Бутузова Татьяна Владимировна
Подходы к коррекционному сопровождению детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Подходы к коррекционному сопровождению детей с ОВЗ
Речь представляет собой важную социальную функцию, благодаря которой человек активно взаимодействует в социуме, в связи с чем, ее утрата или деформация может привести к трансформации жизненного пути. Речь, как высшая психическая функция, очень часто нарушается не только сама по себе, но и вместе с другими функциями. Часто нарушение речи сопровождают задержка психического развития, особенности сенсорной сферы, моторики, несформированностью эмоционально-волевого регулирования. Поэтому актуальным становится не только ранняя диагностика речевых нарушений, но и изучение роли сочетанного влияния медикаментозной терапии и логопедической коррекции в преодолении нарушений речи у детей дошкольного возраста.
Публикация «Подходы к коррекционному сопровождению детей с ОВЗ» размещена в разделах
Современный подход к проблеме выявления и коррекции нарушений речи требует от практикующего логопеда четких представлений о том, каким образом и по каким законам происходит становление речи у нормально развивающегося ребенка. Эти знания служат основой для грамотного проведения логопедического обследования детей, своевременного выявления у них речевых нарушений и их адекватной классификации. Лишь на этой основе возможно правильное планирование и реализация систематической коррекционной помощи детям с речевой патологией.
При подозрении на задержку в картине речевого развития ребенка необходимо пройти следующие обследования:
1. Обследование слуха: (отоакустическая эмиссия, метод исследования слуховых вызванных потенциалов).
2. Осмотр у врача-невролога (определяет уровень психического, речевого и моторного развития, внимание уделяется размерам и форме головы, проводится обследование чувствительной и двигательной сфер, исследуются симметричность и живость нормальных рефлексов, способность к координации движения). Для оценки темпов психомоторного и речевого развития ребенка используются: денверский тест психомоторного развития, шкала Гриффитс, шкала раннего речевого развития, шкала Бейли для оценки развития грудных детей [3, с. 72].
3. Обследование у учителя-логопеда: представляет собой комплекс мероприятий направленных на выявление нарушений речи у обследуемого путем всестороннего и полного изучения речи, ее отдельных компонентов, с учетом данных развития личности с учетом возраста.
4. Обследование у нейропсихолога (для детей старше 4-х лет) : позволяет установить степень нарушения когнитивных функций, и то, как это приводит к нарушению повседневной активности, а также выявить вероятные причины наступивших изменений.
5. Дополнительные методы исследования (электроэнцефалография, магнитно-резонансная томография, компьютерная томография, допплеросонография, дуплексное сканирование шейных артерий).
При неврологическом осмотре важно обращать внимание на речевое развитие и своевременно направлять детей на речевую диагностику и коррекционные занятия. Вопреки сложившемуся поликлиническому стереотипу, логопедическая коррекция проводится не с 3-х лет, а с любого возраста, когда это необходимо [2, с. 46].
На сегодняшний день существуют различные подходы к коррекции речевых нарушений, они включают в себя как нелекарственные методы, так и медикаментозную поддержку. Педагогическую коррекцию осуществляют учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог и др., в свою очередь медикаментозную терапию реализовывают врач-невролог или психоневролог.
1. Нелекарственные методы включают в себя:
• педагогическую коррекцию;
• практические приемы и упражнения для развития речи;
• коррекцию артикуляции.
2. Лекарственная терапия: при подборе схемы медикаментозного лечения опираются на принципы:
• обеспечение ребенка достаточным количеством аминокислот, витаминов и микроэлементов с учетом потребностей растущего организма (Актовегин, Нейромультивит, Лецитин и др.);
• ноотропная терапия (пирацетам, пантогам, кальция глютаминат, энцефабол, семакс, кортексин, тенотен и др.).
Ноотропы - группа лекарственных средств, которые различаются по своему составу и механизмам действия, но имеют ряд общих свойств: оказывают положительное влияние на высшие интегративные функции головного мозга, улучшают память, облегчают процессы обучения, стимулируют интеллектуальную деятельность, повышают устойчивость мозга к повреждающим факторам, улучшают кортикально-субкортикальные связи [4].
3. Антихолинергические преппараты, используемые с целью коррекции нарушенной нервно-мышечной передачи (при моторной апраксии лица, преимущественном нарушении артикуляции). Среди препаратов назначается Нейромидин.
4. Коррекция сопутствующих состояний (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Используется препарат Страттера.
5. Другие препараты (Когитум).
6. Другие методы лечения: электрорефлексотерапия, магнитотерапия, лазерная терапия, иппотерапия, дельфинотерапия, арттерапия и др. [3, с. 89].
Схемы лечения, дозировка и длительность курса реабилитации осуществляется под строгим контролем врача-невролога или психоневролога, с учетом характера патологии.
Анализ зарубежных исследований показывает, что подходы к медицинской коррекции патологий ЦНС, выявленных на ранних стадиях развития ребенка, а, следовательно, к сопровождению детей «группы риска» в современном российском обществе и Западных странах отличаются.
Так, рассмотрение схем сопровождения ребенка в Германии показывает, что:
• ноотропные препараты в лечении новорожденных детей не используются;
• вазоактивная медикаментозная терапия не используется у недоношенных новорожденных;
• диакарб не применяется в терапии гидроцефального синдрома;
• не применяются препараты с седативным эффектом: пантогам, ноофен, глицин и другие;
• до 2-х летнего возраста дети получают физическую реабилитацию, с двухлетнего к терапии присоединяется Botox и т. д. [1, с. 78].
