Получи документы

Поисково-исследовательский проект «Её величество вода»

Наталья Севрюкова
Поисково-исследовательский проект «Её величество вода»
▼ Скачать + Заказать документы

Авторы Севрюкова Н. Н и Ушакова В. М

Проведение проекта : сентябрь –октябрь 2016

Тип проекта : поисково-исследовательский

Актуальность: по результатам бесед с детьми, их родителями выяснилось, что в нашем населённом пункте не хватает питьевой воды (особенно в летний период); детям интересно было бы узнать, от куда берётся вода в кране, какими свойствами она обладает, какие превращения происходят с водой, какое значение имеет вода для всего живого и как нужно беречь воду.

Публикация «Поисково-исследовательский проект „Её величество вода“» размещена в разделах

Цель: расширение и углубление представлений детей об окружающем мире, формирование интереса к исследовательской деятельности, воспитание бережного отношения к природным ресурсам.

Задачи проекта :

Образовательные :

• Познакомить детей со свойствами воды, её агрегатными состояниями ;способностью растворять в себе другие вещества;

• Закрепить полученные знания о воде;

• Формирования навыков сбора и обработки информации;

• Формирование навыков и умений экспериментаторской деятельности.

Развивающие :

• Развитие экологической культуры детей;

• Развитие эмоционально-положительного отношения к познанию окружающего мира;

• Развитие наблюдательности детей, их умение анализировать,сравнивать,обобщать,устанавливатьпричинно-следственные связи, делать выводы;

• Развивать навыки работы со словарём.

Воспитательные :

• Воспитывать бережное отношение к природе, к водным ресурсам;

• Воспитание усидчивости, способности работать в группах, в коллективе;

• Проявление терпения и умения дослушать ответ товарища до конца.

Объект исследования:

В качестве объекта исследования нами была выбрана вода, что обусловлено рядом её свойств: прозрачная жидкость, бесцветная, без запаха, не имеет формы,находится в трёх агрегатных состояниях.

Участники проекта :

Дети подготовительной группы «Сударушка»

Родители

Воспитатели : Севрюкова. Н. Н. Ушакова В. М

Этапы проекта :

I. этап Подготовительный:

постановка целей и разработка содержания учебно-воспитательного процесса в рамках проекта;

накопление информации по теме проекта : побор литературы,иллюстраций,стихов,пословиц,поговорок,загадок,сказок,прослушивание музыкальных композиций, изготовление экологических игр;

подготовка педагогов;

знакомство родителей с целями и задачами проекта.

Предполагаемый результат:

По окончании проекта дети должны будут иметь достаточное представление о воде, её свойствах; на опытах смогут доказать свойства воды; понимать взаимосвязь свойств воды с её значением для всего живого на планете; научатся бережно и экономно относиться к воде-источнику жизни.

В ходе работы над проектом использовались различные виды детской деятельности:

1. элементарные опыты и эксперименты

2. игры и игровые обучающие ситуации

3. исследования

4. создание книги о воде

5. наблюдения

6. работа со словарём

7. прослушивание музыкальных произведений

8. подготовка коллективной работы (лепка из солёного теста) «Аквариум»

II. этап Исследовательский:

занимательные опыты были проведены с детьми в детском саду и дома. Результаты опытов фиксировались в виде рисунков в «Книге о воде».

Опыт№1

Цель: исследовать воду на вкус.

Оборудование:3 стакана с питьевой водой, сахар, лимон.

Ход работы: в первый стакан добавить немного сахара, во второй-сок лимона, в третий- ничего не добавляем. В каком стакане вода?

Опыт№2

Цель: имеет ли вода форму?

Оборудование : поднос, стакан с водой.

Ход работы: налить на поднос немного воды; с помощью губки убираем эту лужицу и снова наливаем немного воды. Одинаковой ли они формы? Имеет ли вода форму?

Опыт№3

Цель: исследовать воду на прозрачность

Оборудование: стакан с водой, стакан с молоком, чайная ложка.

Ход работы: опустили ложку вначале в стакан с водой, а за тем в стакан с молоком. почему в одном стакане ложка видна полностью, а в другом- нет?

