Ирина Корнева
Проект семейный, краткосрочный, творческий «В мире профессий» в подготовительной логопедической группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проект семейный, краткосрочный, творческий
«В мире профессий»
I. Информационная часть проекта.
1. Информация об авторе проекта:
Автор проекта: Корнева Ирина Александровна
Название проекта :«В мире профессий»
Должность и место работы воспитателя: МАОУ лицей № 17, г. Калининград
2. Участники проекта:
Дети и родители подготовительной к школе логопедической группы
3. Время реализации проекта:
Ноябрь-декабрь 2024 года.
Содержательная часть проекта.
Актуальность:
“На златом крыльце сидели царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной, - кто ты будешь такой?”
Всем знакома эта детская считалочка. У считалочки продолжение простое: выбирай любое звание и продолжай игру. В жизни, все не так просто. Это в старину профессии было мало, и все они могли на одном крыльце поместиться, вместе с царем.
На Руси 600 лет назад появился первый царь Иван III, и при нем были профессии: стрелок, повар, хлебник, портной, садовник, рыболов, мельник, ювелир, плотник. В старину люди гордились мастерством. Сейчас все профессии на одном крыльце не поместятся. Их уже много тысяч. И новые все время появляются.
Профессией называют такое дело, которым занимаются каждый день и которое полезно для других людей. Профессии нужно специально обучаться.
Профессия – это вид труда, который требует от человека определенной подготовки, знаний и умений.
В каждом деле есть свои правила, в каждой профессии есть свои инструменты. Для некоторых профессий нужны очень сложные машины. Как же выбрать себе профессию? Очень важно, чтобы работа была по душе. Только тогда можно стать мастером своего дела. Нужно ли детей школьного возраста знакомить с профессиями, или они узнают о них самостоятельно? Я думаю нужно. В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Профессиональное самоопределение связано с развитием личности, то младший возраст является подготовительным.
Представления о профессиях у ребенка ограничены его небогатым жизненным опытом. Чтобы расширить знания о разнообразии профессий мы решили создать с детьми проект “Профессии моей семьи”.
Цель проекта:
познакомиться с профессиями своих родителей.
Задачи проекта:
узнать у родителей об их профессии;
углублять знания о том, что люди должны знать, чтобы научиться определённой профессии;
воспитывать уважение к людям различных профессий;
стимулировать проявление отрицательного отношения к лени и небрежности в труде и учебе;
оформить альбом сочинений «Профессии наших родителей».
Предполагаемый результат:
Научится называть наиболее распространенные профессии своего города, своих родителей, описывать особенности этих профессий, определять тип профессии через определение предмета труда, понимать особенности проектной деятельности;
Использование различных способов поиска информации: сбор, анализ, обобщение, подготовка проекта, оформление мини- сочинения;
Ценностное и уважительное отношение к людям труда, к своей семье.
Этапы проекта «В мире профессий»
I этап: Организационно – подготовительный:
• разработать план реализации проекта «В мире профессий»;
• подбор материала по пяти образовательным областям («Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие») для реализации проекта;
• подбор материала по взаимодействию с родителями и социумом;
• оформление выставки «В мире профессий»
На данном этапе было проведена беседа с воспитанниками. Ребятам было предложено ответить на два вопроса:
1. Что такое профессия?
2. Какова их роль в жизни людей?
3. Самые востребованные профессии в городе, стране.
4. Какие профессии необходимы в помощи людям?
5. Кто по профессии твои родители?
6. Кем бы ты хотел стать и почему?
7. Можно ли перечислить все профессии?
8. Можно ли по форме одежды узнать профессию человека?
9. Как можно узнать представителя той или иной профессии?
10. Можешь ли ты назвать профессию твоих родителей?
11. Можешь ли ты назвать, в чем заключается работа твоих родителей?
II этап: Организация деятельности детей.
