Евгения Дружинина
Описание предметно-развивающей пространственной среды
▼ Скачать + Заказать документы
Описание предметно-развивающей пространственной среды
Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно-развивающей предметной среды.
Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации (РППС ДОО)- это часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
Публикация «Описание предметно-развивающей пространственной среды» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» январь 2017
Создавая предметно — развивающую среду, мы учитывали, что среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
Проектируя развивающую предметно – пространственную среду в нашей группе, мы опирались на 6 групп требований:
1. Содержательно-насыщенная
2. Трансформируемая
3. Полифункциональная
4. Вариативная
5. Доступная
6. Безопасная (безопасность не только физическая, но и психологическая)
При организации развивающей предметно - пространственной среды необходимо учитывать принципы организации пространства:
1. Принцип активности, самостоятельности, творчества
2. Принцип стабильности и динамичности развивающей среды
3. Принцип комплексирования и гибкого зонирования
4. Организация среды с учетом гендерных различий детей
5. Принцип дистанции, позиции взаимодействия взрослых с детьми
6. Принцип открытости - закрытости
7. Принцип эмоциогенности среды
8. Принцип этапности и учета возрастных особенностей детей
Пространство группы организовано в виде хорошо разграниченных зон, оснащенных большим количеством развивающих материалов. В нашей группе можно выделить три зоны: активная, спокойная и рабочая зона. В активной зоне находятся физкультурно – оздоровительный центр, центр сюжетно-ролевых игр и театральная студия В спокойной зоне – библиотека и центр дидактических игр. В рабочей зоне – центр творчества, центр строительно – конструктивных игр, центр сенсорики, центр ПДД, центр песка и воды.
Границами между зонами в нашей группе служат: ширмы, мебель, напольная мело – маркерная доска, коврики. В нашей группе нет такого, что вся мебель расставлена по периметру. Все предметы и материалы доступны детям.
Возможность изменений развивающей предметно-пространственной среды в нашей группе обеспечивается за счет наличия ширм, мягких модулей, передвижного подиума, невысокой легкой мебели.
Для того чтобы дети чувствовали себя как дома, у интерьера группы должно быть сходство с домашней обстановкой. С этой целью мы используем ковровые покрытия, комнатные цветы, мягкую мебель, торшер, сделанный своими руками.
Всего у нас получилось 10 центров:
1. Физкультурно-оздоровительный центр «Здоровейка»
2. Студия театра «В мире сказок»
3. Центр сюжетно – ролевых игр «Игралочка»
4. Центр ПДД;
5. Центр строительно-конструктивных игр «Собирай-ка»
6. Центр сенсорики «Узнавайка»
7. Творческая мастерская «Каляка-маляка»
8. Центр воды и песка;
9. Центр книги «Книжкин дом»
10. Центр дидактических игр
Физкультурно-оздоровительный центр «Здоровейка»
Этот центр направлен на оптимизацию двигательной активности детей, развитие двигательных качеств и способностей. Он пользуется популярностью у детей.
Студия театра «В мире сказок»
В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Дети - большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей.
По желанию дети могут убрать ширма и это будет сцена для выступлений.
Рядом находится костюмерная с набором костюмов с масками для разыгрывания самых распространенных сценок с участием лисы, волка, медведя и других.
Центр театрализации трансформируется в Центр «Уединения». Бывает время, когда хочется остаться одному, со своими мыслями, настроением, переживаниями. Маленький ребенок также имеет на это право. В условиях детского сада решить это можно через создание центров уединения.
Центр сюжетно – ролевых игр «Игралочка»
В жизни ребенка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Сюжетно-ролевая игра – подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Для развития игровой деятельности необходимо создать предметно-развивающую среду, соответствующую возрасту детей и тематике планируемых сюжетно-ролевых игр.
Вся мебель мобильна, поэтому по желанию детей все перемещается и обустраивается по их желанию.
Центр ПДД
Центр строительно-конструктивных игр «Собирай-ка»
Эта в основном место для мальчишек. Здесь очень много различного строительного материала (конструктор различного вида, деревянный и крупный пластмассовый конструктор, мягкие модули и др.). Есть передвижной подиум, коврики – скрутки и схемы построек. Здесь мальчишки воплощают свои замыслы. Конструктор можно перемещать в любое место группы и организовывать деятельность как с подгруппой, так и индивидуально.
Центр сенсорики «Узнавайка»
Творческая мастерская «Каляка-маляка»
В распоряжении детей акварель, карандаши, гуашь, кисти, бумага разного размера, раскраски, дидактические игры и все, что необходимо для творчества. Здесь дети могут оформлять афиши к своим постановкам, изготавливать головные уборы. К данному центру имеется свободный доступ.
Для выставки работ из пластилина (находится в приемной).
Для выставки детских рисунков, аппликаций.
Центр воды и песка
На полочках для детского исследования размещаются самые разные природные материалы: мел, песок, глина, камни, ракушки, перья, уголь и т. д. Микроскопы, лабораторное оборудование, мерная посуда – все это вызывает у детей особый интерес.
Центр книги «Книжкин дом»
Здесь ребенок может погрузиться в волшебный мир книг. Дети с удовольствием рассматривают красочные иллюстрации любимых книг, пересказывают понравившиеся сказки. А также в литературном центре можно организовать выставку произведений того или иного автора.
Центр дидактических игр
Находится на против центра книги. Ребята по интересам находят себе любые игры, переходят к столам или на ковер и с удовольствие проводят время.
В приемной размещен родительский уголок, куда мы вывешиваем необходимую информацию.
Правильно организованная развивающая среда помогает каждому ребенку найти занятие по душе, узнать свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, что и лежит в основе развития малыша.