Оксана Закураева
Поисково-исследовательский проект «Волшебные капли воды»
▼ Скачать
Поисково-исследовательский проект
«Волшебные капли воды»
1 этап
Актуальность темы. В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причины в деятельности человека, его вторжении в природу, часто безграничные, недопустимые с экологической точки зрения, расточительные, ведущие к нарушению экологического равновесия на планете, ухудшению состояния окружающей среды.
Публикация «Поисково-исследовательский проект „Волшебные капли воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
В связи с этим в стране создается система непрерывного экологического образования населения. Начальным звеном этой системы являются дошкольные учреждения. Вот почему в последние годы в детских садах наряду с традиционными видами деятельности введено экологическое образование и экологическое воспитание дошкольников. И этому есть обоснование: обобщая различные определения, цели, задачи экологического образования, нужно отметить, что чаще всего они называются экологической культурой, экологическим сознанием, формированием бережного отношения и любви к природе, а истоки любого сознания закладываются в детстве.
Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди - часть этого мира открывают все новые и новые объекты, явления и закономерности окружающей действительности. При этом каждый человек вращается в рамках сформировавшегося у него образа мира.
Образ мира - это сложная целостная система знаний о человеке, о мире вообще, о других людях, о себе, о своей деятельности.
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое - основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков.
Цель: Развитие экологического воспитания дошкольников и освоение ими экологических представлений
Задачи проекта :
1. Развитие познавательных умений, овладение поисково-исследовательскими методами при изучении природы
2. Накопление знаний о неживой природе
3. Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями воды;
4. Развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью-доказательством;
5. Развивать наблюдательность;
6. Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности;
7. уточнение представлений о зависимости жизни от воды и влияние воды на здоровый образ жизни,
8. воспитание бережного отношения к природе к водным ресурсам
Продолжительность проекта : среднесрочный – 1 месяц.
Участники проекта : дети подготовительной группы; воспитатели; родители.
Ознакомление дошкольников с явлениями природы занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка. Результатом реализации проекта является приобретенный опыт видения предметов и явлений, всматривания в них, развитие внимание, зрительной, слуховой чувствительности, расширение словарного запаса и обогащение речевого общения на основе культурных норм.
Дети по природе своей – исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать: рвёт бумагу и смотрит, что получится; проводит опыты с разными предметами; измеряет глубину снежного покрова на участке; объём воды и т. д. Всё это объекты исследования.
Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник для получения представлений о мире.
Наша задача – помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными: при выборе объекта исследования; при поиске метода его изучения; при сборе и обобщении материала; при доведении полученного продукта до логического завершения – представление результатов, полученных в исследовании. Подбирая сведения об окружающей природе, учитывая возрастные особенности ребёнка, их интересы, касающиеся не столько выбора проблемы, сколько уровня её подачи, имеется в виду её формулировка и отбор материала. Умозаключения детей основываются на собственном практическом опыте, а не на словесной информации, которую они получают от воспитателя. Следовательно, необходимо использовать практические методы.
Особое значение для развития личности имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. «Что я слышу – забываю. Что я вижу – помню. Что я делаю - понимаю» (Конфуций). Экспериментирование поможет ребятам ответить на вопросы «Всегда ли вода одинаковая?», «Куда делась вода»
Принципы реализации проекта :
- Учёт возрастных особенностей воспитанников ДОУ;
- Интеграция;
- Координация деятельности воспитанников;
- Преемственность взаимодействия ДОУ и семьи
Предполагаемые результаты проекта :
- приобретение прочных знаний о воде,
- «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира,
- самим добывать информацию об изучаемом объекте, его свойствах,
- усвоение детьми знаний, представлений об окружающем мире.
- повышение уровня мотивации к занятиям.
2 этап
Разработка проекта :
1. доведение до участников проекта важности данной проблемы;
2. составление перспективного плана мероприятий;
3. материально-техническое оснащение проекта;
4. организация работы по созданию условий для реализации проекта;
5. организация методической работы;
3 этап
Выполнение проекта :
Социально-коммуникативное развитие
Сюжетно-ролевая игра «Мореплаватели», Дидактическая игра «Хорошо-плохо», сюжетно ролевая игра «Профессия капитан», «Сантехник», «Садовник», «Поливальная машина», «Завод воды», сюжетно-ролевые игры "Пароход", "Сварим обед куклам"; дидактические игры "Поймай рыбку", "Рыболов" "Купаем куклу"; дидактические пособия "Кому нужна вода"; игры со строительными модулями - строительство парохода, лодки.
Познавательное развитие Занятие «Путешествие капельки», «Что растет в воде», Занятие
«Вода вокруг нас, какая она?»,
Наблюдения на прогулке за лужей, Наблюдения в группе за уровнем воды в аквариуме, Наблюдение за таянием снега и льда, Рассматривание иллюстраций в книге «Жизнь на дне океанов», набора открыток «Мир аквариумов», Эксперимент:
«Тайна льдинки», Эксперимент:
«Что загрязняет воду?», «Какой мусор опасен для природы?», Экспериментирование: «Вода и форма» - оптический обман, Эксперимент: «Посадка черенков растений, правила полива»
Речевое развитие Игра: «Путешествие на корабле», Тренинговые игры: «Лужа», «Что отражается в лужах», Досуг:
«Вода и здоровье», Тренинговые игры: «Мы - рыбки», Занятие: «Вода и её свойства» - ИКТ – презентация, Сочинение экологической сказки о воде
Художественно-эстетическое развитие Чтение А. И. Шапиро «Тайны окружающего мира или секреты знакомых вещей. Лужа», Слушание музыкальных произведений о воде. Конструирование из бумаги корабликов, Чтение стихотворения
Г. Люшнина «Капелька». Чтение Н. А. Рыжова «Жила-была река», Раскрашивание в альбомах – раскрасках «Аквариум», чтение стихов и загадок о воде, рассматривание иллюстраций о ЗОЖ
Физическое развитие Подвижная игра «Мы – капельки», Физкультминутки «К речке быстрой мы спустились», «Юные пловцы», «Рыбка плавает в водице», Пальчиковая гимнастика «Дождик», подвижная игры "Солнышко и дождик", "Пузырь" "Перепрыгни через лужу".
Взаимодействие с семьями воспитанников Экскурсия выходного дня: «Тайны реки», Конкурс рисунков и поделок «Портрет воды», Консультации "Организация познавательно- исследовательской деятельности дома". Итоги анкетирования по данной теме. Совместная экскурсия на речку, озеро, пруд. Создание семейных фотоальбомов "Дети и вода", плакатов "Береги воду". Участие в итоговом мероприятии "Мокрый праздник".
4 этап
Презентация проекта
1. Мониторинг детского развития
2. Выставка работ детского творчества «Волшебные капли воды»
3. Картотека подвижных, дидактических, пальчиковых игр
4. Выставка детских работ "Наши эксперименты"
5. Оформление папки-передвижки для родителей
6. Презентация проекта «Волшебные капли воды»
Определение задач для новых проектов.