Наталья Севрюкова
Поисково-исследовательский проект «Её величество вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Авторы Севрюкова Н. Н и Ушакова В. М
Проведение проекта : сентябрь –октябрь 2016
Тип проекта : поисково-исследовательский
Актуальность: по результатам бесед с детьми, их родителями выяснилось, что в нашем населённом пункте не хватает питьевой воды (особенно в летний период); детям интересно было бы узнать, от куда берётся вода в кране, какими свойствами она обладает, какие превращения происходят с водой, какое значение имеет вода для всего живого и как нужно беречь воду.
Публикация «Поисково-исследовательский проект „Её величество вода“» размещена в разделах
Цель: расширение и углубление представлений детей об окружающем мире, формирование интереса к исследовательской деятельности, воспитание бережного отношения к природным ресурсам.
Задачи проекта :
Образовательные :
• Познакомить детей со свойствами воды, её агрегатными состояниями ;способностью растворять в себе другие вещества;
• Закрепить полученные знания о воде;
• Формирования навыков сбора и обработки информации;
• Формирование навыков и умений экспериментаторской деятельности.
Развивающие :
• Развитие экологической культуры детей;
• Развитие эмоционально-положительного отношения к познанию окружающего мира;
• Развитие наблюдательности детей, их умение анализировать,сравнивать,обобщать,устанавливатьпричинно-следственные связи, делать выводы;
• Развивать навыки работы со словарём.
Воспитательные :
• Воспитывать бережное отношение к природе, к водным ресурсам;
• Воспитание усидчивости, способности работать в группах, в коллективе;
• Проявление терпения и умения дослушать ответ товарища до конца.
Объект исследования:
В качестве объекта исследования нами была выбрана вода, что обусловлено рядом её свойств: прозрачная жидкость, бесцветная, без запаха, не имеет формы,находится в трёх агрегатных состояниях.
Участники проекта :
Дети подготовительной группы «Сударушка»
Родители
Воспитатели : Севрюкова. Н. Н. Ушакова В. М
Этапы проекта :
I. этап Подготовительный:
постановка целей и разработка содержания учебно-воспитательного процесса в рамках проекта;
накопление информации по теме проекта : побор литературы,иллюстраций,стихов,пословиц,поговорок,загадок,сказок,прослушивание музыкальных композиций, изготовление экологических игр;
подготовка педагогов;
знакомство родителей с целями и задачами проекта.
Предполагаемый результат:
По окончании проекта дети должны будут иметь достаточное представление о воде, её свойствах; на опытах смогут доказать свойства воды; понимать взаимосвязь свойств воды с её значением для всего живого на планете; научатся бережно и экономно относиться к воде-источнику жизни.
В ходе работы над проектом использовались различные виды детской деятельности:
1. элементарные опыты и эксперименты
2. игры и игровые обучающие ситуации
3. исследования
4. создание книги о воде
5. наблюдения
6. работа со словарём
7. прослушивание музыкальных произведений
8. подготовка коллективной работы (лепка из солёного теста) «Аквариум»
II. этап Исследовательский:
занимательные опыты были проведены с детьми в детском саду и дома. Результаты опытов фиксировались в виде рисунков в «Книге о воде».
Опыт№1
Цель: исследовать воду на вкус.
Оборудование:3 стакана с питьевой водой, сахар, лимон.
Ход работы: в первый стакан добавить немного сахара, во второй-сок лимона, в третий- ничего не добавляем. В каком стакане вода?
Опыт№2
Цель: имеет ли вода форму?
Оборудование : поднос, стакан с водой.
Ход работы: налить на поднос немного воды; с помощью губки убираем эту лужицу и снова наливаем немного воды. Одинаковой ли они формы? Имеет ли вода форму?
Опыт№3
Цель: исследовать воду на прозрачность
Оборудование: стакан с водой, стакан с молоком, чайная ложка.
Ход работы: опустили ложку вначале в стакан с водой, а за тем в стакан с молоком. почему в одном стакане ложка видна полностью, а в другом- нет?
Опыт№4
Цель: исследовать различные состояния воды
Оборудование: шарики льда, стакан с водой, термос (показывает воспитатель)
Ход работы: проверить, что произойдёт, если положить шарик льда на ладонь; что выделяется при нагревании воды
Опыт№5
Цель :исследовать свойства воды на растворение отдельных веществ.
