» размещена в разделах
• Приобщение к разным видам национальной культуры народов России посредством участия в разнообразных видах детской деятельности;
• Формирование позитивных эмоционально-чувственных представлений об этнокультурном разнообразии России.
• Формирование умений, навыков и моделей поведения, способствующих эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию.
• Накопление объективных представлений, знаний о своем и иных народах.
• Развитие коммуникативных навыков, умения взаимодействовать в группе сверстников и со взрослыми.
Актуальность проекта:
Россия является многонациональной страной, её населяют десятки народов с самобытными культурами. Поэтому человек в современной социокультурной ситуации находится в среде, образуемой сосуществованием различных национальных культур. Очевидно, что многокультурное общество испытывает потребность в новом мировоззрении, направленном на интеграцию культур и народов с целью их дальнейшего сближения и духовного обогащения.
Во всех основных современных общеобразовательных программах проблема формирования социокультурной компетенции опосредованно прослеживается, но конкретизация данного направления не предусмотрена. Освоение культуры народов, как системы ценностей, приобщение дошкольников к социальной действительности, воспитание маленького гражданина, готового и способного жить в поликультурной среде должно проходить в специально организованной педагогом деятельности, где педагог, опираясь на заинтересованность и имеющийся опыт у ребенка, может стать партнером для последующего обучения дошкольников диалогу культур.
Многонациональный состав воспитанников дошкольных учреждений в нашем регионе ставит перед педагогами задачу разработки новых стратегий и подходов к социализации подрастающего поколения в поликультурной среде дошкольного учреждения. Успешная социализация в такого рода среде включает знание основ не только своей культуры, но также культуры других народов, умение правильно взаимодействовать с ними.
Участники проекта:
Дети старшего дошкольного возраста – родители воспитанников – педагоги.
Продолжительность проекта: 1 год
Продукты проектной деятельности:
• Альбом «Такие разные страны»;
• Альбом «Чудеса света»;
• Макетирование «Жилища разных народов»;
• Творческие мастерские: «Мастерская по изготовлению народных игрушек», «Мастерская по изготовлению атрибутов народного быта», «Ателье народного костюма»;
• Выставки изделий декоративно-прикладного творчества: «Куклы-обереги», «Волшебный клубочек», «Чудесные превращения ниточки»;
• Выпуск семейных газет «Традиции нашей семьи»;
• Фотовыставка «Клуб любителей путешествий»;
• Презентация национальных блюд;
• Дефиле народного костюма.
Планируемые результаты:
Дети проявляют любознательность, обладают установкой положительного отношения к миру, другим людям, могут следовать социальным нормам поведения и правилам во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.
У них сформировано:
- чувство любви к родному, своей Родине, понимание мира как мира без границ, что все люди разные, но не чужие, а другие (от слова «друг»);
-представление о народной культуре, об образе жизни людей, населяющих другие страны, уважительное отношения к людям других национальностей и наследию других народов.
Методическое обеспечение проекта:
• подборка книг и открыток, игр и народных игрушек, знакомящих с историей, культурой, трудом и бытом разных народов;
• уголок краеведения с атрибутами народного быта;
• предметы декоративно-прикладного искусства;
• образцы национальных костюмов (для кукол, детей и взрослых);
• художественная литература (сказки и легенды народов Севера и мира);
• постоянно действующие и меняющиеся экспозиции в мини-музее группы «Калейдоскоп народов России»:
- экспозиция-мастерская – для выполнения с детьми различных поделок, свойственных родной культуре (лепка из соленого теста национальных кондитерских изделий, украшение силуэтов русских барышень, изготовление обрядовых кукол);
- экспозиция-чемодан – в условиях дефицита помещения эта экспозиция самая актуальная, так как занимает мало места. Содержимое чемодана составляют частные коллекции педагогов и родителей (поделки дымковских мастеров, белорусские соломенные игрушки, полотенца с орнаментами и др.);
- экспозиция-библиотека – основу составляют художественные альбомы из серии «Великие художники», портреты детских писателей, книжки-раскраски «Народные костюмы».
Механизм реализации проекта
Проект не является компонентом базовой части основной общеобразовательной программы, а является вариативным звеном воспитательно-образовательного процесса, обеспечивающим индивидуальный характер социального развития воспитанников. Проект реализуется через систему совместных и индивидуальных организованных форм обучения, развлечений, праздников по поликультурному воспитанию.
