Кутырева Юлия
Поисково-познавательная деятельность «Человек, рукотворный мир»
▼ Скачать + Заказать документы
Мир ткани
Называть ткани (ситец, сатин, шерсть, капрон, драп, трикотаж); сравнивать ткани по их свойствам; понимать, что эти характеристики обусловливают способ использования ткани для пошива вещей.
Образцы тканей (ситца. сатина. шерсти, капрона, драпа, трикотажа, емкости с водой. ножницы.
Дети рассматривают предлагаемые виды ткани, отмечают наиболее яркие их различия (цвет, структуру
поверхности). Описывают свойства ткани, определяют по алгоритму последовательность действий: смять ткань и сравнить степень сменяемости - разрезать пополам каждый кусочек ткани и срав-нить, насколько легко работать ножницами - попытаться разорвать кусочки на две части. и срав-нить степень необходимого усилия - опустить в емкости с водой и определить скорость впитывания влаги. Делают общий вывод о сходстве и различиях видов ткани. Взрослый обращает внимание детей на зависимость использования материала от его свойств и качеств.
Мир металлов
Называть разновидность металлов (алюминий, сталь, жесть, медь, бронза, серебро, сравнивать их свойства; понимать, что характеристики металлов обусловливают способы их использования в бы-ту и на производстве.
Кусочки алюминиевой, стальной, медной проволоки, полоски жести, кусочки бронзы и серебра, спиртовка, спички, ножницы.
Дети рассматривают предлагаемый материал, определяют, из чего он сделан, вспоминают основные, общие свойства металлов (металлический блеск, ковкость, теплопроводность, твердость). Взрослый предлагает до про ведения опыта определить, чем отличаются представленные металлы. Дети подтверждают или опровергают свои предположения, действуя по алгоритму: оценивают степень проявления металлического блеска - оценивают степень теплопроводности, определяют твёрдость металлов - ковкость (способность металлов приобретать заданную форму под воздействием высокой температуры и без нее) - делают выводы о сходстве и различиях металлов. Обсуждают, что из какого металла можно сделать.
Мир пластмасс
Узнавать вещи, сделанные из разного вида пластмасс (полиэтилен, пенопласт, оргстекло, целлюлоз-ид); сравнивать их свойства; понимать, что от качественных характеристик пластмасс зависят способы их использования.
Кусочки и игрушки из разного вида пластмасс, спиртовка, спички.
Дети рассматривают разные виды пластмасс, изделия из них. Обращают внимание на общие свойства (плотность, горение, непрозрачность, твердость). Взрослый предлагает детям высказать пред-положения, какой вид пластмасс будет более твердым, плотным, горючим, прозрачным и т. д. Дети определяют алгоритм деятельности: оценивают прозрачность, выявляют плотность, определяют твердость, наблюдают за реакцией горения, сравнивают скорость сгорания. Делают вывод о различиях между разными видами пластмасс. Замечают, что от свойств материала зависит его использование.
Примечание: проводить демонстрацию на свежем воздухе или используя вытяжку.
ЧЕЛОВЕК. РУКОТВОРНЫЙ МИР. ПРЕОБРАЗОВАНИЕ
Парашют - зонтик
Совершенствовать умения работать с бумагой, доводить работу до конца, использовать знания, приобретённые в ходе поисковой деятельности.
Бумага, клей, 8 узких тесемок, палочка, булавка.
Взрослый предлагает детям вспомнить, какие парашюты им известны. Показывает свою модель, спрашивает, почему возможен прыжок с парашютом, какие свойства воздуха этому способствуют. Все вместе рассматривают парашют, анализируют способ его изготовления. Дети самостоятельно определяют, что для этой модели необходима бумага, палочка, 8 узких тесёмок, булавка. Взрослый показывает схему изготовления парашюта - зонтика, дети определяют последовательность действий: на палочку длиной 30 см на расстоянии 10 см от конца наклеить полоску бумаги 5-7 слоев так, чтобы получилось кольцо; ниже него сделать второе кольцо из бумаги, но не приклеивать его, так как оно должно скользить по палочке; к подвижному кольцу приклеить 8 узких тесемок длиной 10 см - это стропы парашюта; купол диаметром 20 см вырезать из легкой бумаги; к куполу приклеить оставшиеся концы тесемок; прикрепить купол к палочке тонкой булавкой, под головку которой надеть бусинку.
Лодка
Совершенствовать умение работать с бумагой, ножницами; проявлять творчество; самостоятельно определять алгоритм деятельности.
Бумага, клейстер, форма для лодки, вода, картон для подставки, краски, кисточки, парафин, ножницы, клей ПВА.
Дети рассматривают лодку из папье-маше, изготовленную взрослым. Все вместе уточняют последовательность работы: форму пере вернуть на кусок картона и облепить хорошо смоченными кусочками бумаги так, чтобы один немного пере крыв ал другой. Все кусочки необходимо тщательно приглаживать. Облепленную мокрыми кусочками бумаги форму оклеивают такими же кусочками бумаги, но уже смоченными клейстером. Наклеив 8-10 слоев, оставляют просохнуть. Когда бумага высохнет, ее снимают с формы. Края подрезают ножницами, окантовывают кусочками бумаги и просушивают. Поверхность готового изделия грунтуют клеем ПВА, просушивают. После выполнения работы дети раскрашивают изготовленные лодки, взрослый обмазывает дно каждой тонким слоем растопленного парафина. Это необходимо для того, чтобы лодки не размокали.
Магнuтный театр
Проявлять творчество, совершенствовать умение работать с бумагой и ножницами, самостоятельно определять последовательность работы.