Оборудование: 3 стакана с водой, баночки с сахаром,с солью и перманганатом калия
Ход работы: исследовать, как происходит растворение в стаканах сахара, поваренной соли и перманганата калия
Исследовательское занятие «Золушка»
Цель: закрепление знаний об агрегатных состояниях воды; формирование преставлений об испарении жидкостей ;развитие способностей к преобразованию.
Оборудование: стакан с водой, карандаш простой.
Ход работы:
Воспитатель. Ребята,мы проводили с вами опыт, когда вода испарялась из термоса, превращаясь в пар.
Если сильный –сильный жар,
из водички будет (пар)
Если воду нагревает огонь, солнце, то вода из холодной станет какой. (горячей).И над водой будет виден пар. Пар лёгкий, он поднимается вверх. А что будет, если он поднимается всё выше и выше?
Дети. Облако!
Воспитатель. облака на небе похожи на пар- они лёгкие и белые. Пар получается из (воды,значит облака получаются из воды.
Отгадайте загадку :Дождик вдруг полил из тучки
И накапал нам на ручки.
Как вода попала в тучку?
Кто ответит мне получше?
Дети. Вода испаряется и поднимается в небо.
Воспитатель. Правильно,вода испаряется-превращается в пар. Пар поднимается на верх,и получаются облака и тучки, а потом из тучек идёт (дождик)
Дождик – это же вода,
Она везде, всегда.
Зимой и летом, круглый год
Дружат пар, вода и лёд!
Если холод вдруг придёт,
Из водички будет (лёд)
Если вдруг тепло настанет,
Жарко будет, лёд (растает)
Лёд растает, и тогда
Будет из него (вода)
Если сильный-сильный жар,
из водички будет (пар)
если пар вдруг охладится,
превратится пар в (водичку)
Правильно, когда тепло, вода нагревается, и получается пар, а когда холодно, получается из пара снова вода -из тучек идёт дождь.
Я- весёлая вода,
Я бегу туда-сюда.
я и в ванне, и в реке,
и вблизи и вдалеке.
Превращаюсь в пар и лёд,
А могу наоборот!
Какая бывает вода (холодная, горячая, тёплая, жидкая)
А твёрдая вода бывает? (да, это лёд)
А вверх может улетать (в виде пара)
Когда вода превращается в пар, то мы говорим: вода. (испаряется). Давайте узнаем, за сколько дней испаряется вода в стакане.
Опыт Налить в стакан немного воды. Понаблюдаем за сколько дней вода испарится. Как можно ускорить испарение воды?
Домашнее задания родителям
Провести опыт по испарению воды во время кипения: налейте немного воды в кастрюлю,когда вода закипит, понаблюдайте с ребёнком за понижением уровня воды. Обратите внимание на фазы кипения: начало (вода начинает нагревается,промежуточная (появление маленьких пузырьков на дне) и последние (бурное кипение)
Проведите опыт по испарению воды, капнув немного на блюдце, понаблюдайте с ребёнком за уменьшением объёма капли. Предложите ребё нку зарисовать фазы испарения: начало (исходная капля, промежуточное состояние (капля заметно уменьшилась) и конечное (капля исчезла)
Исследовательское занятие «Превращение пара в воду»
Цель :формирование представлений о конденсации воды- превращении пара в воду при охлаждении пара. развитие способностей к преобразованию.
Оборудование: термос с горячей водой, зеркало или стекло. Картинки: избушка на курьих ножках, Баба-яга, Настенька, ручеёк.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, давайте попробуем отгадать загадку:
Если сильный-сильный жар,
Из водички будет. (пар)
Вода превращается в пар, если мы её (нагреваем). Послушайте сказку про Настеньку, и Бабу-ягу. Однажды Настенька пошла летом в лес,собирать грибы. Идёт Настенька по лесу, собирает грибы, солнце светит жарко, пить хочется,а воды-то, в лесу нигде не видать. Зимой в лесу везде снег лежит, а если захочется попить. то можно что-то сделать со снегом?
Дети: Снег растает, и будет вода.
Воспитатель: Но это зимой снега много, а летом его нет. Идёт Настенька, ищет какой-нибудь ручеёк. Но ручейка нигде не было. Вдруг она увидела -стоит в лесу избушка на курьих ножках. Постучалась Настенька и вошла в избушку. А в избушке жила Баба-яга.
-Здравствуй,бабушка,- сказала Настенька.
-Здравствуй, здравствуй, Настенька,- ответила Баба- яга.
