Аврята Лидия Викторовна
Краткосрочный проект в средней группе «Широкая Масленица»
▼ Скачать + Заказать документы
Краткосрочный проект для детей средней группы «Почемучки»
«Широкая масленица»
Вид проекта: краткосрочный, творческий, групповой.
Тип проекта: социальный, игровой, познавательный.
Сроки реализации проекта: с 04.03 по 07.03.2019г.
Участники проекта: воспитатели, дети, родители.
Возраст детей: 4 – 5 лет.
Эпиграф проекта:
Наша Масленица, ты широкая,
В детский сад к нам пришла
И веселье принесла!
Публикация «Краткосрочный проект в средней группе „Широкая Масленица“» размещена в разделах
- Масленица. Русский народный праздник
- Проекты на тему Масленицы и масленичной недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
Приходите, заходите
На румяные блины.
Нынче Маслена неделя -
Будьте счастливы, как мы!
Актуальность проекта
Патриотизм в современных условиях – это, прежде всего, преданность своему Отечеству и сохранение культурной самобытности каждого народа.
Наши дети должны хорошо знать традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры.
Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть.
Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно, опираясь на Программу «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры», но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем, дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого и немножко грустного праздника. Поэтому и возникла идея проведения праздничного гулянья «Масленица» силами воспитателей, родителей и детей.
Цель проекта
Повышение интереса к традициям русского народа.
Задачи
Возрождать интерес к обрядовым русским праздникам.
Обогащать духовный мир детей.
Познакомить детей с русским обрядовым праздником «Масленица», с различными жанрами устного народного творчества.
Развивать художественно – творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно – прикладного искусства русской культуры.
Формировать любовь к Родине, ее традициям.
Вызвать эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, приобщить всех участников к традиции проведения народного праздника Масленицы.
Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях.
Ориентировать родителей воспитанников на приобщение детей к русской культуре в семье.
Проблема проекта
Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.
Ожидаемые результаты проекта
Расширение представлений детей о русских народных традициях.
Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.
Установление социально-коммуникативных контактов между детьми, родителями и педагогами.
Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.
Повышение познавательного интереса среди детей к родной истории.
Развитие двигательных и музыкальных способностей.
Усвоение традиционных культурных эталонов детьми и их родителями.
Формы реализации проекта
Непосредственно образовательная деятельность
Игры
Беседы
Театрализованные постановки с участием детей
Консультации родителям, анкетирование.
Продукты реализации проекта
Выставка детских работ.
Развлечение «Широкая масленица»
План реализации проекта
1 этап. Целеполагание (постановка проблемы)
Художественно-эстетическое воспитание реализуется в процессе ознакомления с природой, разными видами искусства и художественно-эстетической деятельности. Оно направлено на развитие у ребенка любви к прекрасному, обогащение его духовного мира, развитие воображения, эстетических чувств, эстетического отношения к окружающей действительности, приобщение к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры, эстетического средства формирования и развития личности ребенка. Поэтому детям необходимо прививать интерес к традициям русского народа.
2этап. Подготовительный
Составление проекта.
Подбор детской художественной литературы для чтения детям.
Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.
Консультация для родителей с целью знакомства с темой, задачами проекта, содержанием работы.
Подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы по теме проекта.
Изучение литературного фольклора (сказки, пословицы, приговоры).
Изучение музыкального фольклора (хороводы, песни, танцы, частушки).
Изучение игрового фольклора.
Рассматривание иллюстраций, сюжетных картин.
Использование информационно-коммуникативных технологий
3 этап. Основной
Интеграция образовательных областей Формы организации
образовательной деятельности
Социально-коммуникативное развитие 1. Беседы о праздниках, традициях русского народа.
2. Беседа о правилах поведения во время праздника, беседа на тему: «Огонь – не забава!».
3. Помощь детей в подготовке группы для проведения Масленицы.
4. Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Детский сад», «Магазин», «Кухня», «Мастерская».
Познавательное развитие 1. Беседа «История Масленицы».
Цель: рассказать детям о традициях и обычаях русского народа, что Масленица – один из самых радостных и светлых праздников, вызывать чувство интереса к истории России.
2. Беседа «Масленица дорогая – наша гостьюшка годовая»: знакомство детей с Масленицей, с традициями ряженья на Масленицу, заучивание масленичной песни-колядки.
3. Беседа «Ой ты, Масленица»: рассказ о каждом дне масленичной недели, пение обрядовых песен.
Речевое развитие 1. Разучивание стихотворений, потешек, закличек, пословиц о зиме, весне, Масленице.
2. Отгадывание загадок по тематике проекта.
3. Беседы о сезонных изменениях в природе.
4. Чтение русского фольклора, стихотворений о масленице: «Этот праздник к нам идет…», «Широкая Масленица» и др.
Художественно-эстетическое развитие 1. Рассматривание репродукции картины Б. М. Кустодиев «Масленица», В. И. Суриков «Взятие снежного городка»
2. Рисование на тему: «Солнышко, нарядись!»
3. Лепка рельефная на тему: «У солнышка в гостях»
4. Ручной труд на тему: «Маленькое солнышко»
5. Разучивание закличек «Весна-весна красная», «А мы Масленицу дожидались» и др.
6. Слушание русских народных песен, «масленичных» частушек, русских народных наигрышей «Здравствуй красная, весна», «А мы масленку встречаем», «Веснянка».
Физическое развитие Народные подвижные игры «Ручеек», «Платочек», «Коза», «Жмурки», «Горелки», «Карусель», «Ты катись, веселый бубен».
Игры-эстафеты «Перетягивание каната», «Наездники», «Кто быстрее на метле», «Бег в мешках».
Работа с родителями:
Оформление родительского уголка «История Масленицы».
Оформление стенда «Здравствуй, Масленица!».
Домашние задания: заучивание с детьми «масленичных» закличек, частушек.
Выпекание блинов совместно с детьми.
4 этап. Заключительный
Итоги проекта:
Стенгазета – поздравление
Выставка детских работ.
Развлечение «Широкая масленица».
Положительный эмоциональный настрой детей и их родителей
Сотрудничество педагогов с родителями
Проект позволил расширить рамки традиционного праздника «Масленица» в детском саду. Воспитатели сформировали у детей уважительное отношение к традициям своего народа. Дошкольники узнали много нового, смогли проявить свои творческие способности.
Благодаря проекту родители воспитанников оказались вовлечены в образовательный процесс. Они выступили не только в качестве организаторов мероприятий, но и сами в них участвовали.
5 этап. Определение задач для новых проектов
Продолжать знакомить детей с русскими народными праздниками, традициями.
Продолжать формировать любовь к Родине.
Представленный проект рекомендуется использовать воспитателям для работы с детьми по краеведению, в организации работы по фольклору, учреждениям, работающим в эмоционально-ценностной образовательной практике.