План работы с детьми по осуществлению проекта
«В мире профессий»:
1. Провести экскурсию в библиотеку и узнать из литературы о различных профессиях.
2. Наблюдения за трудом взрослых “Повара”, “Дворника”, «Учителя», «Продавца».
3. Узнать у родителей, в чем заключается их работа.
4. Оформить полученные результаты.
Осуществление деятельности. На данном этапе ребята собирали данные: ходили на экскурсию на место работы своих родителей (по группам, проводили интервью с родителями.
III этап: Заключительный этап.
Обработка и оформление полученных результатов.
На данном этапе ребята писали мини - сочинения, делали рисунки.
Обсуждение полученных результатов. В группе было проведено итоговое занятия по развитию лексико – грамматического строя речи, на котором ребята представили результаты своей работы. После представления работ ребята делились впечатлениями, выражали свое мнение о полученных результатах. Была создана выставка лучших мини-сочинений по теме: «Профессии наших родителей».
Итоговые мероприятия по проекту:
Выставка: «В мире профессий»;
Презентация: ««В мире профессий».
IV этап: Ожидаемые результаты.
Результаты проектной деятельности:
• расширение знаний детей, усвоение представлений о профессиях; место расположение города и какие отросли производства в нем развиты; занятость населения; профессии, необходимые для полноценного развития и процветания города.
• расширение связей ДОУ с социумом;
• в процессе работы над проектом, повысилась самооценка детей;
• активизация родителей (участие в изготовление фотовыставки и мини - рассказов)
Вывод по проекту:
Проект направлен на ознакомление учащихся с миром профессий, на то, чтобы показать важность, необходимость и значимость труда людей. Проект формирует представление о профессиях, воспитывает отношение к труду. В ходе проекта дети знакомятся с требованиями, которые предъявляет та или иная профессия человеку. Проект предоставляет хорошую возможность привлечь родителей в совместную деятельность с педагогом и детьми, позволяет самим обрабатывать различные источники информации, обобщать материал, развивать у детей логическое мышление.
Данный проект можно определить как информационный, т. к. направлен он на сбор информации о профессиях родителей с целью анализа, обобщения и представления информации для детей. А так же и как творческий проект, потому что он предполагает свободный подход к написанию мини - сочинения по данной теме.
Образовательная деятельность по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в подготовительной логопедической группе для детей с ффн и онр по теме: «Профессии».
ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ НОД:
Развитие лексико-грамматического строя и связной речи.
Задачи НОД:
В ходе непосредственно образовательной деятельности необходимо:
1. Активизировать и расширять словарь по теме: «профессии»;
2. Формировать обобщающее понятие «профессии»;
3. Закреплять изменение существительных по падежам (Д. п.);
4. Учить образовывать существительные с помощью соединительного гласного «о» типа «лесоруб», «рыболов» и др. ;
5. Учить составлять описательный рассказ с опорой на картинно-графический план;
6. Развивать внимание, мышление, общую и мелкую моторику.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Картинки с изображением различных профессий,
ХОД НОД:
Образовательная область
Вид деятельности
Содержание деятельности.
Речевое развитие
Речевая деятельность
Организационный момент.
Речевое упражнение «Подумай и ответь»
- Кто управляет самолетом? Поездом?
- Кто подстригает волосы и делает прически?
- Кто продает в магазине различные товары?
- Кто в школе учит детей?
- Кто готовит еду?
- Кто тушит пожары?
- Кто лечит людей от различных болезней?
- Кто шьет одежду? И др.
- Ребята, что вы сейчас называли? (ПРОФЕССИИ)
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на занятии? (О ПРОФЕССИЯХ).
Физическое развитие
Двигательная деятельность
Пальчиковая игра «Профессии»
- Ребята, я для вас сегодня приготовила много интересных заданий, а чтобы выполнить их хорошо сначала нужно сделать пальчиковую гимнастику.
Доктор измерил температуру,
А музыкант на флейте сыграл.