-Что тебя привело в мою избушку? Настенька сказала, то очень хочет пить, и попросила у Бабы-яги водички. Но Баба-яга была хитрая и решила сначала испытать Настеньку- проверить, умеет ли она отгадывать загадки. В избушке у Бабы-яги бы большая печка. Баба-яга подкладывала дрова в печку, огонь нагревал котёл с водой, и вода кипела. Баба-яга хитро посмотрела на Настеньку и сказала:- Значит, ты, Настенька, хочешь попить водички? Ну хорошо, я покажу тебе,где в лесу течёт ручеёк,и ты можешь из него попить, только сначала посмотри сюда! И показала Настеньке большой котёл с кипящей водой. Вода в котле кипела, бурлила, над ней поднимался белый горячий пар- вода превращалась в пар. Вот посмотрите, как вода кипела
Воспитатель демонстрирует термос с кипятком. И вот Баба-яга говорит: «Вот видишь, Настенька, это кипящая вода, над водой – пар. Если ты отгадаешь мою загадку, отпущу тебя. Вот тебе стаканчик, а загадка такая - попей из этого котла». Что же делать Настеньке? Вода же горячая. Как же её пить? Как вы думаете, ребята, как быть Настеньке, как попить водички из этого котла?
Дети: Нужно охладить воду.
Воспитатель: Ну конечно! Молодцы! Вот и Настенька думала думала и вспомнила стишок: Если сильный- сильный жар,
Из водички будет пар,
Если пар вдруг охладится-
Превратится пар в водицу.
-Значит, пар нужно охладить! -решила Настенька. Что же у неё есть холодное. Поискала она в своей корзиночке и нашла зеркальце. Потрогала Настенька зеркальце- оно холодное (Демонстрируется зеркальце, детям предлагают его потрогать.) Пар - горячий,зеркальце –холодное. Прислонила она зеркальце к выходящему из котла пару, подставила стаканчик, и вот что получилось.
Дети наблюдают превращение пара в капельки воды, капли воды стекают в стаканчик.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, пар превращается в капельки воды! Вот так по капельке набрала Настенька воды в стаканчик и отгадала загадку Бабы-яги. Удивилась Баба-яга: Ну молодец ты, Настенька, перехитрила меня! Так уж и быть, покажу я тебе, где ручеёк, и вот возьми себе на дорожку ягод и грибов! Дала Баба-яга Настеньке ягод и грибов, показала ей дорогу к ручейку. Настенька поблагодарила бабушку, пошла к ручейку, попила водички и пошла домой
Домашнее задание родителям
Налейте воду в кастрюлю, доведите воду до кипения и поставьте на небольшом расстоянии от кастрюли к испаряющей воде холодное стекло или зеркало. Понаблюдайте, как на зеркале конденсируются капельки воды. Обсудите с ребёнком результат опыта. Обратите его внимание на то, что пар –это газообразное состояние воды. Вода при нагревании испаряется, а пар, соприкасаясь с холодной поверхностью, охлаждается и превращается снова в воду.
Дидактическая игра «Царство льда, воды и пара»
Часть детей находится в «царстве льда»,другие дети- в «царстве воды». Выходит солнышко- играет дудочка. Дети- ледышки бегут в царство воды, дети- капельки бегут в царство пара. Далее Дед Мороз может вернуть их обратно и даже собрать всех в царство льда, так же как и солнышко может собрать их всех в конце игры в царство пара.
В процессе игры следует «ходить» и «нагревать» одновременно-«капельки» станут ледышками, а «ледышки» -капельками, ведь ледышки просят солнце, а Дед Мороз морозит воду.
Когда дети бегут в царство воды, то должны повторять за воспитателем:
Мы капельки, мы капельки,
Хорошо живём.
Мы капельки, мы капельки,
Плывём, плывём, плывём!
(Дети ходят по кругу и совершают плавательные движение)
В царстве льда дети садятся, обхватывают себя руками и проговаривают вместе с воспитателем: Солнышко- солнышко,
Горячо свети,
Солнышко- солнышко,
В водичку преврати!
Дидактическая игра «лёд-вода-пар»
На команду воспитателя «Пар» дети изображают пар (выполняют круговые движения руками и произносят «Ф-ф-ф»). на команду «Вода!» дети плавают, на команду «Лёд»- сжимаются.
Чтение художественной литературы:
К. Чуковский «Мойдодыр»; В. Крупин «Живая вода»; русская народная сказка «Снегурочка»; С. Ю. Афонькин «Приключение в капле воды»;стихотворение Н. Нуркеновой «Туман»;Х. К. Андерсен «Снежная королева» «Русалочка»; рассказ Н. Носова «Горка»;А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке ирыбке».
