Наталья Полянская
Подвижные игры со словами
▼ Скачать + Заказать документы
Игра – главной тип деятельности детей – дошкольников. С помощью игры у ребенка развивается внимание, память, моторика, улучшается речь.
Нынешняя практическая деятельность преподавания и обучения дошкольников в детском саду обладает достаточно различным игровым материалом. Но педагоги чувствуют недостаток подвижных игр, в особенности игр, сформированных на базе образного поэтического слова (образцов народной и современной детской поэзии). Опыт показывает: данному типу деятельность необходимо проявлять больше внимания из-за его особенной эффективности. Чем она обусловливается? Тем, что содержание художественной литературы дошкольник запоминает в движении, а вследствие того основательнее, энергичнее проникает в стиль выполняемого в игре стиха.
Публикация «Подвижные игры со словами» размещена в разделах
Эмоциональная чуткость детей на художественный стиль пребывает в тесной взаимосвязи с ритмическими движениями под текст стихотворения. Этим разъясняется четкость детского исполнения в подвижной игре, сопровождающейся словами. В такого рода игре ребята просто воспринимают гармоничность, певучесть, ритмичность речи, постигают точность и краткость слова.
Игры, предложенные мной (из опыта работы) рекомендуются для детей от младшей до подготовительной к школе группы. Основная задача игр – совершенствовать речевую динамичность ребенка, способность объединять движения со словом, улучшать звукопроизношение, оттачивать интонационную четкость исполнения детьми.
Осуществление названных задач допустимо только при условии постепенного их усложнения. Таким образом, игры для младших и частично средней групп дошкольников построены на имитирование движений. Дети подражают движениям пильщиков, косарей, кузнецов… движения производятся в соответствии со стихотворным размером. Текст говорят, как правило, все без исключения ребята, сопровождая его тем или иным игровым действием. Педагог наблюдает, чтобы текст исполнялся в необходимом темпе, не ускоряя и не замедляя его. Весьма немаловажно, чтобы в исполнении детьми стихотворение никак не утрачивали собственной выразительности. Этому содействует коллективное игровое действие.
Игры для детей старшей и подготовительной групп, помимо имитирования движений, широко применяют движения бега, прыжков, галопа, поскоков. Созданы данные игры по типу пряток, догонялок, узнавания по голосу, поиска скрытого объекта. Часть игр ведется с объектами: мячами, обручами и т. д. В данных случаях следует, к моменту разучивания этой игры дошкольники уже обладали опытом действия с выбранным предметом.
Пред разучиванием игры педагог выразительно прочитывает ребятам стихотворение. Поясняет значение непонятного слова. Целый текст перед игрой не учится. Ребята просто запоминают его в ходе игры.
Подвижные игры не требуют специально оборудованного помещения. Ведутся они равно как в запертом помещении, так и на открытом воздухе. В летний сезон – в лесу, на полянке, на лугу. В сложном оформлении эти игры не нуждаются. Применяются только отдельные элементы костюмов героев. К играм «Где спит рыбка», «Сорока» и др. дети могут вместе со взрослыми изготовить шапочки.
Воспитатель, проводя игры со словами, обязан хорошо знать текст и правила игры. Ему отводится ведущая роль в игре, поэтому он сам активно участвует в ней. Игры, какие педагог выбирает, обязаны отвечать возрастным особенностям детей, их речевым и двигательным умениям и навыкам.
Важная роль в этих играх отводится играм, которые побуждают ребенка к проявлению своих творческих возможностей, придумыванию диалогов («Летели кукушки», составлению небольшого рассказа в начале игры или в конце. В этом случае ребята проявляют фантазию, воображение, находчивость. Иногда дети и сами придумывают игровые ситуации.