Опыт№4

Цель: исследовать различные состояния воды

Оборудование: шарики льда, стакан с водой, термос (показывает воспитатель)

Ход работы: проверить, что произойдёт, если положить шарик льда на ладонь; что выделяется при нагревании воды

Опыт№5

Цель :исследовать свойства воды на растворение отдельных веществ.

Оборудование: 3 стакана с водой, баночки с сахаром,с солью и перманганатом калия

Ход работы: исследовать, как происходит растворение в стаканах сахара, поваренной соли и перманганата калия

Исследовательское занятие «Золушка»

Цель: закрепление знаний об агрегатных состояниях воды; формирование преставлений об испарении жидкостей ;развитие способностей к преобразованию.

Оборудование: стакан с водой, карандаш простой.

Ход работы:

Воспитатель. Ребята,мы проводили с вами опыт, когда вода испарялась из термоса, превращаясь в пар.

Если сильный –сильный жар,

из водички будет (пар)

Если воду нагревает огонь, солнце, то вода из холодной станет какой. (горячей).И над водой будет виден пар. Пар лёгкий, он поднимается вверх. А что будет, если он поднимается всё выше и выше?

Дети. Облако!

Воспитатель. облака на небе похожи на пар- они лёгкие и белые. Пар получается из (воды,значит облака получаются из воды.

Отгадайте загадку :Дождик вдруг полил из тучки

И накапал нам на ручки.

Как вода попала в тучку?

Кто ответит мне получше?

Дети. Вода испаряется и поднимается в небо.

Воспитатель. Правильно,вода испаряется-превращается в пар. Пар поднимается на верх,и получаются облака и тучки, а потом из тучек идёт (дождик)

Дождик – это же вода,

Она везде, всегда.

Зимой и летом, круглый год

Дружат пар, вода и лёд!

Если холод вдруг придёт,

Из водички будет (лёд)

Если вдруг тепло настанет,

Жарко будет, лёд (растает)

Лёд растает, и тогда

Будет из него (вода)

Если сильный-сильный жар,

из водички будет (пар)

если пар вдруг охладится,

превратится пар в (водичку)

Правильно, когда тепло, вода нагревается, и получается пар, а когда холодно, получается из пара снова вода -из тучек идёт дождь.

Я- весёлая вода,

Я бегу туда-сюда.

я и в ванне, и в реке,

и вблизи и вдалеке.

Превращаюсь в пар и лёд,

А могу наоборот!

Какая бывает вода (холодная, горячая, тёплая, жидкая)

А твёрдая вода бывает? (да, это лёд)

А вверх может улетать (в виде пара)

Когда вода превращается в пар, то мы говорим: вода. (испаряется). Давайте узнаем, за сколько дней испаряется вода в стакане.

Опыт Налить в стакан немного воды. Понаблюдаем за сколько дней вода испарится. Как можно ускорить испарение воды?

Домашнее задания родителям

Провести опыт по испарению воды во время кипения: налейте немного воды в кастрюлю,когда вода закипит, понаблюдайте с ребёнком за понижением уровня воды. Обратите внимание на фазы кипения: начало (вода начинает нагревается,промежуточная (появление маленьких пузырьков на дне) и последние (бурное кипение)

Проведите опыт по испарению воды, капнув немного на блюдце, понаблюдайте с ребёнком за уменьшением объёма капли. Предложите ребё нку зарисовать фазы испарения: начало (исходная капля, промежуточное состояние (капля заметно уменьшилась) и конечное (капля исчезла)

Исследовательское занятие «Превращение пара в воду»

Цель :формирование представлений о конденсации воды- превращении пара в воду при охлаждении пара. развитие способностей к преобразованию.

Оборудование: термос с горячей водой, зеркало или стекло. Картинки: избушка на курьих ножках, Баба-яга, Настенька, ручеёк.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, давайте попробуем отгадать загадку:

Если сильный-сильный жар,

Из водички будет. (пар)

Вода превращается в пар, если мы её (нагреваем). Послушайте сказку про Настеньку, и Бабу-ягу. Однажды Настенька пошла летом в лес,собирать грибы. Идёт Настенька по лесу, собирает грибы, солнце светит жарко, пить хочется,а воды-то, в лесу нигде не видать. Зимой в лесу везде снег лежит, а если захочется попить. то можно что-то сделать со снегом?

