Алексеева Светлана
Занятие по подготовке к овладению элементарными навыками письма и чтения детей с ОНР «Дифференциация звуков [С]-[С’]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
• Различение звуков [с] – [с’] на слух и в произношении.
• Закрепление навыка звуко-слогового анализа слов.
• Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия, мышления и памяти, общей и мелкой моторики, координации движений.
• Воспитание ответственности, сотрудничества, самостоятельности.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы».
Оборудование:
Публикация «Занятие по подготовке к овладению элементарными навыками письма и чтения детей с ОНР „Дифференциация звуков [С]-[С’]“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2013
Предметные картинки на звуки [с], [с’], наборы для составления схем, карандаши, карточки с буквами, квадраты синего и зелёного цвета, изображения двух звуковичков, мяч, блокнотики для каждого ребёнка.
Ход:
1. Организационный момент. Дети стоят в кругу.
Лицевой массаж
Ручки растираем и разогреваем,
И лицо теплом своим нежно умываем.
Пальчики сгребают все плохие мысли,
Ушки растираем сверху вниз мы быстро,
Их вперёд сгибаем, тянем вниз за мочки,
А потом руками хлопаем мы щёчки.
Логопед. Сегодня к нам придут необычные гости. Кто это и как их зовут, вы скоро узнаете. Послушайте загадки.
Днём спит, ночью летает,
Мышей в лесу пугает. (Сова)
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)
2. Сравнение звуков [с], [с’].
Логопед. Какие первые звуки в словах-отгадках?
Дети. Звуки [с], [с’].
Произнесение звуков.
Логопед. Что у них общего?
Дети. Оба согласные, глухие.
Логопед. Чем отличаются?
Дети. Звук [с] – твёрдый, а звук [с’] – мягкий.
Логопед. А вот и наши гости – звуковички. Один синего цвета, а другой зелёного. Как их зовут? Верно, синий звуковичок – С, а зелёный Сь. Звуковички приготовили для вас интересные задания.
Дети садятся за парты.
2. Игра «Синий-зелёный».
Логопед называет слова со звуками [с], [с’]. Если в слове твёрдый звук, дети показывают квадрат синего цвета, если мягкий – квадрат зелёного цвета.
Слова: сова, синица, суббота, Соня, Сеня, сапоги, сети, сундук, семена, сок, сумка, сегодня, слива, Саня, Семён, собака, совет.
3. Игра «Совы и синички».
Логопед. Звуковички предлагают поиграть в игру «Совы и синички».
Дети делятся на две команды: «Совы» и «Синички». На столе лежат картинки, в названии которых есть звук [с] или [с’]. Дети по очереди берут нужную картинку и комментируют: «Я беру стол, потому что я сова», «Я беру письмо, потому что я синичка» и т. д. Затем прикрепляют к доске, определяют место звука в слове.
4. Физкультурная пауза. (Проводит ребёнок).
А теперь все по порядку
Встали дружно на зарядку.
Руки в стороны, согнули,
Вверх подняли, помахали.
Спрятали за спину их и оглянулись
Через правое плечо,
Через левое ещё.
Дружно присели,
Пяточки задели,
На носочках поднялись,
Опустили руки вниз.
Выполнять движения в соответствии с текстом.
6. Упражнение «Найди букву». (Работа с карточками).
Логопед. Звуковички спрашивают, какой буквой обозначаются звуки [с] и [с’]?
Дети. Буквой С.
Логопед. В какую сторону «смотрит» буква С?
Дети. Вправо.
Логопед. «Напишите» букву С на спине соседа.
Логопед. У вас на столах лежат карточки с буквами. Звуковички просят вас быть внимательными и зачеркнуть карандашом только букву С.
Логопед. А теперь проверьте друг друга, правильно ли вы выполнили задание. (Взаимопроверка в парах).
7. Игра «Раздели на слоги». (С мячом).
Логопед просит детей встать в круг и берёт мяч.
Логопед. Давайте поиграем в игру «Раздели на слоги». Я бросаю вам мяч и называю слово, а вы ловите мяч и делите это слово на слоги. Санки.
Ребёнок. Сан-ки. В этом слове два слога.
И т. д.
8. Звуковой анализ слов сок, сом, суп.
Логопед. А сейчас последнее задание от звуковичков. Произнесите слово сок и выложите звуковую схему этого слова.
Дети выполняют задание.
Логопед. Сколько всего звуков в слове сок?
Дети. В этом слове всего три звука.
Логопед. Перечислите их по порядку.
Дети. [с], [о], [к].
Логопед. Сколько гласных в этом слове?
Дети. В этом слове один гласный звук [о].
Логопед. Сколько согласных звуков? Какие?
Дети. Два согласных звука. Это [с] – глухой и твёрдый, [к] – глухой и твёрдый.
Логопед. Какой звук в слове сок нужно поменять, чтобы получилось слово сом?
Дети. Звук [к] на звук [м].
Логопед. Разбросайте звуки слова суп.
Дети. С, у, п.
Логопед. Молодцы! Это было непростое задание! Я горжусь вами!
9. Итог.
Логопед. Звуковичкам С и Сь очень понравилось, как вы выполняли их задания, они говорят вам спасибо и дарят блокнотики.
Использованная литература
Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. – 560 с.
Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов (пособие для логопедов). – М. : ВЛАДОС, 2001. – 224 с.
Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6-7 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. – М. : Мозаика-Синтез, 2004. – 96 с.
Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т. В. Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М., Просвещение, 2010 – 272 с.