Ольга Федорян
Cодержание психологического сопровождения детей с ДЦП в условиях реабилитационного центра
▼ Скачать + Заказать документы
Психологическое сопровождение детей с ДЦП – это сложная система реабилитационных мероприятий, направленных на повышение социальной активности, развитие самостоятельности, укрепление социальной позиции, формирование системы ценностей, ценностных ориентаций, развитие интеллекта [3].
Сопровождение - это комплексный метод, в основе которого лежит единство четырех функций:
Публикация «Cодержание психологического сопровождения детей с ДЦП в условиях реабилитационного центра» размещена в разделах
- Нарушение опорно-двигательного аппарата (НОДА, ДЦП)
- Работа психолога в ДОУ
- Социальные центры. Материалы для педагогов СРЦН
- Уголки настроения, эмоций, уединения
- Темочки
• Диагностика существа возникшей проблемы ребенка с ДЦП и его семьи или лиц их заменяющих;
• Информация о возможных путях решения проблемы;
• Консультирование на этапе принятия решения и выработки плана решения проблемы;
• Помощь специалистов при реализации плана решения.
В сопровождение как динамический процесс включены пять взаимосвязанных компонентов:
- систематическое отслеживание клинико-психологического и психолого-педагогического статуса ребенка с ДЦП в динамике его психического развития;
- создание социально-психологических условий для эффективного психического развития детей, имеющих ДЦП, в социуме;
- систематическая психологическая помощь детям с нарушениями в развитии в виде консультирования, психокоррекции, психологической поддержки;
- систематическая психологическая помощь родителям и родственникам детей и подростков с проблемами в развитии;
- организация жизнедеятельности ребенка с ДЦП в социуме с учетом их психических и физических возможностей [1].
В теории сопровождения развития ребенка с ДЦП важным положением выступает утверждение о том, что носителем проблемы развития ребенка в каждом конкретном случае выступает и сам ребенок, и его родители, и педагоги, и ближайшее дружеское окружение ребенка.
Основными принципами сопровождения ребенка, имеющего ДЦП, в условиях реабилитационного центра являются :
Рекомендательный характер советов сопровождаемого. Ответственность за решение в поле проблем остается за ребенком, его родителями или лицами их заменяющими, педагогами, близким окружением. Если одна из сторон сопровождения не может принимать участие в принятии решения, то функции этой стороны принимают на себя другие носители проблемы. На разных этапах развития проблемы специалисты сопровождения могут стремиться дополнить своими советами «неработающие элементы» системы.
Приоритет интересов ребенка, «на стороне ребенка». Очень часто на стороне ребенка только он сам и еще специалист системы сопровождения, который призван стремиться решить каждую проблемную ситуацию с максимальной для ребенка пользой.
Непрерывность сопровождения. Ребенку гарантировано непрерывное сопровождение. Специалист сопровождения прекращает поддержу ребенка только после решения его проблемы, а в случае детей, имеющих ДЦП, обеспечивается непрерывное сопровождение в течение всего периода его становления, обучения.
Мультидисциплинарность сопровождения. В этом случае речь идет о согласованной работе «команды» специалистов, владеющих единой системой методов [2].
Отслеживание психологического статуса ребенка с ДЦП является достаточно трудоемким процессом, требующим тесного взаимодействия всех специалистов, участвующих в жизнедеятельности ребенка. Следует выделить основные этапы процесса психологического сопровождения :
1. Подготовительный этап включает в себя следующие задачи:
- установление контакта со всеми участниками сопровождения ребенка;
- определение объема работы и последовательности процесса сопровождения;
- подготовка необходимой документации;
- составление графика работы.
2. Ориентировочный этап:
- установление контакта с родителями и родственниками ребенка;
- установление контакта с группой, которую посещает ребенок;
- ознакомление специалистов с результатами психологического обследование;
- совместное обсуждение с другими специалистами особенностей психического развития ребенка с ДЦП.
3. На этапе планирования происходит создание индивидуальной программы сопровождения ребенка с ДЦП и утверждение этой программы со специалистами.
4. Этап реализации индивидуальной программы включает в себя:
- оказание необходимой помощи родителям ребенка, педагогам в создании условий, необходимых ребенку с нарушением в развитии для полноценного здорового образа жизни и успешного овладения образовательными программами с учетом его психических и физических возможностей.
- оказание необходимой психологической помощи родителям ребенка, его родственникам, друзьям с целью гармонизации межличностных отношений, оптимизации воспитательного процесса.
- просвещение и консультирование всех специалистов, работающих с ребенком с ДЦП.
5. На заключительном этапе проверяется эффективность проведенной работы, даются рекомендации по дальнейшему психологическому сопровождению ребенка, имеющего ДЦП [4].
Следует отметить, что деятельность реабилитационного центра, в котором организованы службы психологического сопровождения, направлена на обеспечение двух согласованных процессов: индивидуальное сопровождение детей и системное сопровождение детей, направленное на профилактику или коррекцию проблемы, характерной не для одного ребенка, а для системы в целом,
- индивидуальное сопровождение детей в реабилитационном центре предполагает создание условий для выявления потенциальной и реальной «групп риска» и гарантированную помощь тем детям, которые в ней нуждаются. Система индивидуального сопровождения дает возможность на реализацию права каждого ребенка с ДЦП на образование в соответствии с его способностями и возможностями и право на индивидуальную программу реабилитации.
- системное сопровождение детей осуществляется в нескольких направлениях:
• Разработка и реализация программ развития образовательных систем с учетом создания более благоприятных условий для развития детей;
• Создание профилактико-коррекционных программ, направленных на преодоление проблем, характерных для детей с ДЦП.
Анализ сложившийся практики психологического сопровождения позволяет выделить пять основных направлений деятельности служб:
• Решение проблем сохранения и восстановления психического и физического здоровья детей;
• Решение социально-эмоциональных проблем;
• Преодоление затруднений в учебе (как основного компонента жизнедеятельности ребенка);
• Помощь ребенку в выборе образовательного маршрута или выборе пути дальнейшего профессионального образования и трудоустройства [5].
Таким образом, теоретический анализ литературы показал, что психологическое сопровождение детей с ДЦП направлено на :
- обучение детей адекватному отношению к своим и чужим ошибкам;
- избавление от чувства стыда и неприятия собственного дефекта;
- научение жить в мире с самим собой, обретая к себе уважение;
- обучение адекватному оцениванию своих возможностей;
- развитие индивидуальности и уверенности в своих силах;
- обучение навыкам общения со сверстниками и взрослыми [4].
Литература:
1. Гончарова М. Н., Гринина А. В., Мирзоева И. И. Реабилитация детей с заболеваниями и повреждениями опорно-двигательного аппарата. Л. «Медицина», 1974.
2. Кокосова И. В. Организация психологического сопровождения детей с отклонениями в развитии. //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2005. - №3.
3. Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб. : Речь, 2006.
4. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребёнка. /Под ред. Л. М. Шипициной. – М., 2003.
5. Семенова К. А., Мастюкова Е. М., Смуглин М. Я. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей. – М. ;1972.