Несмотря на разницу в подходах любая лекарственная поддержка обязательно должна быть подкреплена специальными занятиями (учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога, кинезитерапевта и др., тогда она принесет значительно больше пользы для ребенка.
Логопедическое воздействие осуществляются через игровую деятельность, организация и структура которой тесно связана с речевыми возможностями и уровнем несформированности психомоторных функций ребенка.
Такие исследователи, как Р. Е. Левина, Р. И. Лалаева, В. И. Лубовский, Т. Б. Филичева, Е. М. Мастюкова, в своих психолого-педагогических исследованиях выяснили, что дети с речевыми нарушениями, обладают своеобразными особенностями общего психомоторного поведения. Это определяет необходимость в разработке и введения в систему специальных заданий, упражнений и приемов по коррекционно-педагогическому воздействию, которое осуществляется в целях полной нормализации речевой и других функций ребенка [5, с. 181].
При этом на практике используются различные методы и методики коррекционно-логопедического воздействия, которые реализуются через ведущий вид деятельности ребенка, в зависимости от возраста:
1. Развитие фонематического слуха: способности четко отличать одни звуки от других, благодаря чему узнаются и понимаются отдельные слова.
2. Развитие речевого дыхания и правильной воздушной струи: осуществляется через рот, вдох совершается быстро, выдох замедлен. При речевом дыхании за вдохом следует пауза, а затем плавный выдох. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания соответствующей громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
3. Развитие познавательной деятельности: развитие когнитивных процессов, влияющих на формирование речи, а также на развитие ребенка в целом (внимания, памяти, восприятия, мышления и т. д.).
4. Артикуляционная гимнастика: развитие подвижности языка (умение делать язык широким и узким, удерживать широкий язык за нижними резцами, поднимать за верхние зубы, отодвигать его назад в глубь рта и т. д.); развитие достаточной подвижности губ (умение вытягивать их вперед, округлять растягивать в улыбку, образовывать нижней губой щель с передними верхними зубами); развитие умения удерживать нижнюю челюсть в определенном положении. Гимнастика для губ, языка, щек является неотъемлемой частью предварительной работы по исправлению произносительной стороны речи.
5. Логопедический массаж: представляет собой логопедическую технологию, активный метод механического воздействия. Массаж применяется в тех случаях, когда имеют место нарушения тонуса артикуляционных мышц. Он включает в себя классический, сегментарно-рефлекторный, точечный, зондовый, массаж по Ауглину.
6. Пальчиковая гимнастика: развитие мелкой моторики пальцев рук, влияющей на формирование речи ребенка и оказывающее благоприятное воздействие на организм в целом.
7. Кукольный театр: драматизация сказок, различных произведений. Данный вид деятельности способствует развитию мелкой моторики, предусматривает работу над дикцией, интонацией и темпом речи, повышает положительное эмоциональное состояние детей, активизирует внимание.
8. Логоритмика: формирование у детей речевых и двигательных функций под музыку, развитие координации движения.
9. Музыкотерапия: способствует релаксации детского организма, развивает музыкальный слух, повышает положительное эмоциональное состояние.
10. Нейропсихологические методы: способствуют активизации межполушарной связи, повышают работоспособность, физическую активность детей.
11. Психогимнастика: восстановление мышечного тонуса, регуляция состояния организма, благотворное влияние на ЦНС.
12. Сказкотерапия: использование логосказок при коррекции звукопроизношения, всестороннее развитие речи ребенка, формирование устойчивых условно-рефлекторных связей.
13. Мнемотехники: система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, развитие речи.
14. Хромотерапия: предусматривает коррекцию эмоционально-волевых процессов, способствует активизации внимания и лучшему усвоению материала.
15. Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи.
Некоторые представленные направления работы являются частью арттерапии и являются неотъемлемой частью психокоррекционной работы, осуществляемой в рамках логопедической коррекции.
Логопедическая работа содержит достаточное количество информации, которая способствует обогащению памяти детей образами и представлениями. Разнообразие заданий, быстрый темп проведения совместной деятельности препятствуют утомлению, развивают переключаемость внимания и позволяют поддерживать интерес детей на протяжении всего времени и эффективно осуществить процесс коррекционного воздействия.
Из выше сказанного следует, что процесс преодоления речевых нарушений сводится не только к педагогической коррекции, но и в особых случаях по назначению врача-невролога или психоневролога к медикаментозной и /или электротерапии. Такая сочетаемость обусловлена особенностью речевой функции, главное место в которой отводится центральной нервной системе.
Список литературы:
1. Баркун, Г. К. Актуальные проблемы ранней диагностики и коррекции отклонений в развитии недоношенных детей / Г. К. Баркун, И. М. Лысенко, Л. Н. Журавлева, С. П. Волчецкая, Е. Г. Косенкова // Охрана материнства и детства. 2012. № 2 (20). С. 76-80.
2. Браудо, Т. Е. Онтогенез речевого развития / Т. Е. Браудо, М. Ю. Бобылова, М. В. Казакова // Русский журнал детской неврологии. 2017. Т. 12. № 1. С. 41-46.
3. Веселова, А. Н. Проблемы развития речи у детей /А. Н. Веселова. М. : Омега, 2011. С. 72.
4. Заваденко, Н. Н. Нарушения развития речи у детей и их коррекция /Новости медицины и фармации 12(218) 2007.
5. Меерзон, Т. И. Современные методы обучения в логопедической работе / Т. И. Меерзон, А. В. Петряева, Н. П. Плешакова // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации. Материалы научно-практической конференции (заочной) с международным участием. Ответственный редактор: А. Ю. Нагорнова. 2015. С. 181-185.