Мухина Галина
Показатели умственного развития дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Показатели умственного развития дошкольника
В семье растёт ребёнок. И конечно, родители пристально следят за его развитием, радуются его успехами, огорчаются неудачами. Хочется, чтобы ребёнок вырос не только здоровым, но и умным,способным. Мы учим ребёнка, начиная буквально с момента рождения. И до поры до времени достаточно, чтобы это обучение шло путём показа действий с предметами, подсказывания сюжетов игр, ответов на вопросы, помощи в рисовании и т. д. Но наступает момент, когда для полноценного умственного развития ребёнка становятся необходимыми систематизированные и обобщенные знания. Исследования советских педагогов и психологов показали. что мышление детей конкретно, если им даются конкретные. отрывочные,разрозненные знания. Но если давать знания не отдельных вещах, а простейших общих связях и закономерностях. дошкольники не только начинает их усваивать (во всяком случае с 5 лет,но и учатся использовать в собственных рассуждениях. Их интересы расширяются, мышление становится более обобщенным, глубоким и последовательным. Сейчас на занятиях дети знакомятся с зависимостью строения тела животных от образа их жизни, с понятиями о единице и множестве, о целом и частях и т. д. Но для того, чтобы такое обучение не просто загромождало память ребенка, а способствовало развитию мышления,оно должно опираться на игру, на собственные действия детей с предметами, их изображениями, схемами, моделями. Любых родителей волнует вопрос достаточно, ли для своего возраста развит ребенок, можно ли это проверить? Дети и семьи разные, условия, в которых находится ребёнок,тоже разные. Трудно дать рецепт для оценки умственного развития детей, оно тоже проявляется по-разному. Само по себе количество знаний или навыков не служит показателям развития. Значительно существеннее сами знания, а то как ребёнок умеет им пользоваться, применять их при решении тех или иных задач. Уровень понимания стишка или сказки, умение самостоятельно пересказать содержание, не исказив смысла и последовательности событий,намного важнее, чем запоминание текста. Овладение решением простейших арифметических задач и особенно умением их самостоятельно составлять более важно, чем счёт до бесконечности. Однако и такие показатели достаточно неопределённы - ведь всё зависит от того, какую сказку выбрать для проверки, как шло первоначальное знакомство с числом. Степень любознательности,умственной активности дошкольника - один из важных показателей его умственного развития. Конечно, установить эту степень не так-то легко. Одного количества задаваемых вопросов недостаточно, чтобы судить о любознательности. Очень часто ребёнок спрашивает не потому что действительно чем-то заинтересовался, а просто, чтобы привлечь внимание взрослого, пообщаться с ним Когда ребёнок играет, следует проследить, насколько богаты и разнообразны его замыслы, легко ли он переносит в игру впечатления,полученные от окружающей жизни, как использует игрушки и другие предметы. У детей с низким уровнем умственного развития игры однообразны, в значительной мере они сводятся к многократному повторению элементарных действий с предметами (например, прокатыванию машины взад-вперёд, «кормлению» или «укладыванию» куклы).При хорошем развитии ребёнок строит развёрнутый сюжет игры, охотно использует не только игрушки, но и самые различные предметы (кубики, карандаши, стулья, и др. ,придавая им игровое значение. Замыслы ребёнка достаточно устойчивы, они дополняются и обогащаются в ходе самой игры. Детские рисунки своеобразны. Детский рисунок имеет свои особые средства выразительности и немало может рассказать о том, как ребёнок осознаёт мир, особенно когда мы видим не только готовый результат, но и сам процесс создания рисунка. Здесь прежде всего важно, чтобы ребёнок умел заранее создать определённый замысел - решить, что и как он хочет рисовать, а потом следовал этому замыслу, воплощая его в жизнь. Так же как и в игре замысел может видоизменяться и обогащаться в процессе рисования, но плохо, если он вовсе теряется, не доводится до конца. Следует иметь в виду, что часто ребёнок рисует, играя или рассказывая какую-нибудь историю, дополняет нарисованное жестами или словами. В этих условиях рисунок может получиться непонятным для постороннего. Не беда, для ребёнка этот рисунок имеет определённый смысл, изображающий предметы и события. Возведение построек из кубиков, тех или иных конструкций предъявляет к умственной деятельности ребёнка особые требования. Здесь так же создаётся и воплощается определённый замысел. Если рисунок может строиться в произвольном порядке, то постройка, конструкция требует строгой последовательности в её создании, иначе она просто развалится. Поэтому в процессе конструирования обнаруживается умение планировать свои действия. Кроме того, постройки часто бывают включены в игру: дети возводят дома для кукол, гаражи для машин. Уровень их умственного развития обнаруживается приютом в умении соотносить размеры и другие особенности постройки с её назначением - нужно, чтобы в гараж могла въехать машина. Было бы ошибкой считать, что все дошкольники в равной мере проявляют свои умственные способности во всех видах своего поведения, своей деятельности. Один ребёнок больше увлекается рисованием, другой конструированием, один интересуется животными и растениями, другой увлекается машинами. И поэтому, проявление умственного развития следует искать в первую очередь в тех областях, которые привлекают данного ребёнка. Нужно иметь в виду, что интересы детей и степень овладения разными видами деятельности изменяются с возрастом. Точный возраст формирования тех или иных умственных качеств указать трудно, поскольку дети обладают разным темпом развития. Необычно быстрый темп развития часто представляется окружающим чем-то вроде чуда. Им кажется, что ребёнок сам неведомо как овладевает грамотой, математикой, и др. Однако на самом деле его всему учат взрослые, хотя часто стихийно, неосознанно и не систематически. Конечно, у разных детей разный уровень обучаемости, и то что один ребёнок схватит быстро, потребует от другого длительных усилий. Из всего выше сказанного следует сделать вывод: любознательность, умственная активность, уровень овладения основными видами «детской деятельности» и степень обучаемости могут рассматриваться в качестве основных показателей умственного развития дошкольника. Следует помнить, что умственное развитие тесным образом зависит от условий воспитания и обучения и изменяется вместе с изменением условий.
Воспитатель I категории
Мухина Г. Г.
МБДОУ «Детский сад №1 п. Переволоцкий»