Получи документы

Показатели умственного развития дошкольника

Мухина Галина
Показатели умственного развития дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы

Показатели умственного развития дошкольника

В семье растёт ребёнок. И конечно, родители пристально следят за его развитием, радуются его успехами, огорчаются неудачами. Хочется, чтобы ребёнок вырос не только здоровым, но и умным,способным. Мы учим ребёнка, начиная буквально с момента рождения. И до поры до времени достаточно, чтобы это обучение шло путём показа действий с предметами, подсказывания сюжетов игр, ответов на вопросы, помощи в рисовании и т. д. Но наступает момент, когда для полноценного умственного развития ребёнка становятся необходимыми систематизированные и обобщенные знания. Исследования советских педагогов и психологов показали. что мышление детей конкретно, если им даются конкретные. отрывочные,разрозненные знания. Но если давать знания не отдельных вещах, а простейших общих связях и закономерностях. дошкольники не только начинает их усваивать (во всяком случае с 5 лет,но и учатся использовать в собственных рассуждениях. Их интересы расширяются, мышление становится более обобщенным, глубоким и последовательным. Сейчас на занятиях дети знакомятся с зависимостью строения тела животных от образа их жизни, с понятиями о единице и множестве, о целом и частях и т. д. Но для того, чтобы такое обучение не просто загромождало память ребенка, а способствовало развитию мышления,оно должно опираться на игру, на собственные действия детей с предметами, их изображениями, схемами, моделями. Любых родителей волнует вопрос достаточно, ли для своего возраста развит ребенок, можно ли это проверить? Дети и семьи разные, условия, в которых находится ребёнок,тоже разные. Трудно дать рецепт для оценки умственного развития детей, оно тоже проявляется по-разному. Само по себе количество знаний или навыков не служит показателям развития. Значительно существеннее сами знания, а то как ребёнок умеет им пользоваться, применять их при решении тех или иных задач. Уровень понимания стишка или сказки, умение самостоятельно пересказать содержание, не исказив смысла и последовательности событий,намного важнее, чем запоминание текста. Овладение решением простейших арифметических задач и особенно умением их самостоятельно составлять более важно, чем счёт до бесконечности. Однако и такие показатели достаточно неопределённы - ведь всё зависит от того, какую сказку выбрать для проверки, как шло первоначальное знакомство с числом. Степень любознательности,умственной активности дошкольника - один из важных показателей его умственного развития. Конечно, установить эту степень не так-то легко. Одного количества задаваемых вопросов недостаточно, чтобы судить о любознательности. Очень часто ребёнок спрашивает не потому что действительно чем-то заинтересовался, а просто, чтобы привлечь внимание взрослого, пообщаться с ним Когда ребёнок играет, следует проследить, насколько богаты и разнообразны его замыслы, легко ли он переносит в игру впечатления,полученные от окружающей жизни, как использует игрушки и другие предметы. У детей с низким уровнем умственного развития игры однообразны, в значительной мере они сводятся к многократному повторению элементарных действий с предметами (например, прокатыванию машины взад-вперёд, «кормлению» или «укладыванию» куклы).При хорошем развитии ребёнок строит развёрнутый сюжет игры, охотно использует не только игрушки, но и самые различные предметы (кубики, карандаши, стулья, и др. ,придавая им игровое значение. Замыслы ребёнка достаточно устойчивы, они дополняются и обогащаются в ходе самой игры. Детские рисунки своеобразны. Детский рисунок имеет свои особые средства выразительности и немало может рассказать о том, как ребёнок осознаёт мир, особенно когда мы видим не только готовый результат, но и сам процесс создания рисунка. Здесь прежде всего важно, чтобы ребёнок умел заранее создать определённый замысел - решить, что и как он хочет рисовать, а потом следовал этому замыслу, воплощая его в жизнь. Так же как и в игре замысел может видоизменяться и обогащаться в процессе рисования, но плохо, если он вовсе теряется, не доводится до конца. Следует иметь в виду, что часто ребёнок рисует, играя или рассказывая какую-нибудь историю, дополняет нарисованное жестами или словами. В этих условиях рисунок может получиться непонятным для постороннего. Не беда, для ребёнка этот рисунок имеет определённый смысл, изображающий предметы и события. Возведение построек из кубиков, тех или иных конструкций предъявляет к умственной деятельности ребёнка особые требования. Здесь так же создаётся и воплощается определённый замысел. Если рисунок может строиться в произвольном порядке, то постройка, конструкция требует строгой последовательности в её создании, иначе она просто развалится. Поэтому в процессе конструирования обнаруживается умение планировать свои действия. Кроме того, постройки часто бывают включены в игру: дети возводят дома для кукол, гаражи для машин. Уровень их умственного развития обнаруживается приютом в умении соотносить размеры и другие особенности постройки с её назначением - нужно, чтобы в гараж могла въехать машина. Было бы ошибкой считать, что все дошкольники в равной мере проявляют свои умственные способности во всех видах своего поведения, своей деятельности. Один ребёнок больше увлекается рисованием, другой конструированием, один интересуется животными и растениями, другой увлекается машинами. И поэтому, проявление умственного развития следует искать в первую очередь в тех областях, которые привлекают данного ребёнка. Нужно иметь в виду, что интересы детей и степень овладения разными видами деятельности изменяются с возрастом. Точный возраст формирования тех или иных умственных качеств указать трудно, поскольку дети обладают разным темпом развития. Необычно быстрый темп развития часто представляется окружающим чем-то вроде чуда. Им кажется, что ребёнок сам неведомо как овладевает грамотой, математикой, и др. Однако на самом деле его всему учат взрослые, хотя часто стихийно, неосознанно и не систематически. Конечно, у разных детей разный уровень обучаемости, и то что один ребёнок схватит быстро, потребует от другого длительных усилий. Из всего выше сказанного следует сделать вывод: любознательность, умственная активность, уровень овладения основными видами «детской деятельности» и степень обучаемости могут рассматриваться в качестве основных показателей умственного развития дошкольника. Следует помнить, что умственное развитие тесным образом зависит от условий воспитания и обучения и изменяется вместе с изменением условий.

Воспитатель I категории

Мухина Г. Г.

МБДОУ «Детский сад №1 п. Переволоцкий»

Публикации по теме:

Оценка физического развития дошкольника (фотоотчет)Оценка физического развития дошкольника (фотоотчет) Как происходит оценка физического развития ребенка? Безусловно, необходимо учитывать отдельные стороны его двигательных возможностей. Это.

Дидактические пособия для всестороннего развития дошкольникаДидактические пособия для всестороннего развития дошкольника Дидактическое пособие и дидактическая игра имеют одну общую цель — обеспечение эффективного обучения. Однако они отличаются по своей структуре,.

Консультация «Использование барабана для развития чувства ритма у дошкольника»Консультация «Использование барабана для развития чувства ритма у дошкольника» Из опыта работы «Использование барабана для развития чувства ритма у дошкольника» Ростом мал и пузат, а заговорит – Сто крикливых ребят.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Показатели умственного развития дошкольника
Опубликовано: 27 ноября 2024 в 17:49
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Показатели умственного развития дошкольника» (включая файлы) размещена пользователем Мухина Галина (УИ 1567200) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД