Ольга Гончарова
Выступление на педсовете «Системный подход к здоровью — основа формирования всесторонне развитой личности»
▼ Скачать + Заказать документы
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы» В. А. Сухомлинский
ФГОС ДО представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Вместо двух образовательных областей «Физическая культура» и «Здоровье», которые предусматривали ФГТ, в содержании Стандарта представлена образовательная область «Физическое развитие». ФГОС ДО направлен на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в т. ч. их эмоционального благополучия, формирование общей культуры личности детей, в т. ч. ценностей здорового образа жизни, развития их физических качеств. Важно отметить, что в Стандарте понятие «здоровье» дается более конкретно - психическое и физическое, добавляется новое понятие «Эмоциональное благополучие», акцентрируется внимание на формирование общей культуры личности, ценностей здорового образа жизни.
Публикация «Выступление на педсовете „Системный подход к здоровью — основа формирования всесторонне развитой личности“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Во ФГОС ДО задачи образовательной области «Физическое развитие» решаются в трех направлениях: приобретение опыта двигательной деятельности, становление целенаправленности, саморегуляции в двигательной сфере и овладение нормами и правилами здорового образа жизни.
Говоря о модели организации образовательного процесса, следует отметить, что ФГОС ДО также предусматривает комплексно-тематическую модель. Кроме того, в Стандарте акцентрируется внимание на предметно-средовой модели, которая состоит в создании условий развития ребенка, а именно создании предметно-пространственной развивающей образовательной среды. Согласно Методическим рекомендациям для ДОО по составлению основной образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования и примерной ООП ДО интегрированный подход в дошкольном образовании заключается в осуществлении не только содержательных, но и формальных целей и задач воспитания и развития, а также в установлении системы следующих связей :
* компоненты содержания разных разделов программы (межвидовая интеграция);
* взаимодействие методов и приемов воспитания и обучения (методическая интеграция);
* синтез детских видов деятельности (деятельностная интеграция);
* интеграция различных организационных форм взаимодействия педагогов с детьми и родителями.
Требования к условиям реализации образовательной программы:
* кадровым,
* психолого-педагогическим,
* материально-техническим,
* финансовым условиям,
* развивающей предметно-пространственной среде.
Важным положением, на котором следует остановиться, являются результаты освоения образовательной программы дошкольного образования.
Во ФГОС ДО планируемые результаты представлены как целевые ориентиры, под которыми понимаются не обязательные для всех детей, появляющиеся или формируемые к определенному возрасту качества, знания, умения, способности, ценности и т,д., а только возможные, вероятностные результаты. В отличие от целей они не соотносятся с возрастом детей, т. е. не определяются во времени. Оценка работников детских садов и самих образовательных организаций на основании результатов развития ребенка не проводится. Оценка развития воспитанников должна осуществляться индивидуально и основывается не на их сравнении с нормой, а путем выявления особенностей индивидуального развития ребенка и анализа повлиявших на это факторов.
Согласно ФГОС ДО образовательная программа дошкольного образования должна быть направлена на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Главным источником развития личности в соответствии ФГОС ДО является предметно-пространственная развивающая образовательная среда. Педагог должен выполнять ряд требований, в соответствии с которыми обеспечивается насыщенность, вариативность, доступность, безопасность среды, трансформируемость пространства и полифункциональность материалов.
Педагог выстраивает взаимодействие с ребенком в совместной, коллективно-распределенной, партнерской деятельности. В разделе «Требования к кадровым условиям реализации Программы» Стандарта говорится о том, что педагогические работники должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания социальной ситуации развития детей. Перечислим эти компетенции.
Это обеспечение эмоционального благополучия через: непосредственное общение с каждым ребенком; уважительное отношение к каждому ребенку, его чувствам и потребностям.
Как отмечает С. В. Никольская, «в настоящее время у многих дошкольников наблюдается нарушение эмоциональной сферы – тревожность, неуверенность в себе, неустойчивая самооценка, амбициозность, агрессивность, постоянное фиксирование на собственных эмоциональных переживаниях. В процессе физического воспитания необходимо не только учитывать состояние нервной системы ребенка, но и целенаправленно его корректировать». В процессе двигательной деятельности педагог может умело корректировать эмоциональное неблагополучие ребенка с помощью деликатного обращения к нему, подбора игровых упражнений и партнера. Так, агрессивного ребенка, который часто испытывает гнев, необходимо часто хвалить и подбадривать в присутствии других детей, подбирать задание, которое он хорошо умеет делать, выполнять упражнение в паре с ним, привлекать к оказанию помощи другим детям.
Это поддержка индивидуальности и инициативы детей через: создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.
В методике физического воспитания выделяется индивидуально-дифференцированный подход к детям, который предусматривает объединение их в сходные по ряду признаков подгруппы:
* по состоянию здоровья (первая, вторая, третья группы здоровья,
* по уровню двигательной активности (гиперактивные, малоподвижные, дети с нормой,
* по уровню сформированности психофизических качеств (высокий, средний, низкий).
