Приложение МААМ

Подвижные игры как средство обучения и воспитания дошкольников

Левашова Оксана
Подвижные игры как средство обучения и воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Слово «игра» многозначно и исторически изменчиво. Оно служит для выражения представлений о различных движениях, явлениях и нередко употребляется условно. Известны, например, выражения «игра цен», «игра слов» и т. д. Различный смысл приобретает слово «игра», когда речь идёт об играх древних людей, Олимпийских играх и древних играх.

Подвижная игра собирательное понятие. Она охватывает представления о многочисленных разнообразных играх, основанных на движениях. Подвижные игры, как правило, не требуют от участников специальной подготовки и больших материальных затрат (инвентарь, оборудование).

Публикация «Подвижные игры как средство обучения и воспитания дошкольников» размещена в разделах

В основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы подчёркнуто, что очень важно воспитывать молодое поколение физически развитой, готовой к работе и обороне нашей Родины. Среди большого количества разнообразных средств физвоспитания широко используются подвижные игры, которые содействуют решению образовательных задач: совершенствованию и закреплению навыков в беге, прыжках, метаниях, умений, приобретённых на занятиях гимнастикой, лёгкой атлетикой, спортивными играми, и лыжной подготовкой.

С помощью игр развиваются такие физические качества, как быстрота, сила, гибкость, выносливость, ловкость, а также морально – волевые, гражданские качества – смелость, честность, коллективизм (служит фактором воспитания у занимающихся положительных моральных и волевых качеств). Подвижные игры на уроках способствуют и решению оздоровительных задач. Они благотворно влияют на развитие организма детей, содействуют укреплению костно – мышечного аппарата и здоровья в целом.

Подвижная игра имеет вспомогательное значение в изучении учебного материала по физической культуре в разделах: гимнастика, спортивные игры, лёгкая атлетика, лыжная подготовка, а также спортивные тренировки.

Подвижная игра относится к тем проявлениям игровой деятельности, в которых ярко выражена роль движений. Для подвижных игр характерны творческие активные двигательные действия, мотивированные их сюжетами (темами, идеями).

Эти действия частично ограничиваются правилами (общепринятыми, установленными учителем или самими играющими). Они направляются на преодоление различных трудностей (препятствий) по пути достижению поставленной цели (выиграть, овладеть определёнными приёмами).

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПОДВИЖНЫХ ИГР

На важную роль в всестороннем развитии детей указывали: О. М. Горьк, А. С. Макаренко. Игру детей они рассматривали, как основной вид физической и двигательной деятельности. Большое значение игре предоставлял выдающийся специалист в деле физического воспитания и физического развития детей П. Л. Лесгафт, считая, что она есть упражнение, с помощью которого ребёнок готовится к жизни.

Школой подготовки детей к жизни называет игру А. С. Макаренко «Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то самое значение, которого у взрослого имеет деятельность, работа, служба.

Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и что изменяется. Ведь для детей игры – это их непосредственная жизнь, а учитель с помощью игр формирует в них черты характера.

В игре заложены неисчерпаемые возможности для изучения психологии учеников.

Игра – это сознательная деятельность, направленная на достижение условно поставленной цели. Сложность того, что принято называть игрой, нагляднее всего обнаруживается при знакомстве с разнообразными теориями, которые объясняют происхождение и значение игры.

В игре находит своё отображение окружающая действительность, или, другими словами, материальные условия жизни человеческого общества. Это отображение есть результат деятельности сознания, которое присуще только человеку.

Игровая деятельность всегда связана с возникновением и развитием между игроками определённых отношений. Она оказывает содействие активному общению детей, установлению контактов. Не у всех детей, в особенности на первых порах, одинаковый наклон к сближению. Одни дети товарищеские, другие запертые, стыдливые.

Во время игры удаётся всех учеников включить в коллективную деятельность, помочь занять надлежащее место среди своих ровесников. В подвижных играх всегда есть и побеждённые и победители. Очень важно научит детей не хвалиться, если они выигрывают и наоборот, если поражение не впадать в отчаяние. В особенности следует добиваться, чтобы дети сохраняли дружеские отношения к победителям и к тем, кто проиграл, причём все отношения должны грунтоваться на доброжелательности, глубокому уважению к одноклассникам, товарищам.

