Оксана Белова
Проект «Широкая масленица» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 3 Г. ТЫНДЫ
АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Проект
«Широкая масленица»
Воспитатель:
1 квалификационной категории
Белова Оксана Васильевна
2019 г
Актуальность:
Публикация «Проект „Широкая масленица“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- Масленица. Русский народный праздник
- Проекты
- Проекты на тему Масленицы и масленичной недели
- Старшая группа
- Темочки
Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Глубокие нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного воскресения. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно опираясь на программу «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры», но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем. Дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого и немножко грустного праздника. Поэтому и возникла идея в проведении праздничного гулянья «Масленица» силами педагогов, родителей и ребят.
Паспорт проекта :
• Тип проекта : познавательно-творческий, игровой.
• По числу детей – групповой.
• По продолжительности – краткосрочный (1 неделя) : 18.03-22.03.2019 г.
• Участники проекта – дети старшей группы «Ромашка» и их родители, воспитатель, музыкальный руководитель
• Образовательные области:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое.
Ожидаемый результат:
В процессе реализации проекта :
- дети узнают, что в конце зимы отмечают русский народный праздник Масленица;
- у детей сформируются представления о данном празднике;
- повысится познавательный интерес детей и родителей к русской культуре, ее обычаям, обрядам;
- дети и взрослые получат эмоциональное удовлетворение от совместной деятельности в процессе подготовки и проведения праздника Масленица;
- обогатиться развивающая среда в группе;
- в традицию детского сада войдёт организация народных праздников совместно с родителями.
Достигнутые результаты:
Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание. Обеспечило развитие у детей любознательности, стремление изучить традиции родной страны. Дети ближе познакомились с традициями родной страны. Работа по проекту помогла развить у них кругозор, эстетическую восприимчивость. Сделанная нами подборка различных игр и игр - инсценировок на развитие двигательных и музыкальных способностей, дали возможность развивать у детей чёткую выразительную речь, мимику, движения. Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.
Цель проекта :
формирование интереса к русским народным традициям на примере ознакомления с праздником Масленица.
Задачи:
- Познакомить детей с русским народным праздником Масленицей, его историей и обычаями.
- Разучить с детьми заклички, потешки, пословицы, песни к празднику, познакомить с правилами проведения русских народных игр.
- Развивать творческие способности детей и родителей.
- Способствовать сплочению детей и взрослых в процессе подготовки и проведения праздника Масленица.
- Развивать духовно-нравственные качества: доброту, великодушие, всепрощение, миролюбие, внимание и чуткость друг к другу и окружающим людям.
- Воспитывать чувство патриотизма, основанное на русских традициях.
Этапы реализации проекта :
I– подготовительный
II – основной
III – заключительный
I – этап: подготовительный (информационно - накопительный)
Цель: Постановка мотивации, цели и задач по ознакомлению с традициями празднования Масленицы.
- создание творческой группы;
- подбор литературы, музыкальных произведений, презентаций;
- составление перспективного плана реализации основного плана проекта;
- разработка сценария мероприятия;
- подборка народных игр и состязаний
II – этап: основной
Цель: Формирование представлений у детей и родителей о русской национальной традиции встречи весны.
Содержание:
Понедельник
«Встреча»
Цель: Познакомить детей с русским народным праздником – Масленицей, традициями, обычаями, самобытной культурой. Пробудить интерес и приобщить детей к российской культуре.
- беседа «Широкая Масленица?»
- презентация о Масленице
- поговорки про масленицу
- заучивание стихотворения «Масленица»
- Папка-передвижка «Масленица» (история праздника)
Вторник
«Заигрыш»
Цель: Продолжать знакомить детей с русским народным календарным празднеством Масленицей, посвящённым концу зимы.
- изготовление куклы Масленицы (из бумаги)
- п/и «Горелки»
- хороводные игры «Большая карусель», «Заинька, попляши»
- разучивание масленичных закличек.
Среда
«Лакомка»
Цель: Знакомство детей с обрядами масленичной недели и праздничной кухней.
- слушание песни «Ой, блины», «Масленица пришла», «Масленица красавица»
- разучивание стихотворения «Про Масленицу» ( приложение: день 1)
- Информация для родителей «Праздники на Руси. Масленица»
Четверг
«Разгуляй»
Цель: Разучивание народных подвижных игр и обрядовых песен. Воспитание уважительного отношения к народным традициям.
игры-эстафеты:
- «Перетягивание каната»
- «Передвижение на метле»
- «Тачка»
- «Горелки»
- оформление обложки для мини – книги «Крылатый, мохнатый да масляный»
Пятница
«Посиделки»
Цель: Пробудить интерес и приобщить детей к российской культуре. Воспитание уважительного отношения к народным традициям.
- рассматривание альбома «Масленица»
- мультфильм «Смешарики. Масленица»
- родительское собрание в нетрадиционной форме «Широкая Масленица»
3-й этап. Заключительный: проведение праздника «Проводы масленицы»
Материалы к проекту :
• Электронная презентация «Масленица» (знакомство детей со
значением и обычаями праздника).
• Сценарий праздника: «Проводы масленицы»
• Перечень народных игр, закличек.
• Рисунки детей.
Результат (полученный на практике) :
Дети познакомились с русским народным праздником Масленицей, его историей и обычаями, разучили заклички, потешки, пословицы, песни к празднику, познакомились с правилами проведения русских народных игр.
Дети стали более добрыми, великодушными, миролюбивыми, внимательными, чуткими друг к другу и окружающим людям.
У детей и родителей повысился интерес и стремление изучать народные традиции.
Обогатилось оснащение предметно-пространственной развивающей среды:
картотекой русских народных подвижных игр, потешек, закличек, пословиц о весне и Масленице.
книгами по народному творчеству для детей.
видео и фонотека по теме «Масленица».
куколки Масленицы (обереги) в игровой уголок.
книга рецептов приготовления блинов.
стенгазеты «Масленица».
Информационные ресурсы:
1 Дайн Г. Л. Детский народный календарь. Приметы, поверья, игры, рецепты, рукоделие. Дет. литература, 2001
2. Кенеман А. В., Осокина Т. И. Детские подвижные игры СССР: Пособие для воспитателя детского сада. - М. : Просвещение, 1988. – описание народных игр.
3. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры –СПб, Детство-пресс, 1998
4. Лапшина Г. А. Календарные и народные праздники в детском саду – Волгоград, 2007 – сценарии праздников.
5. Мельникова Л. И., Зимина А. Н Детский музыкальный фольклор в дошкольном образовательном учреждении ООО «Гном-Пресс», 2000г.
6. Науменко Г. М. Народные праздники, обряды и времена года в песнях и сказках. Сборник фольклорных материалов. Центрполиграф, 2001
7. Пензулаева Л. И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
8. Пугачева Н. В., Есаулова Н. А. и др. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста – Москва, 2007г. – сценарии праздников.
9. Резунков А. Г. Яковлева М. В. Масленица. Сценарий праздника,игры, скороговорки «композитор» С. Пб 2013 – Сборник о древних русских праздниках.
10. Соколова Л. В, Некрылова А. Ф. Воспитание ребенка в русских традициях. - Москва, Айрис-пресс, 2003.