Дети: Снег растает, и будет вода.

Воспитатель: Но это зимой снега много, а летом его нет. Идёт Настенька, ищет какой-нибудь ручеёк. Но ручейка нигде не было. Вдруг она увидела -стоит в лесу избушка на курьих ножках. Постучалась Настенька и вошла в избушку. А в избушке жила Баба-яга.

-Здравствуй,бабушка,- сказала Настенька.

-Здравствуй, здравствуй, Настенька,- ответила Баба- яга.

-Что тебя привело в мою избушку? Настенька сказала, то очень хочет пить, и попросила у Бабы-яги водички. Но Баба-яга была хитрая и решила сначала испытать Настеньку- проверить, умеет ли она отгадывать загадки. В избушке у Бабы-яги бы большая печка. Баба-яга подкладывала дрова в печку, огонь нагревал котёл с водой, и вода кипела. Баба-яга хитро посмотрела на Настеньку и сказала:- Значит, ты, Настенька, хочешь попить водички? Ну хорошо, я покажу тебе,где в лесу течёт ручеёк,и ты можешь из него попить, только сначала посмотри сюда! И показала Настеньке большой котёл с кипящей водой. Вода в котле кипела, бурлила, над ней поднимался белый горячий пар- вода превращалась в пар. Вот посмотрите, как вода кипела

Воспитатель демонстрирует термос с кипятком. И вот Баба-яга говорит: «Вот видишь, Настенька, это кипящая вода, над водой – пар. Если ты отгадаешь мою загадку, отпущу тебя. Вот тебе стаканчик, а загадка такая - попей из этого котла». Что же делать Настеньке? Вода же горячая. Как же её пить? Как вы думаете, ребята, как быть Настеньке, как попить водички из этого котла?

Дети: Нужно охладить воду.

Воспитатель: Ну конечно! Молодцы! Вот и Настенька думала думала и вспомнила стишок: Если сильный- сильный жар,

Из водички будет пар,

Если пар вдруг охладится-

Превратится пар в водицу.

-Значит, пар нужно охладить! -решила Настенька. Что же у неё есть холодное. Поискала она в своей корзиночке и нашла зеркальце. Потрогала Настенька зеркальце- оно холодное (Демонстрируется зеркальце, детям предлагают его потрогать.) Пар - горячий,зеркальце –холодное. Прислонила она зеркальце к выходящему из котла пару, подставила стаканчик, и вот что получилось.

Дети наблюдают превращение пара в капельки воды, капли воды стекают в стаканчик.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, пар превращается в капельки воды! Вот так по капельке набрала Настенька воды в стаканчик и отгадала загадку Бабы-яги. Удивилась Баба-яга: Ну молодец ты, Настенька, перехитрила меня! Так уж и быть, покажу я тебе, где ручеёк, и вот возьми себе на дорожку ягод и грибов! Дала Баба-яга Настеньке ягод и грибов, показала ей дорогу к ручейку. Настенька поблагодарила бабушку, пошла к ручейку, попила водички и пошла домой

Домашнее задание родителям

Налейте воду в кастрюлю, доведите воду до кипения и поставьте на небольшом расстоянии от кастрюли к испаряющей воде холодное стекло или зеркало. Понаблюдайте, как на зеркале конденсируются капельки воды. Обсудите с ребёнком результат опыта. Обратите его внимание на то, что пар –это газообразное состояние воды. Вода при нагревании испаряется, а пар, соприкасаясь с холодной поверхностью, охлаждается и превращается снова в воду.

Дидактическая игра «Царство льда, воды и пара»

Часть детей находится в «царстве льда»,другие дети- в «царстве воды». Выходит солнышко- играет дудочка. Дети- ледышки бегут в царство воды, дети- капельки бегут в царство пара. Далее Дед Мороз может вернуть их обратно и даже собрать всех в царство льда, так же как и солнышко может собрать их всех в конце игры в царство пара.

