Наталья Силантьева
План по саморазвитию «Народные сказки, как средство формирования нравственных качеств у детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах : о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому считаю, что уже с раннего возраста необходимо показывать малышу нравственную суть каждого поступка.
Публикация «План по саморазвитию „Народные сказки, как средство формирования нравственных качеств у детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Нравственно-патриотическое воспитание. Самообразование
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Сказки. Планирование по теме сказок
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2016
Зная возрастные особенности детей раннего возраста, я заметила, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания, а именно с раннего возраста идет формирование и развитие нравственных качеств человека, поэтому темой самообразования для меня стала : «Народные сказки, как средство формирования нравственных качеств у детей раннего возраста».
Для решения данной проблемы я выбрала работу по ознакомлению детей с русскими народными сказками, так как считаю, что сказки прочно вошли в детский быт малыша, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького ребенка; близка его мышлению, представлению.
Передовые русские педагоги всегда были высокого мнения о воспитательном и образовательном значении народных сказок и указывали на необходимость широкого их использования в педагогической работе. Так, В. Г. Белинский ценил в сказках их народность, их национальный характер. Он полагал, что в сказке за фантазией и вымыслом стоит реальная жизнь, действительные социальные отношения. В. Г. Белинский, глубоко понимавший природу ребенка, считал, что у детей сильно развито стремление ко всему фантастическому, что им нужны не абстрактные идеи, а конкретные образы, краски, звуки. Н. А. Добролюбов считал сказки произведениями, в которых народ выявляет свое отношение к жизни, к современности. Н. А. Добролюбов стремился понять по сказкам и преданиям взгляды народа и его психологию, хотел, «чтобы по преданиям народным могла обрисоваться перед нами живая физиономия народа, сохранившего эти предания».
Великий русский педагог К. Д. Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему. Причину успеха сказок у детей Ушинский видел в том, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. «В народной сказке, - писал он, - великое и исполненное поэзии дитя-народ рассказывает детям свои детские грезы и, по крайней мере, наполовину сам верит в эти грезы».
Цель: изучение и внедрение в практику знаний о формировании нравственных качеств детей раннего возраста с помощью народных сказок.
Поставленная цель привела к решению следующих задач:
Изучить литературу по теме саморазвития;
Провести анализ изученной литературы;
Обогатить РППС тематическими альбомами, дидактическим материалом, наглядными пособиями;
Разработать проект по формированию нравственных качеств у детей раннего возраста;
Повысить педагогическую компетентность родителей и привлечь их к участию в педагогическом процессе.
Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому, знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.
Народные сказки содержат своеобразную программу нравственного воспитания. Наряду с поговорками и пословицами народные сказки являются важнейшим средством нравственного воспитания детей. Формируя у детей первые нравственные представления, воспитатель стремиться привить детям чувство прекрасного, ведь, понятия этики и эстетики в педагогическом процессе тесно взаимосвязаны.
На подготовительном этапе:
Изучение методической литературы
Регулярный обзор периодических изданий, методической литературы.
Приобретение и использование в работе методических новинок.
Регулярный просмотр Интернет – ресурсов.
Повышения квалификации
Изучение опыта работы коллег через участие в работе мастер-классов, круглых столов, через Интернет – ресурсы
Способ трансляции: Формирование теоретической базы
Накопление научно – теоретических, научно-методических материалов по теме самообразования
Формирование электронной базы научно – теоретических, научно-методических материалов
Практический этап: Разработка комплекта методических материалов
Д/и «Сравни разных зверят»
Чтение русских народных сказок : «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок», «Петушок золотой гребешок», «Петушок и бобовое зернышко» и др.
Театрализованные постановки по прочитанным сказкам
«Зернышки для петушка» (изобразительная деятельность)
«Солнышко, нарядись, красное, покажись!» (изобразительная деятельность)
«Зайка» (лепка по сказке «Заюшкина избушка»)
Беседа «Мои любимые сказки»
Д/и «Из какой сказки?»
«Картотека нравственно-патриотических бесед»
Разработка и реализация проектов с детьми:
«Домашние животные»
«Книжка – малышка – своими руками»
Разработка комплекта материалов для взаимодействия с родителями:
Анкета для родителей «Роль сказки в воспитании детей»
Рекомендации: «Личная библиотека вашего ребенка», «Сказка в жизни ребенка», «Как и когда рассказывать сказки», «О чем и как беседовать с детьми после чтения», «Книги и театр», «Народные сказки», «Читаем и играем», «Рисуем сказку»
Мастер – класс «Книжка – малышка – своими руками»
Способ трансляции: Проведение совместной деятельности с детьми
Показ открытых мероприятий с детьми в МБДОУ д/с № 47
Участие в конкурсах
Оформление наглядного материала (презентаций, папок – передвижек, фотоальбомов, тематических альбомов)
Формирование электронной базы методических материалов
Составление методических рекомендаций по организации работы с детьми
Формирование комплекта дидактических материалов.
Аналитический этап: Анализ и обобщение результатов работы, соотношение результатов поставленной цели и задачам.
Способ трансляции: Распространение педагогического опыта в рамках педагогического сообщества.