Бумага, картон, клей, карандаши, фломастеры, шаблоны, ножницы, магниты, магнитная доска
В ходе предварительной работы взрослый узнает сказку, наиболее любимую детьми группы, и изготавливает шаблоны, изображающие ее героев. Вносит в комнату магнитную доску и магниты, вместе с детьми обсуждает свойства магнитов, спрашивает, где можно их использовать. Взрослый предлагает детям выступить в роли создателей спектакля. Определяют последовательность работы. Первый этап - создание героев (дети, пользуясь шаблонами, пере носят контуры на картон и цветную бумагу, вырезают их, наклеивают, дорисовывают необходимые детали и прикрепляют магнит к каждой фигурке); второй этаn - распределение и разучивание ролей, а также овладение техникой показа; третий этап – показ спектакля для сверстников или младших дошкольников. В дальнейшем набор персонажей может дополняться, что окажет положительное влияние на развитие словесного творчества детей.
Часы
Использовать знания, полученные в ходе поисковой деятельности. Придавать работе законченный характер, проявлять творческий потенциал в ходе выполнения работы.
Картон, фломастеры, проволока, ножницы.
Взрослый предлагает детям вспомнить о том, каково строение часов и как можно узнать, который сейчас час. Показывает детям схему изготовления часов. Дети определяют алгоритм деятельности: вырезать круг из картона; вырезать
круг меньшего диаметра из белой бумаги для циферблата; приклеить круг из бумаги к кругу из кар-тона; отдельно нарисовать стрелки на листе картона и вырезать их; проделать отверстия в центре циферблата и на тупых концах стрелок; прикрепить стрелки к циферблату с помощью проволоки, закрутив ее концы в виде спирали; написать цифры по окружности картонного круга. Для получения модели настольных часов можно предложить детям приклеить этот циферблат к коробке. Изготовленные модели часов могут использоваться на занятиях по формированию элементарных мате-магических представлений.
В мире животных
Совершенствовать умение работать с бумагой, уметь реализовать возможности преобразования, до-водить начатое до конца, проявлять творческие способности.
Бумага, клейстер, ножницы, краски, кисточки, вода, клей ПВА, подставки для работы, пластмасса-вые игрушки - животные.
После рассматривания книги о животных, взрослый предлагает создать телепередачу, в которой бы дети рассказывали о жизни и уходе за животными. Для того чтобы передача вышла в эфир, необходимо обзавестись ее главными героями. Взрослый спрашивает детей, что можно сделать для этого. После высказываний детей вносит предложение сделать модели животных из папье-маше. Дети узнают о технике изготовления игрушек, определяют последовательность действий: взять пласт-массовую игрушку; облепить ее мокрыми кусочками бумаги; обклеить форму 8-10 слоями бумаги, смазывая кусочки клейстером; просушить и разрезать пополам (с помощью взрослого); сложить две половинки и проклеить места срезов 3-4 слоями бумаги с клейстером; просушить и загрунтовать клеем ПВА; просу
шить и окрасить в соответствии с оригиналом. Эти модели могут использоваться в сюжетно-ролевых играх на занятиях по ознакомлению с природой.
Комнатный садик
Участвовать в коллективном преобразовании объекта, проявлять стремление к преобразованию, самостоятельно придумывать и реализовывать свои замыслы в соответствии с общей целью.
Пластиковая емкость, высушенные растения, сухие веточки деревьев, древесные опилки. Песок, глина, камушки, мох, губка, мочало, пластилин, краски, кисточки.
Взрослый загадывает несколько загадок о растениях, которые растут на садовом участке, предлагает создать макет сада и разместить его в группе. Прежде чем приступить к работе, дети составляют план размещения растений, который в дальнейшем используют в качестве ориентира. Условием со-здания макета является выбор только тех растений, которые произрастают в нашей климатической зоне. Дети самостоятельно распределяют обязанности между собой и приступают к работе: деревья изготавливают из веточек, мочала; кустарники – из окрашенной в зеленый цвет губки; цветы из высушенных растений; плоды и ягоды – из пластилина или глины. Почвенный покров имитируют с помощью песка, камушков, мха, древесных опилок. В соответствии с планом размещают все объекты в пластиковом контейнере.
Вулкан
Совершенствовать умение работать с различными материалами, проявлять стремление к преобразованию, творчески подходить к решению поставленных задач.
Пластиковая емкость, провод, лампочка, пластиковая бутылка, мох, губка, камешки, песок, клей, древесные опилки, пластилин, папиросная бумага желтого и красного цвета, резиновая трубка.
Дети рассматривают иллюстрации с изображением извержения вулкана, высказывают предположения о причинах происходящего. Взрослый обращает внимание на красоту этого явления и напоминает об опасностях, связанных с ним. Спрашивает, не хотели бы дети иметь в группе свой вулкан. Предлагает сделать макет, объясняет последовательность действий: в пластмассовой емкости устанавливают несколько разных по величине пластиковых бутылок (высота зависит от величины маке-та, самая высокая из них - жерло вулкана. Обкладывают их скомканной бумагой и обмазывают пластилином, на котором в дальнейшем рассыпают песок, опилки, окрашенные в зеленый цвет, мох. Из губки делают кустарнички и располагают их у подножия вулкана. По краям кратера (горлышко самой высокой пластиковой бутылки) приклеивают узкие полоски папиросной бумаги красного и жёлтого цвета. В пластиковой емкости проделывают два отверстия: одно - для электрической лампочки, другое для резиновой трубки (чтобы продемонстрировать появление дыма). Если через резиновую трубку пустить струю воздуха или дыма и зажечь лампочку, бумажные ленточки (имитация извержения вулкана) поднимутся из кратера и будут шевелиться в клубах выходящего дыма. Макет может использоваться на занятиях по ознакомлению с природой.