Загадки о воде в природе с ответами
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли —
Жить нельзя нам без. (Вода)
Течёт, течёт — не вытечет,
Бежит, бежит — не выбежит. (Речка)
Чтобы не было беды,
Жить нельзя нам без. (Воды)
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу! (Вода)
Чего в гору не выкатить,
В решете не унести
И в руках не удержать? (Вода)
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А наскучит ей летать,
На землю падает опять. (Вода)
Кто бежит по горным склонам,
Тараторя сам с собой,
И в густой траве зелёной
Прячет хвостик голубой? (Ручей)
Видно, речка замерзала
И укрылась одеялом,
А раскрыться вряд ли сможет,
Если солнце не поможет.
Но когда весна придёт,
Одеяло пропадёт. (Лёд на реке)
Без досок, без топоров
Через реку мост готов.
Мост, как синее стекло:
Скользко, весело, светло! (Лёд)
На дворе горой,
А в избе водой. (Лёд)
Пословицы о воде
Вода камень точит
Значение пословицы:
Даже если действовать слабыми усилиями, но постоянно и упорно, то можно добиться многого. Говорится, чтобы подбодрить того, кто, не имея пока положительного результата, сомневается в успехе своих усилий.
Не зная броду, не суйся в воду.
Значение пословицы:
Не предпринимай чего-либо без знания дела. Говорится тому (или о том, кто, делая что-то, из-за неосведомленности, незнания терпит неудачу, может быть использовано как рекомендация не спешить, понаблюдать, поучиться.
Под лежачий камень вода не течет.
Значение пословицы:
Если ничего не предпринимать, ничего не изменится, дело не сдвинется с места. Используется как осуждение бездействия, пассивного образа жизни либо как призыв к активной деятельности.
Воду в ступе толочь — вода и будет.
Бесполезные, бессмысленные занятия не дают и результатов. Используется чаще как предложение перейти от пустых разговоров к более конкретным делам.
Значение пословицы:
Не предпринимай чего-либо без знания дела. Говорится тому (или о том, кто, делая что-то, из-за неосведомленности, незнания терпит неудачу, может быть использовано как рекомендация не спешить, понаблюдать, поучиться.
Тихие воды глубоки.
Значение пословицы:
Эту пословицу можно применить к людям внешне спокойным, но у которых в глубине души бушуют глубокие чувства.
Часом с квасом, порой с водой.
Значение пословицы:
Данная пословица используется как ответ на вопрос "Как поживаешь?". Имеется в виду, что иногда хорошо, иногда не очень.
Это вилами на воде писано.
Значение пословицы:
Употребляется в случаях когда осуществление возможного, желаемого, ожидаемого маловероятно или неизвестно вовсе.
Художественное творчество
Коллективная работа: аппликация из солёного теста «Аквариум»
Беседа после просмотра документального фильма «Путешествие капельки» (тема «Круговорот воды в природе»)
Подвижные игры: ходят капельки по кругу; круговорот воды в моём понимании
Беседа : с показом презентации «Вода в жизни живых организмов»
Задачи: познакомить детей с представителями водной среды обитания; обратить внимание детей на черты приспособленности живых организмов в водному образу жизни, их охрана.
Рассматривание энциклопедии «Обитатели моря»,инсценировка произведения Л. Муура «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду»
Презентация «Вода в жизни человека»
Задачи : показать значение воды в жизни и хозяйственной деятельности человека; формировать привычку бережное использование воды.
Беседа по теме «Вода у нас дома», «Что произойдёт, если не будет воды на планете?»
Опыты : «Состав почвы», «Как растения пьют воду».
Тема «Берегите воду»
Художественное творчество: рассматривание иллюстраций с изображением рек, озёр, океанов, предметных картинок; составление памятки «правила поведения на воде»; составление кроссвордов «Её величество вода»
Музыка: Прослушивание песен «Капитошка»; А. Верицева «Синяя вода»; шум прибоя, шум дождя, с диска «Добро пожаловать в экологию»
Литература:
Н. Е. Веракса,О. Р. Галимов. Познавательно- исследовательская деятельность дошкольников. Мозайка –Синтез,Москва 2015
О. В. Дыбина. Неизведанное рядом: занимательные опыты для дошкольников Сфера 2005г
Л. Н. Прокопова Организация экспериментальной деятельности дошкольников Аркти 2005г
М. Султанова. Простые опыты с водой ООО. Хатбер- пресс Россия
Интернет ресурсы