Елена Полякова
Пояснительная записка к программе по духовно-нравственному воспитанию подростков 7–13 лет «Уроки доброты»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед педагогами, родителями, обществом и государством в целом. Одна из актуальных задач - подготовка ответственного гражданина, способного самостоятельно мыслить и оценивать происходящее, строить свою жизнь и деятельность в соответствии с собственными интересами и с учётом интересов и требований окружающих его людей и общества в целом. Решение данной задачи тесно связано с формированием устойчивых нравственных качеств личности.
Публикация «Пояснительная записка к программе по духовно-нравственному воспитанию подростков 7–13 лет „Уроки доброты“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- ОРКСЭ. Основы религиозных культур и светской этики
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
В то же время духовно-нравственное развитие и воспитание детей являются одной из сложнейших задач воспитания и условиях современного мира.
В современном обществе, когда всё чаще отмечаются различные проявления эмоциональной ограниченности, замкнутости на собственных интересах, нарастание жестокости, агрессивности, проблема духовно-нравственного развития и воспитания молодого поколения становится всё более актуальной.
Духовно-нравственное развитие и воспитание детей — основа всех основ. От того, что вложил педагог в душу ребёнка в этом возрасте, будет зависеть, что возведёт он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающим его миром.
Особенно значима тема духовно- нравственного воспитания для детей попавших в тяжелую жизненную ситуацию.
Данная программа направленна на активизацию межличностного взаимодействия детей друг с другом и с социумом, создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в системе мировой и отечественной культур.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, позволяет получить представление о базовых ценностях, традиционных моральных нормах, правилах поведения. Помогает приобретать такие качества, как милосердие, любовь и забота о ближних, уважение к старшим, вежливости, умение отличать хорошие и плохие поступки.
Цель программы : создание системы формирования духовно-нравственных ориентиров для жизненных выборов, развитие способности сделать верный выбор в начале жизненного пути.
Актуальность данной образовательной программы состоит в становлении базовых моральных норм поведения воспитанников. Содействие успешной адаптации и развитие межличностного взаимодействия с окружающими, путем развития эмоциональной регуляции поведения, основанные на расширенном представлении о понятиях "добро" и "зло".
Задачи программы :
обучающие:
1. Формировать у детей способность различать, оценивать поведение людей с позиции нравственного смысла: "добро - зло", "хорошо - плохо", "можно - нельзя".
2. Учить детей анализировать поступки героев сказок и их последствия.
развивающие:
1. Развивать самостоятельность в выборе нравственной позиции.
2. Обогощать словарный запас.
воспитательные :
1. Воспитывать уважительное, милосердное и внимательное отношение к близким.
2. Воспитывать гуманное отношение к животным и природе.
Адресаты программы : несовершеннолетние подростки в возрасте 7-13 лет.
Режим занятий: программа рассчитана на 3 месяца. Занятия проводятся 1 раз в неделю. За академический час принимается занятие продолжительностью 45 минут.
Состав исполнителей: воспитатели, социальные педагоги, психологи, имеющие высшее, среднее, профессиональное образование.
Материальное обеспечение курса, технические средства обучения и контроля: специально - оборудованная комната для проведения занятия.
Форма занятий: тематическая совместная деятельность.
Методы, используемые на занятиях: устное изложение, беседа, рассказ, показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций.
Ожидаемые результаты: в результате обучения по данной программе дети должны :
-приобрести социальные знания о нравственных нормах, социально -одобряемых формах поведения в обществе и т. п.
- научиться взаимодействию между собой, получая первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний.
- сформировать социально -приемлемой модели поведения.
- развить позитивное отношение к жизни, людям, обществу.
Содержание программы
1. Тема занятия: "Уроки доброты"
Учить детей оценивать поступки свои и чужие, расширить представление детей о добре, зле, дружбе.
2. Тема занятия: "Поспеши творить добро!"
Способствовать воспитанию таких нравственных качеств как милосердие, доброжелательность, используя русские народные пословицы и поговорки.
3. Тема занятия: "Как стать добрым?"
Используя средства художественного творчества воспитывать доброжелательное отношение к окружающему миру.
4. Тема занятия: "Учимся дружить. "
Формировать у детей навыки межличностной коммуникации используя метод групповой игры.
5. Тема занятия: "Волшебные слова".
Познакомить детей с "волшебными" словами, которые помогают налаживанию доброжелательных взаимоотношений, читая рассказ В. Осеевой "Волшебное слово".
6. Тема занятия: "Милосердие. Как сделать людей добрее. "
Через знакомство с произведениями искусства, музыки, притч Священного писания воспитывать такие нравственные качества, как милосердие, сострадание.
7. Тема занятия: "Доброта в нас и вокруг нас. "
Разобрать вместе с ребятами такое понятие, как "Добрый человек". Сделать коллективную работу "Как прекрасен этот мир!"
8. Тема занятия: "Добро и зло в русских народных сказках. "
Формировать и закрепить понятие "добра" и "зла" на примере русских сказок, учить анализировать поступки героев и их последствия.
9. Тема занятия: "Добрая сказка о мальчиках и девочках. "
Развивать основы социального взаимодействия между мальчиками и девочками, коммуникативные умения, включающие в себя речевые и невербальные средства воспитывать культуру дружеских отношений в детском коллективе.
10. Тема занятия: "Братья наши меньшие. "
Используя мультимедийный материал, фотографии и рисунки домашних питомцев, формировать симпатию к братьям нашим меньшим и отвращение к жестокости и бездушному отношению к живым существам.
11. Тема занятия: "Вежливость на уроках и переменах. "
Используя слайдовую презентацию воспитывать у детей правила уважительного и культурного поведения в школе, на уроках и переменах. Учить ребят уважительному отношению к педагогам и сверстникам.
12. Тема занятия: " От улыбки хмурый день светлее!"
Формирование в детях общечеловеческих ценностей посредством доброты, улыбок и смеха. Проведение конкурса улыбок.
Рекомендуемая литература
Основная литература
1. Суслов В. Н. «Радость доброты. 1-4 классы. Тесты и практические задания» В. Н. Суслов. - Легион: Ростов-на-Дону, 2012. 160 с.
2. Фридман Л. М. и др». Изучение личности учащегося и ученических коллективов» : Кн. для учителя /Л. М. Фридман, Т. А. Пушкина, И. Я. Каплунович. - М. : Просвещение, 1988.
3. Черемисина, В. Г. «Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста» [Текст] / сост. В. Г. Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.
4. Шилова М. И. Методика «Изучение воспитанности учащихся», Москва, 1990
5. Щуркова. Н. Е. «Программа воспитания школьника». – М., 1998.
Дополнительная литература
1. Степанов Е. Н. «Изучение уровня удовлетворённости родителей работой образовательного учреждения». Москва, 1991.