Строитель кирпичную стену построил,
Художник картинку нарисовал.
Повар сварил очень вкусные щи.
Скорей пять профессий ты здесь отыщи.
- Какие пять профессий мы назвали в стихотворении? (ДОКТОР, МУЗЫКАНТ, СТРОИТЕЛЬ, ХУДОЖНИК, ПОВАР).
Речевое развитие
Речевая деятельность
Речевое упражнение «Доскажи словечко»
В школе учит нас … УЧИТЕЛЬ, строит здания … СТРОИТЕЛЬ,
Поезд водит … МАШИНИСТ, на гору карабкается …АЛЬПИНИСТ.
Самолетом правит … ЛЕТЧИК, картинки рисует … ХУДОЖНИК.
Рыбу ловит … РЫБАК, служит на море … МОРЯК.
В такси катает нас …. ТАКСИСТ, на арфе играет нам … АРФИСТ.
Двор метлой подметает … ДВОРНИК, на уток охотится … ОХОТНИК.
Движенье машин регулирует … РЕГУЛИРОВЩИК, а в цирке зверей дрессирует … ДРЕССИРОВЩИК.
В космос летают. .КОСМОНАВТЫ, на музыкальных инструментах играют … МУЗЫКАНТЫ.
Речевое развитие
Речевая деятельность
Речевое упражнение «Кому что нужно для работы?»
Детям предлагается определить, человеку какой профессии для работы нужны предъявляемые предметы, и объяснить свой выбор.
- Письма, газеты, журналы, посылка нужны … ПОЧТАЛЬОНУ.
Аптечка, градусник, таблетки, капли нужны … ВРАЧУ.
- Краски, кисточки, палитра, мольберт нужны … ХУДОЖНИКУ.
- Кастрюли, тарелки, поварешка, ложки, плита нужны … ПОВАРУ.
- Ткань, сантиметровая лента, нитки, иголки, швейная машинка нужны …. ШВЕЕ, ПОРТНОМУ.
Речевое развитие
Речевая деятельность
Игра «Четвертый лишний»
Предложить детям назвать лишний предмет по принадлежности к профессии, объясняя свой выбор.
Кастрюля, сковородка, нож, пожарный щит.
Тигр, катушка ниток, слон, лев.
Швейная игла, молоток, рубанок, гвозди.
Гармонь, труба, барабан, таблетки. И др.
Физическое развитие
Двигательная деятельность
Физкультминутка «Строители»
Мы строители, мы строим,
Много мы домов построим,
Много крыш и потолков,
Много окон, стен, полов,
Много комнат и дверей,
Лифтов, лестниц, этажей.
Будет у жильцов веселье –
В новом доме новоселье.
Речевое развитие
Речевая деятельность
Речевое упражнение «Как будет называться профессия?»
Лес рубит - … ЛЕСОРУБ
Рыбу ловит - … РЫБОЛОВ
Землю копает - … ЗЕМЛЕКОП
Хлеб печет - … ХЛЕБОПЕК
Цветы разводит - … ЦВЕТОВОД
Пчел разводит -. ПЧЕЛОВОД
Речевое развитие
Речевая деятельность
Речевое упражнение «Расскажи-ка»
Составление рассказов-описаний о профессии (по выбору) с опорой на картинно-графический план:
- Как называется профессия?
- Место работы.
- Какую работу выполняет?
- Спецодежда, головной убор.
- Какие инструменты использует для работы?
- Личное отношение к профессии
Речевое развитие
Речевая деятельность
Домашнее задание.
Рассказ о любимой профессии рассказать родителям, нарисовать свою любимую профессию.
Речевое развитие
Речевая деятельность
Итог занятия.
О чем говорили на занятии. Оценка работы детей.
Социально-коммуникативное развитие
Трудовая деятельность
Трудовые поручения во время подготовки, проведения и окончания ООД.