Необходимо выстраивать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей: возраст, пол, уровень развития высшей нервной деятельности, (сила, подвижность, уравновешенность нервных процессов, коммуникативные свойства личности (общительность, замкнутость, индивидуальные особенности психического состояния (тревожность, агрессия, депрессия). Все это позволит продуктивно построить систему отношений «педагог-ребенок» : выбрать стиль общения, регулировать темп, объем физической нагрузки. Таким образом, реализуя индивидуальный подход к детям в процессе организации двигательной деятельности, важно создавать ситуацию успеха, и ситуацию выбора (партнера, физкультурного оборудования, задания).
В соответствии с ФГОС ДО в приоритете активность самого ребенка. Развивать инициативу у детей в процессе двигательной деятельности можно с помощью эвристических и исследовательских методов (классификация М. Н. Скаткина, И. Я. Лернера). Большое внимание педагогу необходимо уделять развитию инициативы в подвижной игре. В результате целенаправленного руководства подвижной игрой дети могут придумывать ее варианты, новые сюжеты, более сложные игровые задания.
Для того чтобы правильно организовать самостоятельную двигательную деятельность дошкольников, педагогу необходимо соблюдать ряд требований:
* создать физкультурно-игровую среду,
* выделить в режиме дня специальное время для самостоятельной двигательной деятельности,
* при планировании продумать соотношение коллективных и индивидуальных занятий,
* владеть методами активизации самостоятельной деятельности детей. Это установление правил поведения и взаимодействия в разных ситуациях через: - создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в т. ч. принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в т. ч. ограниченные) возможности здоровья развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;
-развитие умения детей работать в группе сверстников.
Сокольникова М. Н. в диссертационном исследовании обосновала три этапа процесса воспитания доброжелательных отношений дошкольников к сверстнику на занятиях по физической культурой.
Первый этап направлен на накопление первичного опыта доброжелательных отношений старших отношений старших дошкольников на физкультурных занятиях и создание единства представлений детей о данных отношениях, их значении для эффективной совместной двигательной деятельности при условии активной обучающей и направляющей роли взрослого.
Главное внимание на втором этапе уделяется целенаправленной организации опыта доброжелательных отношений, который обеспечивает дифференцированный подход к подгруппам детей с учетом уровня освоения данных отношений и создания атмосферы широкой доброжелательности на физкультурных занятиях.
На третьем этапе продолжают широко и вариативно использовать ситуации, требующие сложных и самостоятельных форм взаимодействия : от умения понять эмоциональное состояние сверстника, заметить затруднение, к умению поддержать партнера жестом, словом, положительной оценкой и т. п., оказать конкретную помощь.
Это построение развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника, через: создание условий для овладения культурными средствами деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей; поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства; оценку индивидуального развития детей.
Проблемой развития творчества в двигательной деятельности занимались Л. М. Коровина, В. Т. Кудрявцев, Э. Я. Степаненкова, Е. А. Сагайдачная, Т. Н. Яковлева, В. Н. Шебеко, Н. Н. Ермак, В. А. Шишкина, М. В. Мащенко.
Так, метод творческих заданий, который предлагала Л. М. Коровина, строится на варьировании отдельных элементов упражнения (изменение направлений, исходного положения, введение дополнительных действий) и на комбинировании ранее изученных движений. Двигательные эталоны, описанные в парциальной программе развития двигательной активности и оздоровительной работы с детьми 4-7лет В. Т. Кудрявцева, даются не в готовом виде, а в проблемной форме- как игровое экспериментирование, инсценировки, имитация, двигательные парадоксы, перевоплощения, импровизация.
Сегодня важно в организованной образовательной деятельности с детьми использовать следующие активные методы развития : игровые упражнения, дидактические игры с движением, двигательные загадки, парадоксы, проблемные ситуации, экспериментирование и исследование, метод проектов.
Это взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в т. ч. посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи. Направления работы с семьей:
- информационно-аналитическое,
- просвещение,
- информирование,
- совместная деятельность в системе «педагоги-родители-дети».
Формы работы :
- Диагностические ( групповые: родительские конференции; индивидуальные: анкетирование, интервьюирование, беседы, опросы);
- Познавательные ( групповые: психолого-педагогические тренинги, круглые столы, практические семинары; информационно-просветительские6 информационные ширмы, баннеры, тематические выставки, информационные буклеты, газета;
- Информационные ( групповые: родительские собрания, беседы; наглядно-информационные : рекламные буклеты, визитная карточка ДОО, информационные стенды, фотовыставки интернет-ресурсы);
- Досуговые ( групповые: физкультурные праздники и досуги с участием детей и родителей; семейно-творческие: семейные проекты (рукописные книги, дневник наблюдений за ребенком, семейные-альбомы-копилки).
Согласно положениям ФГОС ДО педагог выступает по отношению к ребенку не в роли учителя, а как партнер, и дошкольник занимает не позицию объекта педагогического воздействия, а позицию субъекта, тем самым реализуются субъект-субъектные отношения. В соответствии с методикой физического воспитания часто используемыми приемами в работе являются команды, распоряжения, указания, сигналы и т. д., посредством которых ребенок должен подчиняться и выполнять то, что говорит взрослый. Для развития инициативы, двигательного творчества и самостоятельности детей важно применять метод проблемного обучения, игровой и соревновательный методы.
Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам» — так гласит восточная мудрость. Задача педагогов — научить детей покорять эту вершину.