С помощью подвижных игр развиваются разнообразные двигательные качества. Закрепляются и совершенствуются двигательные привычки. Сложные и разнообразные движения в игровой деятельности. В них, как правило, могут быть задействованы все мышечные группы. Это оказывает гармоническому развитию опорно – двигательного аппарата.

Условия игрового соревнования требуют от участника довольно больших физических нагрузок. Поочерёдное изменение моментов относительно высокой интенсивности с паузами отдыха и действиями, которые требуют небольшого напряжения, разрешает игрокам выполнять большой объём работы. Сменный характер нагрузки больше всего отвечает вековым особенностям подрастающего организма и потому проявляет благотворное влияние на усовершенствование деятельности функциональных систем кровообращения и дыхания.

Гигиеническое значение игр усиливается возможностью их, широкого использования в естественных условиях.

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПОДВИЖНЫМ ИГРАМ.

Методика обучения играм определяется целями и задачами, которые решают с их помощью. Всестороннее воспитание и гармоническое развитие занимающихся может быть достигнуто только в процессе многолетнего, систематического и правильно организованного обучения подвижным играм. Ведущая роль в этом принадлежит учителю.

Организуя обучение, преподаватель должен стремиться:

*воспитывать у занимающихся высокие морально – волевые качества;

*укреплять их здоровье и способствовать правильному физическому развитию;

*содействовать формированию жизненно – важных двигательных качеств, навыков, умений.

Важное условие успешной игровой деятельности – ясность понимания и содержания игры. И здесь, прежде всего, важны чёткость и наглядность, объяснения. Краткое, образное объяснение сюжета игры при необходимости дополняют показом отдельных приёмов и правил, объяснив главное, преподаватель начинает игру. Если необходимо, то её вскоре останавливают для дополнительных разъяснений. В других случаях остановка делается лишь для введения мелких правил и разъяснений ошибок играющих. Содержание сложной игры объяснять целиком неправильно. Дети, особенно младшие, понять и запомнить его не смогут, поэтому лучше проводить объяснение в несколько этапов:

I этап – ознакомление с игрой (название, сюжет, основные правила);

II этап – дальнейшее изучение содержания и правил;

III – внесение изменений и дополнений в содержание правил игры. Если первые два этапа могут следовать непосредственно друг за другом, то последний может быть отнесён на конец игры или следующие её повторения. Объяснение следует проводить на исходном месте, расстанавливая играющих и распределяя роли.

Обучать детей целесообразно с самых простых некомандных игр имитационного характера, постепенно усложняя их по сюжету, и по содержанию двигательной деятельности. В дальнейшем изучают игры с элементами коллективной деятельности – переходные. Завершающий этап – командные игры, когда от сравнительно простых игр с поочерёдным участием, переходят к играм активных противодействий и командным соревнованиям.

ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДВИЖНЫХ ИГР

Подвижные игры как средство физического воспитания имеют ряд особенностей.

Разности в отношениях, разрешает выделить две основные группы – некомандные и командные игры, которые дополняются небольшой группой переходных игр. Некомандные игры можно поделить на игры с ведущими и без ведущих. Также командные игры отводятся на два основных вида: игры с одновременным участием всех играющих; игры с поочерёдным участием (эстафеты).

Командные игры различаются и по форме поединка играющих.

Существуют игры без вступления игроков в борьбу с соперником, а в других, наоборот, активно ведут борьбу с ними.

Более детальная классификация игр основывается на их делении по подвижным действиям.

Различают игры : имитационные (с подражательными действиями); с перебежками; с преодолением препятствий; с мячом, палками и вторыми предметами; с сопротивлением; с ориентированием (по слуховым и зрительным сигналам).

Выбор той или другой игры определяется конкретными задачами и условиями поведения. Для каждой вековой группы характерны свои особенности в выборе и методике проведения игры.

ЗНАЧЕНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР

Характерная особенность – комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребё нка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание. Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем. Возникающие в игре неожиданные ситуации приучают детей целесообразно использовать приобретённые двигательные навыки.

В подвижных играх создаются наиболее благоприятные условия для развития физических качеств. Например, для того чтобы увернуться то «ловишке», надо проявить ловкость, а спасаясь от него бежать как можно быстрее. Увлечённые сюжетом игры, дети могут выполнять с интересом и при том много раз одни и те же движения, не замечая усталости. А это приводит к развитию выносливости.

