Татьяна Коломийченко
Использование современных форм детского туризма как средства развития волевых качеств детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1 Тема моего выступления: Использование современных форм дет-ского туризма как средства развития волевых качеств детей старшего дошкольного возраста
Слайд 2 Современный заказ общества требует воспита-ния ответственных и инициативных людей, обладающих определенными во-левыми качествами, позволяющими решать задачи современного мира.
Публикация «Использование современных форм детского туризма как средства развития волевых качеств детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Туризм. Туристическая деятельность и походы в детском саду
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция август 2016
Одним из эффективных средств формирования волевых качеств челове-ка является физическая культура и спорт. О важности построения эффектив-ной системы занятий физической культурой и спортом граждан страны можно судить по ряду важных государственных документов. Их перечень вы видите на слайде. В них определяется роль физической культуры и спорта в развитии человеческого потенциала России; указываются цели, задачи и ос-новные направления реализации государственной политики в области разви-тия физической культуры и спорта.
Слайд 3 Одна их глав закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» посвящена вопросу организации физической культуры и спорта в системе образования. Именно в ней указано, что каждое образовательное учреждение имеет право выбирать не только цели, задачи и принципы, но и формы организации занятий физической культурой.
Слайд 4 Вопрос формирования воли и волевых качеств у старших дошколь-ников является одним из основных в дошкольной педагогике. И хотя разви-тие волевых качеств продолжается на протяжении всей жизни человека, но, как показывают исследования психологов и педагогов, начинать эту работу необходимо с дошкольного возраста, так как именно в этом возрасте процес-сы наиболее подвижны и изменчивы.
К основным волевым качествам, формирующимся в двигательной деятель-ности дошкольников относятся решительность, самостоятельность, ини-циативность, смелость, настойчивость, выдержка и самообладание и др.
Слайд 5 Наиболее распространенными формами организации образователь-ной деятельности физической культурой в дошкольных образованиях явля-ются занятия (традиционные, игровые, тренировочные и др., подвижные игры и игры – соревнования, вечера досуга, спортивные развлечения, тури-стические походы. Наиболее важным для формирования волевых качеств дошкольников являются детский туризм.
Слайд 6 В целом, вопросы волевого воспитания дошкольников в процессе двигательной деятельности хорошо изучены и широко отражены в научной и методической литературе. Интересными являются работы одного из ведущих отечественных исследователей Д. В. Хухлаевой, изучающей вопросы ор-ганизации различных форм физической культуры в детских садах и их влия-нии на волевую сферу дошкольников. Именно ею введены в дошкольную педагогику понятия «прогулка и экскурсия за пределы дошкольного учреж-дения», в более позднем издании его заменяет термин «детский туризм». бо-лее позднее определение которого вы видите на слайде.
Слайд 7 Простейший туризм в системе дошкольного физического воспита-ния применяется в таких формах организации, как физкультурно-оздоровительная работа и активный отдых. Такая классификация использу-ется и в настоящее время.
Слайд 8 Исходя из важности и актуальности проблемы, определена цель пе-дагогической деятельности: формирование волевых качеств детей старшего дошкольного возраста через использование современных форм детского ту-ризма. Среди основных задач работы с детьми были выделены: оздорови-тельные, познавательные и воспитательные. Они указаны на слайде.
Слайд 9 На слайде указаны более подробные описание содержания всех ви-дов прогулок. А именно:
Спортивно-тренировочные;
Краеведческие прогулки;
Прогулка-пленэр,
Развлекательные сюжетные прогулки.
Слайд 10 Структура туристкой прогулки включает несколько этапов Первый этап – оргначало длительностью до 5 минут. Цель – сообщить задачи и крат-кое содержание предстоящей деятельности
Слайд 11 Второй этап – движение по разработанному маршруту. Этот этап может включать от одного до трех переходов с кратковременными привала-ми для отдыха. Во время переходов можно включать преодоление естествен-ной полосы препятствий в игровой форме (типа «Ниточка-иголочка», «Зер-кало» и т. д.). Для полосы препятствий можно использовать ходьбу по высо-кой траве, прыжки через овраг, с кочки на кочку, ходьбу по бревну, подъем и спуск с холма и т. д.
Слайд 12 Третий этап туристских прогулок – длительный привал. На этом этапе проводится множество игр, упражнений, дидактических заданий, спо-собствующих формированию волевых качеств детей
Четвертый этап туристской прогулки – возвращение детей в детский сад. Возвращение может быть по кратчайшему пути, так как дети уже физически и психически утомлены.
Эта же структура используется и при организации других форм работы по физическому воспитанию с использованием средств туризма со старшими дошкольниками (типографических прогулок, туристских экскурсиях, похо-дах и т. д.).
Слайд 13 Для всех форм организации детского туризма важна подготови-тельная работа. Она включает широкий круг вопросов и разделяется на тео-ретическую и практическую (физическую) подготовку. Теоретическая подго-товка включает в себя географическую, краеведческую и топографическую подготовки. Географическая подготовка – это комплекс знаний по физиче-ской географии. Краеведческая подготовка связана с приобретением знаний о родном крае. Топографическая подготовка – особый раздел теоретической подготовки, без овладения которым не могут быть решены задачи, связанные с разработкой и прохождением маршрута.
Важной стороной подготовки туристов является физическая подготов-ка. Различают общую и специальную физическую подготовку. Не менее важ-ными сторонами туристской подготовки являются техническая и тактическая подготовка, которые взаимосвязаны и обеспечивают безопасность путешест-вия. Психологическая подготовка включает в себя мотивацию и общий эмо-циональный настрой детей.
Слайд 14 Активный отдых осуществляется в форме, в котором туризм пред-ставлен как дальние пешеходные (лыжные) прогулки в днях здоровья; в ту-ристских эстафетах; слетах; туристских полосах препятствий; на физкуль-турных досугах и праздниках.
Слайд 15 Результаты диагностических мероприятий, отзывы родителей и пе-дагогов позволяют считать, что использование современных форм детского туризма, организуемых с детьми старшего дошкольного возраста, способст-вует формированию таких волевых качеств как целеустремленность, настой-чивость, решительность, смелость, выдержка и самообладание. А также сде-лать вывод о том, что волевые качества могут прорасти только «изнутри», а почвой для этих ростков может быть только то, что ребенок получил во взаимодействии со взрослыми, в том числе и через детский туризм.