юлия торохова
Подготовка к обучению грамоте детей с ЗПР в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Среди детей с ограниченными возможностями здоровья, испытывающими трудности в обуении, выделяют группу, которую определяют как «дети с задержкой психического развития»
Дети с ЗПР не обладают достаточным уровнем познавательного и личностного развития, что не позволяет им успешно учиться в школе. У них:
- плохо сформированы представления об окружающем мире
- недостаточно развиты умственные операции, действия и навыки
- остает формирование логического мышления, слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти.
Темочки:
- ЗПР. Задержка психического развития
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Старшая группа
- Темочки
-низкий уровень речевого развития
Все это изменяет процесс овладения ими речевой функцией (по сравнению с нормой) и определяет своеобразие их речевого развития: ограниченность словаря, недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижение слуховой памяти, нарушение звукопроизносительной стороны речи.
Дети с ЗПР позже сверстников овладевают анализом и синтезом звукового состава слова, которые лежат в основе обучения грамоте. Кроме этого, они испытывают значительные трудности в ориентировке в языковой действительности, не вычленяют из потока речи как крупных речевых единиц: предложение, слово, так и отдельные слоги. Их речь несовершенна в грамматическом отношении. Они делают ошибки в употреблении предлогов, в согласовании слов в предложении. В дальнейшем, у этих детей выявляются трудности в формировании письменной речи, а также недостатки регулирующей функции речи и речевого общения.
Недоразвитие речи и особенности психической деятельности детей с ЗПР является серьезным препятствием в овладении грамотой требует решения следующих задач при подготовке детей к обучению грамоте :
• Активизация устной речи. Сделать предметом их внимания слово и предложение в целом, научить практически применять слова и образовывать новые, сравнивать и обобщать различные явления языка.
• Формирование у детей направленности на звуковую сторону речи. Развитие умения вслушиваться в звучание слова, узнавать и выделять из него отдельные звуки и звуковые комплексы, различать звуки, близкие по артикуляции и акустическим признакам, что соответствует этапу овладения простыми видами звукового анализа.
• Развитие умения детей последовательно выделять из слова звуки, устанавливая их точное место в слове, а также количество звуков в слове.
Работа по обучению грамоте строится поэтапно. Описание используемой в этот период системы работы и вопросов тематического планирования занятий дано в пособиях «Подготовка к школе детей с ЗПР» Под общ. ред. С. Г. Шевченко. (Программа развития речевого (фонематического) восприятия и подготовка к обучению грамоте, автор Р. Д. Тригер) и в методических пособиях по коррекционно-развивающему обучению И. А. Морозовой и А. М. Пушкаревой «Развитие речевого восприятия» (для детей 5-6 лет) и «Подготовка к обучению грамоте» (для детей 6-7 лет). Для закрепления материала во время индивидуальных и подгрупповых занятий используется рабочая тетрадь И. А. Морозовой и А. М. Пушкаревой «Развитие речевого восприятия. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет», которая является частью методического комплекта по развитию речевого (фонематического) восприятия у детей 5-6 лет с ЗПР.
Интегрированная программа подготовки к обучению грамоте дошкольников с ЗПР состоит из нескольких разделов:
1. Развитие речевого слуха.
Этот раздел чрезвычайно важен, так как дети с ЗПР при сохранности слуха, как правило «не слышат» в слове отдельных звуков (медики и физиологи объясняют это функциональной незрелостью отделов головного мозга, «ответственных» за анализ сенсорной информации, связанной с речью. Это приводит к тому, что даже в 7 лет детям с ЗПР последовательное выделение звуков из слова (процесс, лежащий в основе письма) оказывается малодоступным.
Здесь важно научить детей интонировано выделять заданный звук в слове. Обучение простым видам звукового анализа рекомендуется начинать с гласных (А,О,Ы,У,И, одновременно знакомят с термином «гласные звуки» и условным обозначением красной фишкой.
Потом переходят к работе с согласными звуками. В работе над ними рекомендуется чаще использовать прием усиленного интонирования. При произношении согласных звуков этот прием по-разному применяется в работе над щелевыми ([с],[з],[ф],[ш],[х]) и взрывными ([п],[б],[т],[к]) согласными. Щелевые согласные звуки легче выделяются на слух при усиленном интонировании из начала слов: сок, шум, жук. Взрывные легче выделяются на слух детьми из конца слов (жук, сок, суп, их следует произносить чуть более утрированно, чем обычно: затем они вычленяются из начала слов и середины, при этом обращается внимание детей на то, что короткие согласные нельзя тянуть.
Для детей с задержкой психического развития является трудным различение похожих по звучанию фонем. К легко смешиваемым на слух относятся близкие по акустическим признакам звуки: [c]-[c’]; [c]-[з]; [c]-[ш]. Сначала ведется работа по различению на слух далеких по звучанию фонем ([с’]-[б], [ш]-[р]). Затем переходим к более тонким дифференцировкам ([ш]-[ж], [с]-[з], [р]-[л]). Наконец, предлагаются упражнения на различение оппозиционных звуков ([c]-[ш], [з]-[ж], [м]-[м’], [в]-[ф]).
Одновременно дети овладевают терминами "твердые согласные", "мягкие согласные" и узнают условные обозначения - твердые согласные обозначаются синими фишками, мягкие согласные - зелеными.
2. Чувственное (сенсорное) развитие в области языка.
Параллельно с развитием речевого слуха ведется работа по уточнению артикуляции звуков, по совершенствованию их произношения. Практика показала, что искаженное или неточное произношение звуков у некоторых детей при такой работе коррегировалось самостоятельно. Изучение акустико-артикуляционных особенностей каждого звук, отнесение его к группе гласных или согласных звуков завершается ознакомлением детей с буквой, обозначающей изученный звук.
В работе можно использовать следующие задания, игровые упражнения и дидактические игры:
уточнить артикуляцию звука (узнать по картинкам- схемам, по губам);
«хлопни если в слове есть заданный звук»
Найти заданную буквы на картинке, зашумленную, спрятанную
Почини букву, дорисуй недостающий элемент
Преврати букву в какой- то предмет и т. д
искать и выбирать картинки, игрушки, в названии которых есть изучаемый звук, утрированно его произнос- пропевая;
придумать слова, в которых изучаемый звук слышится в начале, середине, в конце слова;
находить в сюжетной картинке предметы или их части, в которых есть нужный звук;
раскрасить, обвести те картинки, в названии которых есть изучаемый звук;
нарисовать предметы, в которых есть определенный звук;
отгадать загадку и выделить первый или последний звук в словах-отгадках;
выделить из ряда слов, произносимых учителем, те, в которых имеется заданный звук;
выделить из предложения слова с заданным звуком;
игры "Следопыты", "Сыщики" - найти в словах звуки по картинкам, показать картинки со звуком, например, [п], [п’]. Сказать, где слышите заданный звук;
"Фантазеры" - придумать слово со звуком [п], другое - со звуком [б];
"Кто внимательней?" - угадать, с какого звука начинается слово (булка, пенал, парта, билет, батон и т. д.);
игра "Узнай, кто придет в гости?", "Узнай, какое слово задумано?" по первым звукам нарисованных картинок;
игра "Кто больше?" - показывается картинка и предлагается назвать те слова, в которых есть определенный звук;
"Звуковые часы" - на макете предметные картинки. Найти и назвать слова, в которых есть изучаемый звук. Выделить первый и последний звук. Назвать самое длинное и короткое слово;
"Угадай, какое слово задумано" - детям предлагается поймать звуки и произнести слово Ы, М, Д. Замени Ы на О. Какое слово получится?
"Какой звук именинник" (предлагается рассказ, слова, картинки, предметы с часто встречающимся одинаковым звуком) и др.
3. Формирование звукового анализа и синтеза.
В содержание обучения входит понимание детьми условно-графической схемы звукового состава слова: умение объяснить значение фишек и квадратиков условно-графической схемы; причину их разного количество в разных схемах; знание правил заполнения схем фишками слева направо.
4. Уточнение, расширение и систематизация словарного запаса.
Ведется работа по накоплению запаса имен прилагательных, обозначающих разнообразные признаки, уделяется внимание предлогам, обозначающим пространственные отношения.
Эффективности речевого и общего развития способствует использование на занятиях дидактических и сюжетных игр, выразительных стихотворений, загадок, обучение детей созданию загадок.
5. Ознакомление с предложением и словом в предложении.
Выделение предложения из речи представляет значительную трудность для детей с ЗПР. Формированию этого умения, отработке интонации конца предложения, а также дифференцированному употреблению терминов предложение и слово способствует использование условно-графической схемы предложения.
Дети учатся составлять предложения по готовой схеме, что является основой для усвоения правил о письме слов и предложений, синтаксическом выделении предложения при письме. А так же подбирают предложения к уже имеющимся схемам.
6. Развитие инициативной речи и мышления.
Содержанием обучения является работа по формированию умения детей говорить не торопясь, достаточно громко, литературно правильно, интонационно выразительно, давать полные ответы на вопросы педагога о виденном, о собственных впечатлениях, наблюдениях и практической деятельности.
7. Подготовка к обучению технике письма.
Подготовка детей с ЗПР к обучению письму часто осложняется легкими формами двигательных нарушений, изменением мышечного тонуса, что обуславливает утомляемость кистей рук, неловкость, несогласованность движений. Время непрерывного письма на превышает 5 минут.
Подготовка идет в нескольких направлениях:
гимнастика пальцев и кистей рук;
ориентирование на листе бумаги;
обучение правильной посадке и использованию письменных принадлежностей;
отработка элементарных графических навыков;
соотнесение звука и буквы.
Выкладывания букв из пуговиц, гороха, шнурка и тд.
Эффективность обучения и воспитания обеспечивается максимальным использованием практической деятельности детей на занятиях, а также использованием игровых приемов, наглядного и дидактического материала, разнообразных пособий, позволяющих формировать интерес к занятиям и активно усваивать новое.
Применяются следующие виды дидактического материала:
предметные и сюжетные картинки;
текстовой материал (стихи, загадки, рассказы, сказки, скороговорки, чистоговорки, поговорки, потешки); разнообразный игровой материал (ребусы, кроссворды, шарады);
схемы и таблицы, звуковые и буквенные линейки, звуковые часы.
Содержание каждого из разделов может быть составной частью занятия в старшей и подготовительной группах.
Таким образом, работа по обучению грамоте детей с задержкой психического развития проводится системно, поэтапно, предусматривает использование целого комплекса дидактического материала, который применяется в различных формах организации детей : фронтальные, дифференцированные и индивидуальные задания.
Систематическое его применение и продуманная методика работы обеспечивает возможность лучшего усвоения учебного материала, развития устной речи, формирования интереса к учебной деятельности в целом и освоение основ грамоты.