Во время игры дети действуют в соответствии с правилами, которые обязательны для всех участников.

Правила регулируют поведения играющих и способствуют выработке взаимопомощи, коллективизма, честности, дисциплинированности. Вместе с тем есть необходимость выполнять правила, а также преодолевать препятствия, неизбежны в игре, содействуют воспитанию волевых качеств – выдержки, смелости, решительности, умение справляться с отрицательными эмоциями.

В подвижных играх ребёнку самому приходится решать, как действовать, чтобы достигнуть цели. Быстрая и порой неожиданная смена условий заставляет искать всё новые и новые пути решения возникающих задач. Всё это способствует развитию самостоятельности, активности, инициативы, творчества, сообразительности.

Игры помогают ребёнку расширять и углублять свои представления об окружающей действительности. Выполняя различные роли, изображая разнообразные действия, дети практически используют свои знания о повадках животных, птиц, насекомых, о явлениях природы, о средствах передвижения, о современной технике.

В процессе игр создаются возможности для развития речи, упражнения в счёте ит. д.

Воспитательное значение игры, её всестороннее влияние на развитие ребёнка трудно переоценить.

Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса. Ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку – знающим, неумелого – умельцем. Словно, волшебная палочка, игра может изменить отношение детей к тому, что кажется им порой слишком обычным, скучным, надоевшим.

Игра поможет сплотить коллектив, включить в активную деятельность замкнутых и застенчивых детей. В играх воспитывается сознательная дисциплина, дети приучатся к соблюдению правил справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других.

Игра для детей – важное средство самовыражения, проба сил. В играх учитель может лучше узнать своих воспитанников, их характер, привычки, организаторские способности, творческие возможности. И, что очень важно, игры сближают учителя с детьми, помогают установить с ними более тесный контакт.

Подвижные игры – самое лучшее лекарство для детей от двигательного голода – гиподинамии.

Ценность игры как средство познания мира и подготовки новых поколений к жизни была понята давно и использовалась в воспитательных целях. С первых шагов жизни ребёнок приобретает необходимые жизненнее навыки и качества через игру. Игра развивает ум, совершенствует восприятие, формирует механизм координации и управления движениями, даёт исключительный опыт операций с орудиями труда и различными предметами; развивает психические качества и многое другое. И в дальнейшем она сохраняет свою притягательную силу, удовлетворяя естественную для каждого человека потребность в движении и творческой деятельности на протяжении всей его жизни.

Важнейшая особенность подвижных игр состоит в том, что они представляют универсальный вид физических упражнений.

Занятия играми оказывают влияние одновременно на двигательную и психическую сферу занимающихся.

Выбор поведения в постоянно изменяющихся условиях игры предопределяет широкое включение механизмов сознания в процессы контроля и регуляции. В результате увеличивается сила и подвижность нервных процессов, совершенствуются функции регуляции деятельности всех систем организма корой головного мозга и центральной нервной системой.

В то же время игровая деятельность отличается сложностью и многообразием движений. В них, как правило, могут быть вовлечены все мышечные группы, что способствует гармоническому развитию опорно – двигательного аппарата.

Изменчивость игровых условий требует постоянного приспособления используемых движений к новым ситуациям. Поэтому двигательные навыки формируются гибкими, пластичными.

Совершенствуется ловкость, развивается способность создавать новые движения из ранее усвоенных.

Значение игр возрастает благодаря возможности широкого их использования в природных условиях. Игры на лыжах, в лесу, в воде, на коньках и т. д. – это отличное средство для закаливания и укрепления здоровья. Полноценное использование естественных факторов природы особенно важно в период роста и развития молодого организма.

Образовательное значение игр многообразно. Систематическое их применение совершенствует двигательные возможности, и обеспечивают полноценное освоение «школы движений» куда, прежде всего, входят бег, прыжки, метания. При желании, этот круг может быть значительно расширен, и включать весь комплекс жизненно – важных навыков. Под влиянием игровых условий, эти навыки превращаются в умения, значительно расширяющие возможности их применения в самых различных условиях и сочетаниях.