Этапы работы:
1 этап – подготовительный: сентябрь – октябрь
• Изучение контингента родителей (национальная принадлежность, составление социального паспорта;
• Анкетирование и опросы родителей на выявление актуальности проблемы поликультурного воспитания;
• Подготовка консультаций для родителей:
- «Совместная работа ДОУ и семьи в поликультурном воспитании дошкольника»;
- «Поликультурное воспитание детей и их родителей через организацию семейных чтений»;
• Оснащение мини – музея народного быта;
• Подбор материала о странах ближнего и дальнего зарубежья (географическое положение, национальные костюмы, традиции и т. д.);
• Подбор образцов народного быта, национальных костюмы для кукол, детей и взрослых;
• Подбор художественной литературы «Сказки народов России», «Сказки народов мира»;
• Подбор музыкальных произведений «Танцы и песни народов мира»;
• Подбор материала «Изобразительное искусство народов России и мира»;
• Оформление картотеки народных подвижных игр разных стран;
• Оформление видеотеки «Народные традиции разных стран»;
• Подбор (создание) мультимедийных презентаций о разных странах.
2 этап – реализация проекта: ноябрь – апрель
Системная паутинка проекта
Образовательная область
Социально-коммуникативное развитие
Формы работы:
Тематические цикловые занятия: «Узнаем друг о друге», «Что такое, кто такой?»;
Познавательные беседы: «Что в имени моем?», «В нашей группе дети – дружней всех на свете», «Играют дети на всей планете»;
Коммуникативные игры: «Спиной к спине», «Паровозик с именем», «Я хочу подружиться с тобой» и др;
Игровые ситуации: «Гостеприимный теремок», «Давайте жить дружно», «Как бы ты поступил?»;
Народные праздники, развлечения и забавы «Коляда, коляда!», «Хейро», «Широкая масленица»;
Акция «Доброе сердечко»;
Фотовыставка «Клуб любителей путешественников;
Речевое развитие
Формы работы:
Рассматривание альбомов, картин по теме;
Пальчиковые игры;
Кинезиологические упражнения, биоэнергопластика;
Развивающие игры «Расскажи стихи руками»;
Составление описательных рассказов (по костюмам);
Составление и отгадывание загадок по теме;
Речевые игры.
Познавательное развитие
Формы работы:
Видео-презентации «В горнице моей», «Жизнь и быт народов Севера», «Широка страна моя родная», «Гуляй, масленица» и др. ;
Познавательная игротека: «Игры народов мира», «Игры народов Севера», «Географические игры»:
Организация тематических дней:
- День народного танца
- День народных игр
- День национальных традиций
- День народных сказок
- День народного костюма;
Создание альбомов «Такие разные страны», «Чудеса света»;
Макетирование «Жилища разных народов»;
Знакомство с объектами этнокультурного и природного окружения (посещение музеев, городских народных ярмарок и праздников «Большой Аргиш», «Проводы русской зимы» и др.);
Художественно-эстетическое развитие
Формы работы:
Знакомство с народными промыслами:
Художественно-творческие мастерские: «Мастерская по изготовлению народных игрушек», «Мастерская по изготовлению атрибутов народного быта», «Ателье народного костюма»;
Фольклорные концерты и конкурсы; театрализованные представления;
Знакомство с русскими народными сказками;
Знакомство со сказками народов Севера;
Знакомство со сказками народов ближнего зарубежья;
Знакомство со сказками народов мира;
Игры-драматизации по мотивам народных сказок;
Знакомство с музыкальными инструментами разных народов;
Знакомство с музыкальной и танцевальной культурой народов мира;
Танцевальные выступления на различных мероприятиях (городские, региональные, федеральные конкурсы («Подснежник»,«Небо танцует», фестивали «Солнышко в ладошках», «Благовест»).
Физическое развитие
Формы работы:
Тематические спортивные развлечения;
Подвижные игры народов Севера;
Подвижные игры народов мира.
3 этап – заключительный: май
• Итоговое мероприятие – музыкально-спортивное развлечение «Путешествие на остров Дружбы».
• Анализ и обобщение результатов проекта.
• Презентация проекта.