В процессе игры следует «ходить» и «нагревать» одновременно-«капельки» станут ледышками, а «ледышки» -капельками, ведь ледышки просят солнце, а Дед Мороз морозит воду.

Когда дети бегут в царство воды, то должны повторять за воспитателем:

Мы капельки, мы капельки,

Хорошо живём.

Мы капельки, мы капельки,

Плывём, плывём, плывём!

(Дети ходят по кругу и совершают плавательные движение)

В царстве льда дети садятся, обхватывают себя руками и проговаривают вместе с воспитателем: Солнышко- солнышко,

Горячо свети,

Солнышко- солнышко,

В водичку преврати!

Дидактическая игра «лёд-вода-пар»

На команду воспитателя «Пар» дети изображают пар (выполняют круговые движения руками и произносят «Ф-ф-ф»). на команду «Вода дети плавают, на команду «Лёд»- сжимаются.

Чтение художественной литературы:

К. Чуковский «Мойдодыр»; В. Крупин «Живая вода»; русская народная сказка «Снегурочка»; С. Ю. Афонькин «Приключение в капле воды»;стихотворение Н. Нуркеновой «Туман»;Х. К. Андерсен «Снежная королева» «Русалочка»; рассказ Н. Носова «Горка»;А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке ирыбке».

Загадки о воде в природе с ответами

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли —

Жить нельзя нам без. (Вода)

Течёт, течёт — не вытечет,

Бежит, бежит — не выбежит. (Речка)

Чтобы не было беды,

Жить нельзя нам без. (Воды)

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу! (Вода)

Чего в гору не выкатить,

В решете не унести

И в руках не удержать? (Вода)

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А наскучит ей летать,

На землю падает опять. (Вода)

Кто бежит по горным склонам,

Тараторя сам с собой,

И в густой траве зелёной

Прячет хвостик голубой? (Ручей)

Видно, речка замерзала

И укрылась одеялом,

А раскрыться вряд ли сможет,

Если солнце не поможет.

Но когда весна придёт,

Одеяло пропадёт. (Лёд на реке)

Без досок, без топоров

Через реку мост готов.

Мост, как синее стекло:

Скользко, весело, светло! (Лёд)

На дворе горой,

А в избе водой. (Лёд)

Пословицы о воде

Вода камень точит

Значение пословицы:

Даже если действовать слабыми усилиями, но постоянно и упорно, то можно добиться многого. Говорится, чтобы подбодрить того, кто, не имея пока положительного результата, сомневается в успехе своих усилий.

Не зная броду, не суйся в воду.

Значение пословицы:

Не предпринимай чего-либо без знания дела. Говорится тому (или о том, кто, делая что-то, из-за неосведомленности, незнания терпит неудачу, может быть использовано как рекомендация не спешить, понаблюдать, поучиться.

Под лежачий камень вода не течет.

Значение пословицы:

Если ничего не предпринимать, ничего не изменится, дело не сдвинется с места. Используется как осуждение бездействия, пассивного образа жизни либо как призыв к активной деятельности.

Воду в ступе толочь — вода и будет.

Бесполезные, бессмысленные занятия не дают и результатов. Используется чаще как предложение перейти от пустых разговоров к более конкретным делам.

Значение пословицы:

Не предпринимай чего-либо без знания дела. Говорится тому (или о том, кто, делая что-то, из-за неосведомленности, незнания терпит неудачу, может быть использовано как рекомендация не спешить, понаблюдать, поучиться.

Тихие воды глубоки.

Значение пословицы:

Эту пословицу можно применить к людям внешне спокойным, но у которых в глубине души бушуют глубокие чувства.

Часом с квасом, порой с водой.

Значение пословицы:

Данная пословица используется как ответ на вопрос "Как поживаешь?". Имеется в виду, что иногда хорошо, иногда не очень.

Это вилами на воде писано.

Значение пословицы:

Употребляется в случаях когда осуществление возможного, желаемого, ожидаемого маловероятно или неизвестно вовсе.