Под воздействием присущего к игре, соревнования значительно активнее развиваются физические качества, и, прежде всего, быстрота, ловкость, сила, выносливость. Всё это способствует формированию двигательной сферы детского организма.

Совершенствуются восприятие и реагирование – качества очень важные в повседневной жизни. Вместе с ними развиваются способности к анализу и принятию решений, что положительно отражается на формировании оперативного мышления и умственных процессов вообще. Таким образом, под влиянием игровых условий приобретается способность к правильному действию.

Подвижные игры как средство физического воспитания отличаются рядом особенностей. Наиболее характерные из них – активность и самостоятельность играющих, соревновательный характер и коллективность действий в непрерывно меняющихся условиях.

Деятельность играющих подчинена правилам, регламентирующих поведение и отношение. Правила определяют выбор тактики и облегчают руководство игрой. Различают три основных класса игр: некомандные, переходные к командным, командные. В простейших некомандных играх отсутствует необходимость добиваться цели общими усилиями. Каждый играющий действует независимо от других, подчиняясь только правилам игры. В переходных к командным играм, появляются элементы согласования действий внутри отдельных групп играющих. Вначале участник действует самостоятельно, но мере развития сюжета игры, образуются группы, в которых при решении отдельных частных задач приходится действовать согласованно.

В командных играх соревнование проходит между игровыми коллективами. Действия отдельных участников здесь подчинены интересам всего коллектива. Поставленная цель достигается, главным образом, согласованными действиями играющих. Для определения результата игры, необходимо судейство.

Возрастание степени согласованности действий требует от участников не только психологической перестройки, но и владения навыками более сложных движений, необходимых в коллективной деятельности. Следовательно, содержание игровой деятельности усложняется по мере перехода от не командных к командным играм, чем элементарнее отношения между играющими, тем проще содержание игры.

Сложностью отличаются командные игры, где наряду с отличным владением двигательными навыками, необходима высоко – организованная тактика действий всего коллектива. В этом отношении, командные игры близки спортивным, представляющие высший этап игровой деятельности.

Публикации по теме:

Народные подвижные игры как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗНародные подвижные игры как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗ Сегодня, на волне подъёма казачьего движения, возрождение интереса к истории родного края, приобретает неоценимое значение в деле воспитания.

Дидактические игры как средство нравственно-патриотического воспитанияДидактические игры как средство нравственно-патриотического воспитания Патриотическое воспитание через игру- наиболее простой способ воздействия на сознание детей. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения.

Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольниковИнтерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников Ведущую роль в экологическом воспитании детей дошкольного возраста играет формирование у них познавательного интереса к природе. Во время.

Искусство как средство воспитания и духовного развития дошкольников Искусство как средство воспитания и духовного развития дошкольников. Калачева Л. А. Во все времена и эпохи подлинное искусство оказывало.

Консультация для воспитателей «Музыкальные хороводные и подвижные игры как средство оздоровления дошкольников летом»Консультация для воспитателей «Музыкальные хороводные и подвижные игры как средство оздоровления дошкольников летом» Ко Дню летних подвижных игр на МААМ Консультация для воспитателей «Музыкальные хороводные и подвижные игры как средство оздоровления дошкольников.

Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возрастаНародные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возраста Актуальность: Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность человека. В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает.

Огород как средство экологического воспитания дошкольниковОгород как средство экологического воспитания дошкольников Огород, как средство экологического воспитания дошкольников, позволяет ребёнку не только расширять свои познания в области окружающей.

Патриотический уголок как средство воспитания дошкольниковПатриотический уголок как средство воспитания дошкольников Патриотический уголок, как средство воспитания дошкольников. Автор: Баландина М. В., воспитатель МБДОУ «ЦРР – Детский сад № 224», г. Новокузнецк,.

Семинар-практикум «Традиционные игры коренных малочисленных народов как средство физического воспитания дошкольников»Семинар-практикум «Традиционные игры коренных малочисленных народов как средство физического воспитания дошкольников» Уважаемые коллеги, представляю Вам практическую часть семинара-практикума прошедшем в нашем ДОУ «Традиционные игры коренных малочисленных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Подвижные игры как средство обучения и воспитания дошкольников
Опубликовано: 21 февраля 2024 в 11:53
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Подвижные игры как средство обучения и воспитания дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Левашова Оксана (УИ 3039283) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД