Ольга Никольская
Подвижные народные игры как средство развития физических качеств у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Подвижные народные игры как средство развития физических качеств у детей дошкольного возраста.
Уважаемые коллеги!
С введением нового Закона РФ «Об образовании», Федеральных Государственных Образовательных Стандартов, с определением новых целей образования, предусматривающих достижение не только предметных, но и личностных результатов, всё больше возрастает ценность игры. Подвижные игры, больше чем другие формы физической культуры адекватны потребностям растущего организма в движении, способствует всестороннему гармоничному физическому и умственному развитию детей. А разнообразные народные игры являются важнейшим средством в укреплении здоровья дошкольников. Традиционные народные игры способствуют развитию моральных, этических, эстетических и физических качеств личности ребенка. Именно благодаря этому народные игры интересны детям, органически вписываются в современные образовательные системы.
Публикация «Подвижные народные игры как средство развития физических качеств у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Подвижные игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Народные подвижные игры являются средством, позволяющим осуществить интегративный подход при организации образовательного процесса. В последние годы сложилась негативная тенденция постепенного ухода игры из дошкольного учреждения. В содержании программы в области «Физическое развитие» запас подвижных игр невелик и однообразен. Игра вытесняется учебной деятельностью, увеличивается количество обучающих занятий и сокращается время для игровой деятельности. Это даёт возможность говорить о противоречии между установленными требованиями стандарта и существующим практическим физическим воспитанием детей. Одной из задач Программы является знакомство детей с народными играми. Это дает нам возможность использования подвижных народных игр в работе ДОО. Какие условия необходимы для внедрения народных подвижных игр в работу ДОУ? Наличие физкультурного зала, площадки, заинтересованные воспитатели, неравнодушные родители, развивающая предметно – пространственная среда, центры двигательной активности в группах с атрибутами к проведению народных игр. Неоспоримое преимущество народных игр и их вариантов - доступность детям дошкольного возраста. Их можно с успехом использовать в работе с детьми во время прогулок, физкультпаузах, динамических минутках, а также на занятиях физической культурой. В воспитательно-образовательном процессе ДОУ для народной игры должно быть определено и место, и время. Программа рекомендует к использованию малое количество народных подвижных игр. При планировании ООД подвижные игры, рекомендованные Программой можно заменить подвижной народной игрой, близкой по содержанию на развитие основных физических качеств.
Утром рекомендуются игры с физкультурными пособиями, игрушками и пособиями, побуждающими детей к движению. Разнообразие видов утренней гимнастики позволяет использовать народные подвижные игры и в своей структуре, причем, в утреннюю гимнастику с успехом можно включить игры большой, средней и малой подвижности (используя разумные варианты).
В перерывах между занятиями полезны игры средней и малой подвижности. Назначение этих игр – активный отдых. Поэтому они должны быть хорошо знакомы детям.
После физкультурных и музыкальных занятий проводят игры средней подвижности.
На вечерней прогулке полезно играть в игры большой и средней подвижности, в которых участвуют все дети одновременно.
Количество подвижных игр — от одной до трех.
В младших группах одну и ту же игру следует повторять 3-4 раза в течение недели. В средней и старшей группах достаточно 2-3 повторений, но через некоторое время эти игры следует повторить.
При подборе подвижных игры необходимо обращать внимание на вид основных движений. В теплое время года должно даваться больше подвижных игр с метанием, ползанием, лазанием.
В холодное время – с бегом, метанием, прыжками.
Организует и проводит игру воспитатель, который не только руководит, но и участвует в игре, беря на себя наиболее ответственную роль. Важно, чтобы в подвижных играх принимали участие все воспитанники группы. С этой целью на прогулке планируются только знакомые детям игры. Соблюдая дозировку для всех детей, нужно, кроме того, иметь в виду ослабленных детей (пришедших после болезни или имеющих некоторые отклонения от нормы по состоянию здоровья сердца, лёгких). Не следует их выключать из игры, подчё ркивать их болезненное состояние: надо найти им подходящую роль, чтобы они чувствовали себя членами общего коллектива. Не следует за один раз давать больше двух игр, которые должны быть различны по характеру движения, по построению: одна игра может быть более подвижной, а другая более спокойной. С новыми играми дети знакомятся на физкультурных занятиях. Планировать народные игры необходимо на весь год и на неделю. Это позволит обеспечить разностороннее развитие детей. Возможно ли применение народных подвижных игр на физкультурных занятиях? Конечно, возможно! Народные игры делают занятие динамичным, интересным, красочным и немного сказочным.
В вводной части занятия возможно использование хороводных игр, игр на внимание, основу которых составляют подражательные и ритмические движения, упражнения на внимание, неожиданные перестроения - такие игры как «Змейка», «Улитка», «Челночок» и др. Широко использую имитационные упражнения. Например, в игре «Змейка» возможны такие варианты. В играх, требующих мгновенного прекращения действий по игровому сигналу, сохранению определённого положения, подчёркивались быстрота реакции, а также оригинальность и выразительность позы
При выполнении общеразвивающих упражнений удобно использовать игры «У Маланьи»,«У дядюшки Трифона».
При переходе к основным видам движений выручают такие народные подвижные игры : «Петушиный бой» отработка прыжков на одной ноге;«Охотники и утки»– попадание в цель, увертывание от мяча;«Волк во рву» - прыжки в длину;«Горелки», «Пятнашки» – бег с увертыванием. Русские народные игры-молчанки я использую как дыхательные упражнения.
Заключительная часть занятия решает задачу снижения нагрузки,
приведения организма ребенка в спокойное состояние, сохраняя при этом бодрое настроение.
Поэтому здесь уместны игры «Совушка», «Море волнуется», «Цапки».
Игры подбираются в соответствии с программными задачами данного возраста.
Подвижные народные игры в различное время дня в соответствии с общепринятым режимом: утром, в середине дня и на вечерней прогулке.
При составлении плана на неделю надо подбирать игры с учетом подготовленности детей и содержания различных занятий. На каждый день недели следует планировать игры разного содержания и характера. Должно отмечаться, какие народные игры будут проведены со всей группой, какие игры будут организованны детьми самостоятельно. При этом педагог должен знать, какие качества и навыки он может развивать и закреплять с её помощью: в одной игре преобладает бег, а в другой — метание, в одной — от детей требуется выдержка, а в другой — ловкость и т. д. Народная игра может быть свободной, самостоятельной деятельностью и частью развлечения, досуга, а может включаться в физкультурные и музыкальные занятия, прогулки, дни здоровья, а ее сюжеты — в пальчиковые игры и в занятия по изобразительной деятельности и т. д. Благодаря своей универсальности и многофункциональности народные подвижные игры находят себе место и на прогулке, и в свободной деятельности. Для того, чтобы подвижные игры способствовали развитию физических качеств, необходимо соблюсти ряд условий их планирования и отбора содержания:
- при планировании игр соблюдать принцип последовательности и преемственности с программным содержанием физкультурных занятий
- отбирая содержание игр руководствоваться принципом доступности и учитывать исходный уровень физических качеств детей, возрастные особенности.
- Подбирая игры учитывать условия ДОУ.
Если не учитывать все требования к подбору и планированию игр, то добиться положительного эффекта довольно сложно. Как бы много не проводилось подвижных игр, если отсутствует система и преемственная связь, сформированные навыки и качества быстро утрачиваются, при этом обеспечивается только потребность ребенка в движении, приобретается двигательный опыт, но часто этот опыт однообразный.
Всем успехов!