Художественное творчество

Коллективная работа: аппликация из солёного теста «Аквариум»

Беседа после просмотра документального фильма «Путешествие капельки» (тема «Круговорот воды в природе»)

Подвижные игры: ходят капельки по кругу; круговорот воды в моём понимании

Беседа : с показом презентации «Вода в жизни живых организмов»

Задачи: познакомить детей с представителями водной среды обитания; обратить внимание детей на черты приспособленности живых организмов в водному образу жизни, их охрана.

Рассматривание энциклопедии «Обитатели моря»,инсценировка произведения Л. Муура «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду»

Презентация «Вода в жизни человека»

Задачи : показать значение воды в жизни и хозяйственной деятельности человека; формировать привычку бережное использование воды.

Беседа по теме «Вода у нас дома», «Что произойдёт, если не будет воды на планете?»

Опыты : «Состав почвы», «Как растения пьют воду».

Тема «Берегите воду»

Художественное творчество: рассматривание иллюстраций с изображением рек, озёр, океанов, предметных картинок; составление памятки «правила поведения на воде»; составление кроссвордов «Её величество вода»

Музыка: Прослушивание песен «Капитошка»; А. Верицева «Синяя вода»; шум прибоя, шум дождя, с диска «Добро пожаловать в экологию»

Литература:

Н. Е. Веракса,О. Р. Галимов. Познавательно- исследовательская деятельность дошкольников. Мозайка –Синтез,Москва 2015

О. В. Дыбина. Неизведанное рядом: занимательные опыты для дошкольников Сфера 2005г

Л. Н. Прокопова Организация экспериментальной деятельности дошкольников Аркти 2005г

М. Султанова. Простые опыты с водой ООО. Хатбер- пресс Россия

Интернет ресурсы

Публикации по теме:

Детский поисково-исследовательский проект «Почему у автора сказки о Малыше и Карлсоне такие сложные имя и фамилия?»Детский поисково-исследовательский проект «Почему у автора сказки о Малыше и Карлсоне такие сложные имя и фамилия?» Детский поисково – исследовательский проект «Почему у автора сказки «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше» такие сложные имя и фамилия?».Участники.

Исследовательский проект «Ай да витаминный сок!» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Белоярского района «Центр развития ребенка - детский сад «Сказка» г. Белоярский»Паспорт.

Исследовательский проект «Несдувающийся мяч» Проект по теме: «Не сдувающийся мяч» Авторы: воспитанники, воспитатели старшей группы «Детский сад комбинированного вида № 110 «Курочка.

Исследовательский проект «Вода и ее свойства» для детей средней группы. Воспитатель МБДОУ Березка Щербак С. В. «Вода – это бесценный дар природы, который нужно бережно сохранять». Актуальность: Дети по природе.

Исследовательский проект «Вода источник жизни» Тип проекта: информационно-исследовательский, творческий, краткосрочный. Участники проекта: Черкасова Анастасия воспитанница подготовительной.

Исследовательский проект «Это всё — соль!»Исследовательский проект «Это всё — соль!» Название проекта: «Это всё - СОЛЬ!» Цель проекта: развивать интерес к исследовательской деятельности; познакомить с веществом «соль», разнообразить.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному направлению «Вода, вода, кругом вода» Тема: «Вода, вода кругом вода» Образовательные задачи: - научить детей находить воду в окружающем мире, проводить несложные опыты с водой;.

Образовательный проект в средней группе «Его величество Хлеб» Образовательный проект в средней группе «Его величество Хлеб» Содержание: 1. Участники проекта. 2. Срок реализации проекта. 3. Тип проекта.

Поисково-исследовательская деятельность старших дошкольников в изучении неживой природы «Вода» Текст презентации 1 слайд. Добрый день. Я - Левшакова Оксана Валерьевна. Воспитатель детского сада №18. Хочу поделиться с вами своим опытом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Поисково-исследовательский проект «Её величество вода»
Опубликовано: 24 января 2017 в 17:48
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Поисково-исследовательский проект «Её величество вода»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Севрюкова (УИ 369119) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД