Анастасия Ткаченко
Поликультурная образовательная среда как основа формирования межэтнических отношений учащихся
▼ Скачать + Заказать документы
Одни из главных механизмов преодоления негативных процессов в жизни общества является формирования культуры межэтнических отношений в обществе в системе образования. Ведь именно в период обучения в школе формируются основы мировоззрения и миропонимания личности и происходит поликультурное развитие ребенка. Таким образом, целью школы является не только обеспечение общего образования, но и приобщение учащихся к родному языку, этнокультуре, истории, воспитание культурных межнациональных отношений у учащихся,
Публикация «Поликультурная образовательная среда как основа формирования межэтнических отношений учащихся» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция ноябрь 2016
Межэтнические отношения – это хрупкий и деликатный материал. Соседство различных культур, традиций не только интересно, но и очень ответственно. Здесь важны согласованность и такт, высокий профессионализм, бережное и терпеливое отношение к людям различных национальностей, к их истории, культуре, обычаям. духовных ценностей.
Как отмечают многие ученые, что культура межэтнического общения закладывается не на генетическом уровне, а она социальном и должна быть воспитана. Если воспитывать с детства, учитывать сензитивные периоды, доброту, честность, умственные способности, трудолюбие, то нужно рассматривать культуру межэтнического общения как составляющую нравственности и формировать ее как базис личностной культуры. Исследования социологов показывают, что национальный фактор становится чувствительным для детей, начиная с младшего школьного возраста. У ребенка начинают появляться вопросы на счет его внешности, речи и поведения. В данный период начинают развиваться основы национального самосознания
Важнейшим условием нормальной жизни людей является общение, в процессе которого учащиеся усваивают систему ценностных ориентаций, нравственные установки. Рассматривая культуру межэтнического общения как составляющую культуры поведения людей. Благодаря этому воспитание у школьников культуры межэтнического общения - это процесс развития у детей положительного отношения к личности человека, интереса к культурному многообразию, формирования в нем национального самосознания, стремления понять и принять другую культуру, воспитание на этой основе благожелательных отношений к людям различных наций.
В современной педагогике говорится, что в настоящее время уделяется большое внимание формированию культуры межэтнических отношений у учащихся, таким образом, необходима межэтническая толерантность- это принятие внутренней установки личности относительно ценностей, готовность к межэтническим контактам, культурных особенностей других народов. Межэтническая толерантность считается доминантой культуры межэтнических отношений. Формировать ее как направленность личности необходимо в образовательном процессе, создавая все необходимы условия для конструктивного взаимодействия с другими представителями различных наций.
Наблюдение за развитием у детей начальной школы межэтнических отношений, проводится в процессе разных видов деятельности: урочной, внеурочной, внешкольной, бытовой. Ведутся записи наблюдений за учащимися, записываются конкретные факты детских проявлений, после составляется план работы по развитию межэтнических отношений у учащихся.
Целенаправленные наблюдения за школьниками дают эффективные результаты, позволяющие показать общую картину: прививаются ли общекультурные и традиции народов в повседневной деятельности учащихся, интересуются ли школьники историей происхождения различных традиций, знают ли учащиеся такие понятия как межэтническая толерантность и поликультурность.
Именно поэтому очень важно, чтобы школа не только давала ребенку знания для успешной будущий жизни и карьерного роста, но также воспитывала школьников как личность, прививала любовь и уважение к семье, и учила любить своё Отечество и заботиться о его благополучии.
Главная цель поликультурного образования заключается в развитии у учащихся уважении к уникальности культуры разных народов, чувствительности к этническим различиям, терпимости к разным поведениям, готовности реагировать на изменения, а также гибкости в принятии альтернативных решений и отсутствие завышенных ожиданий от общения с людими разных национальностей.
Содержание поликультурного образования должно отражаться на идеи гуманизма, демонстрировать то общее, которое позволит людям жить в мире, понимать взаимозависимости народов в современных условиях. Кроме этого, поликультурное образование о выступает в виде условия развития межэтнической толерантности личности, как условие сохранения разнообразия культур, религий, этносов, непохожесть, исторического права на отличие, знаковость этносов и народов.
Поликультурное образование - это процесс подготовки индивида к социальной, экономической реальности и политической, в котором используются культурные и языковые ресурсы, и формируется интерактивное межкультурное взаимопонимание.
Хочется также отметить, что развитие национального самосознания в оптимальном сочетании с общечеловеческими ценностями нравственной культуры межэтнических отношений -это один из важнейших и сложных вопросов в практике и теории воспитательной работы. Решение этой задачи является включенностью в процесс образования педагогов обладающих поликультурной грамотностью, предполагающей понимание свойств среды, в которой мы живем, ее влиянием на окружающих и способность осуществлять гибкий подход по отношению к национальным и культурным нормам на основе самопознания.
Межэтнические отношения должны понимается учениками не просто как терпимое отношение к чему-то иному, отличающемуся от привычного нам, но и как принятие того факта, что окружающий мир и населяющие его культуры очень разные. При этом каждая культура уникальна и неповторима. Школьники должны понимать, что только признание межэтнического и религиозного многообразия, понимать и уважать особенности культуры, присущих представителям других наций и религий, в сочетании с демократическими ценностями гражданского общества могут содействовать созданию межэтнической атмосферы жизни нашей страны.
Важную роль овладениями педагогическими навыками, знаниями играет учитель. Если между родителями и классным руководителем существует взаимопонимание, учитель может попросить родителей рассказать о результатах своих наблюдений за своими детьми, обеспечивая этим единство требований школы, классного коллектива и семьи. Поэтому именно такое взаимопонимание должно устанавливаться в работе учителя с родителями при развитии межэтнических отношений у школьников.
Ведь именно семья играет главную роль в развитии межэтнических отношений личности и личный пример родителей является важнейшим методом развития межэтнических отношений, то совместная работа учителя и родителей помогает добиться наилучших результатов в формировании нравственных качеств учащихся, в формировании межэтнических отношений личности, в увеличении знаний школьников о культуре своего народа и культуре других наций, а также, повышения уровня воспитанности учащихся, через включение школьника в какую-нибудь деятельность, направленного характера.
В формировании культуры межэтнических отношений является на сегодня одной из важных и главных задач в воспитании полноценной личности ребенка. В современных социальных, политических и культурных условиях люди очень мало стали интересоваться культурой и жизнедеятельностью людей других наций. Взаимоотношения разных национальностей и также стран мира, уже сложившиеся в человеческом сообществе эти социальные ситуации, оказывают важное воздействие на принятие общечеловеческих ценностей людьми и развитии культурных норм поведения. В условиях современного мира этот аспект не находит довольно достаточного развития и остается нереализованным. Главной составляющей частью культуры межэтнических отношений является соблюдение всех нравственных требований: уважения, такта, доброжелательного отношения к представителям разных культур. Бестактность, грубость, равнодушие, пренебрежение теми или иными традициями разных наций и нравами приносят вред и тем, к кому они направлены, и, не в меньшей степени, тем, кто их проявил. Ведь именно видеть в другом человеке человека, в другом народе народ, в другом государстве государство со всеми положительными и отрицательными сторонами, любить и уважать других, тем самым, увеличивая любовью уважение к себе — вот основы гуманистической культуры межэтнических отношений.
Таким образом, главную роль в изменении будущего общества отводится классному руководителю. На учителя возлагаются огромные надежды в формировании личности учащихся. Он должен как можно быстрее выработать у школьников умение объединяться, учитывая все разнообразие мира, в котором мы живем. также нужно научиться работать и общаться с теми, кто совсем другой и не похож на отдельную личность, что необходимо для того, чтобы научиться жить в многоликом мире. Усвоение знаний межэтнической культуры разных народов, являться результативным средством формирования межэтнических отношений у учащихся. Способность, принимать людей другой нации и взаимодействовать с ними это и есть еще одно из качеств, определяющих выживание человека в современном мире.
Список литературы
Артюхова, И. С. Формирование толерантности в ходе проведения внеклассной работы/ И. С. Артюхова // Начальная школа. - 2008. - №9. - С. 41-44.
Воспитание толерантной личности в поликультурном социуме. Сборник авторских и адаптированных программ Под ред. В. С. Кукушина. - Ростов - н/ Д: ГинГо, 2004. - 271с.
Кожурова, А. А. Формирование ценностного отношения у младших школьников к этническим традициям в поликультурной среде / А. А. Кожурова // Общедидактические и лингвометодические проблемы в образовательных учреждениях Якутии / Материалы науч. -практ. конф., 8 апреля 2006г. – Якутск, 2006. – С. 42-44.
Поликультурное образовательное пространство России : история, теория, основы проектирования : Монография / В. П. Борисенков, О. В. Гукаленко, А. Я. Данилюк. — М. — Ростов н/Д, 2004. — 576 с.
Селюкова, Е. А., Фокина, М. Н. Межэтнические отношения учащихся школы
Тилова, Х. Х. Формирование толерантности у младших школьников в полиэтническом регионе/ Х. Х. Тилова. - М., 2007.
Формирование толерантной личности в полиэтничеcкой образовательной среде. Учебное пособие / Под ред. В. Н. Гурова, Москва 2004.