Елена Бокк
Организация РППС для реализации культурных практик с применением театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Основополагающим компонентом для реализации культурных практик в ДОУ является создание развивающей предметно-пространственной среды, способствующей развитию детской познавательно-творческой активности.
При формировании РППС детского сада важно помнить, что развитие дошкольников зависит от того, как организовано пространство, из каких элементов оно состоит, каков развивающий потенциал игрушек и дидактических пособий, как они расположены.
Для того, чтобы дошкольники смогли организовывать самостоятельно или под руководством педагога культурные практики с применением театрализованной деятельности, необходимо обогащение РППС атрибутами театрализованной деятельности (театр, который периодически пополняется новыми атрибутами и декорациями) и свободное освоение детьми этой среды.
При организации РППС, обеспечивающей театрализованную деятельность, необходимо учитывать:
- индивидуальные социально-психологические особенности каждого ребёнка;
- индивидуальные интересы, предпочтения, потребности и склонности;
- исследовательский интерес, творческие способности каждого ребёнка.
При организации РППС для театрализованной деятельности важно предусмотреть следующие принципы:
- принцип трансформируемости. Нужно предусмотреть возможность объединения различных центров группы детского сада, а также транспортабельность атрибутики театра.
- принцип вариативности. Как и любой элемент развивающей среды, театральный центр нуждается в обновление репертуара, декораций и прочей атрибутики.
- принцип полифункциональности. Он подразумевает, что один и тот же атрибут может выполнять множество задач.
- принцип эстетичности. Театр должен развивать у детей чувства вкуса.
- принцип доступности. Оснащение театрального центра должно подходить детям по возрасту и совпадать с их зонами актуального и ближайшего развития.
- принцип безопасности.
Опираясь на вышеперечисленные принципы, мы разнообразили и дополнили развивающую среду группы. В нашей группе оборудованы костюмерный, музыкальный центр, центр для театрализованной деятельности, в котором расположены различные виды театров, центр творческой мастерской.
В театральном центре основное место отведено ширмам (для настольного и перчаточного театров, для теневого театра). Они по своей сути многофункциональные. Легкие и мобильные ширмы можно переносить в удобное для ребенка место в группе для самостоятельной деятельности.
В костюмерном центре установили напольную вешалку для костюмов и разместили на ней элементы костюмов, коробки с бусами, браслетами, поясами, лентами, головными уборами и пр. Центр предназначен для организации театрализованных игр, как с подгруппами детей, так и для самостоятельной деятельности воспитанников, пожелавших перевоплотиться на короткое время в героя сказки или примерить профессии взрослых в игровой деятельности.
В группе имеются различные виды театров, созданные своими руками и приобретенные педагогами.
Теневой театр.
Настольный театр (на стаканах, плоскостной, театр игрушки, матрёшки) Для настольного театра могут быть использованы любые игрушки, которыми дети пользуются в повседневной игре.
Верховой (куклы би-ба-бо, театр на ложках, театр на палочках).
Пальчиковый театр. Куклы, надевающие на палец - самые маленькие артисты кукольного театра. Ребёнок надевает на пальцы и сам действует за персонажа. По ходу действия ребёнок двигает одним или несколькими пальцами, проговаривая текст, передвигая руку за ширмой или просто, продвигаясь свободно по комнате. Пальчиковый театр хорош тогда, когда надо одновременно показать несколько персонажей. Такой спектакль может показать один ребёнок с помощью своих пальцев.
Маски героев, овощей, фруктов и т. п.
Для организации индивидуальной работы по театрализованной деятельности имеются игровые поля.
Также в группе была организована театральная мастерская. В театральной мастерской ребенок может самостоятельно подойти и выбрать любой материал для изготовления атрибутов к драматизации сказки (шаблоны поделок, карандаши, краски, клей, разные виды бумаги, пластилин, природный материал, одноразовые стаканы, ложки, салфетки, бисер).
Для того, чтобы дети могли больше общаться, не только друг с другом, но и со взрослыми, мы привлекаем к театрализовано-игровой деятельности родителей, что помогает детям осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения между детьми и взрослыми. Совместная творческая деятельность детей и взрослых всегда эффективна, поэтому привлекаем родителей воспитанников к участию в театрализованных праздниках, причем в качестве не только зрителей и исполнителей ролей, но и изготовителей декораций, костюмов, кукол.
В результате деятельности по реализации данного опыта развивающая предметно-пространственная среда в нашей группе стала более насыщенной, полифункциональной, доступной, конструктивной. Изменилась деятельность всех участников образовательного процесса: детей, педагогов и родителей. Дети являются субъектами деятельности и учатся быть организаторами собственной деятельности.
Образовательная деятельность приобрела более гибкий характер, так как культурная практика может возникнуть спонтанно, без предварительной подготовки и планирования, также может продолжаться неограниченно во времени, в зависимости от сюжета и интереса к ней детей.