Татьяна Богданова
Подготовка руки ребёнка к письму на занятиях по ФЭМП
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовка руки ребёнка дошкольного возраста к письму.
«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев»
В. А. Сухомлинский
Подготовка детей 5-7 летнего возраста к обучению в школе в настоящее время одна из актуальных проблем современной педагогики. Это объясняется, в первую очередь, тем, что в наш мир вошли компьютеры. Наши дети зачастую забывают о ручках, карандашах и книгах. Так же в последние годы в практике школы наблюдается более усложнённая ускоренная программа первого класса.
Публикация «Подготовка руки ребёнка к письму на занятиях по ФЭМП» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
Чем лучше подготовить ребёнка к школе психологически, эмоционально, физически и интеллектуально, тем увереннее он будет себя чувствовать, тем легче у него пройдёт адаптационный период начальной школы.
Графические диктанты для дошкольников хорошо помогают подготовить ребёнка к школе и предотвратить такие типичные трудности в обучении, как неразвитость орфографической зоркости, неусидчивость и рассеянность.
Регулярные занятия с данными графическими диктантами развивают у ребёнка произвольное внимание, мелкую моторику пальцев, координацию движений, усидчивость.
Начало обучения письму – очень важный момент в жизни ребёнка. От того, насколько он будет успешным, во многом зависит эффективность обучения в последующие годы.
Для того чтобы правильно и красиво писать, необходимо тренировать руку ребёнка ещё в дошкольном возрасте.
Рисование графических фигур – отличный способ разработки мелких мышц руки ребёнка, интересное и увлекательное занятие.
Обычно, ребёнок, свободно владеющий рукой, более быстро справляется с предложенными заданиями, внимателен, способен логически рассуждать и мыслить. Поэтому целесообразно включать в занятие познавательного цикла простейшие графические диктанты и творческие задания для детей.
Во время занятий очень важен настрой детей и доброжелательное отношение взрослого. Занятие для ребёнка – не экзамен, а игра. Результат работы всегда должен удовлетворять детей, чтобы им вновь и вновь хотелось рисовать по клеткам.
Рисование по клеточкам начинается с самого простого: в тетради взрослый пишет задания, ребёнок должен продолжить ряд. Он учится видеть клетку и строку. С этой целью используются различные упражнения: «Я начну, а ты продолжи», «Дорисуй узор» и т. п. Далее задания усложняются, элементов узора становится больше. Затем дети выполняют графические изображения под диктовку.
Графические диктанты можно дополнять загадками, скороговорками, чистоговорками, перед данными упражнениями желательно провести пальчиковую гимнастику. Выполняя предложенные задания, у детей расширяется словарный запас, отрабатывается правильная, чёткая речь, они учатся ориентироваться в тетради и знакомятся с разными способами изображения предметов.
Провести графический диктант можно по-разному. Перед диктантом можно закрепить знания детей о том, где у них правая или левая рука, как правильно проводить линию вправо и влево, вверх и вниз.
Простой способ – под диктовку взрослого. В этом случае, взрослый, диктует, на сколько клеток и в каком направлении необходимо двигаться.
Второй способ – это предложить ребёнку лист бумаги в клетку, на котором написана инструкция к выполнению задания и поставлена точка, от которой ребёнку необходимо двигаться. Ребёнок сам смотрит количество клеток и направление движения.
Третий способ – рисование по симметрии. В таких диктантах ребёнку предлагается листбумаги в клетку, на котором изображена половина рисунка и проведена линия симметрии. Ребёнок заканчивает рисунок, симметрично отсчитывая необходимое количество клеток.
Четвёртый способ – ребёнку предлагается лист бумаги с образцом графического диктанта. Ребёнок на своём листе должен изобразить такую же картинку, как и в образце, самостоятельно отсчитывая необходимое количество клеток и определяя направление, в котором ему необходимо двигаться.
Важно следить за тем, как сидит ребёнок за столом во время выполнения заданий, как держит карандаш или ручку. Неправильная осанка приводит, особенно в период роста ребёнка к искривлению позвоночника, может вызвать деформации костного скелета, головные боли, повышение утомляемости и нарушение деятельности всех органов и систем организма.
А неправильное умение ребёнка держать карандаш приводит к тому, что у ребёнка быстро устаёт рука во время работы, в дальнейшем формируется плохой почерк и снижается скорость письма. Поэтому важно научить ребёнка правильно брать и держать карандаш. Правильный захват карандаша выглядит так: карандаш лежит на среднем пальце, указательный палец придерживает карандаш сверху, а большой палец – с левой стороны. Все три пальца слегка закруглены и не сжимают карандаш сильно.
Способы, с помощью которых можно помочь ребёнку научиться правильно, держать карандаш:
а) Захват «пинцетом»
Ребёнок ставит карандаш грифелем вниз перпендикулярно листу бумаги. Далее необходимо захватить тремя пальцами (большим, указательным и средним) верхнюю часть карандаша. Пальцы скользят вниз до положения, при котором удобно писать.
б) С помощью салфетки.
Нужно взять обычную бумажную салфетку и сложить её в несколько раз. Ребёнку нужно прижать её к ладони 2-мя пальцами (мизинцем и безымянным). Оставшиеся пальцы правильно захватывают карандаш. В процессе письма салфетка должна остаться в ладони.
в) «Мелки»
Обычные мелки (подойдут восковые и пастель) разломитьна кусочки примерно по 3см. Такие маленькие кусочки дети будут держать как раз тремя «нужными» пальцами. Они привыкают так держать и затем постепенно можно переходить к карандашу или ручки.
Письмо под диктовку очень нравится детям, поскольку присутствует сюрпризный момент – они не знают заранее, какой рисунок должен получиться. Другими словами, графический диктант – это обучение через развлечение, приятное и полезное времяпрепровождение с детьми и конечно незаменимый помощник в подготовке ребёнка к школе.