Гелия Хозина
Подготовка детей к музыкальному произведению «Осенняя песнь»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовка детей к музыкальному произведению «Осенняя песнь»
Петра Ильича Чайковского
Цель: Ознакомление с произведением «Осень» П. И. Чайковского.
Задачи:
1. Обучающие:
a. Учить находить образ осени через слушание, рассматривание картин осени и речевые высказывания;
Публикация «Подготовка детей к музыкальному произведению „Осенняя песнь“» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Осень. Материалы для воспитателей
- Песни. Все материалы на тему песен
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
b. Учить детей сознательно подбирать нужные характеристики музыкальным образам (музыка грустная, нежная, светлая); пользоваться музыкальными терминами : темп (медленный, подвижный, ускоряя, замедляя, динамика звучания (громко, тихо, затихая).
2. Развивающие:
a. Развивать умение воспринимать ритм в стихах и музыке.
3. Воспитательные:
a. Воспитывать культуру слушания через восприятие классической музыки;
b. Воспитывать исполнительскую культуру.
Материалы:
1. Музыкальное произведение;
2. Усилитель звука;
3. Наглядность (развитие наглядно-образного мышления);
4. Выразительность (прочтение стихов наизусть глаза-в-глаза).
Ход занятия
1. 1 часть. Вводная
Я очень рада вас всех видеть. И сегодня предлагаю нам всем отправиться в путешествие. Но сначала отгадайте мою загадку:
Дождик с самого утра,
Птицам в дальний путь пора,
Громко ветер завывает,
Это всё когда бывает?
Дети: Осенью.
Воспитатель: А какое сейчас время года?
Д. : Осень.
В. :А как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь, с чем будет связано наше путешествие?
Д. : Об осени.
2. 2 часть. Основная.
(Слайд картина осенней природы)
В. : Сегодня мы будем с вами слушать музыку Петра Ильича Чайковского – знаменитого русского композитора и дирижера, одного из величайших композиторов мира. П. И. Чайковский написал сборник «Времена года», в котором столько пьес, сколько месяцев в году -12.
(Чтение «Унылая пора! Очей очарованье!» А. С. Пушкин)
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
В. : А теперь я вам прочту стихотворение другого автора.
(Чтение «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад» А. К. Толстой)
Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
Весело и горестно сердцу моему,
Молча твои рученьки грею я и жму,
В очи тебе глядючи, молча слезы лью,
Не умею высказать, как тебя люблю.
В. : Как красиво в своём стихотворении поэт А. С. Пушкин говорит об осени! А как тоскливо пишет А. К. Толстой? Ребята, какая осень сейчас у нас? А хотите побывать в осеннем лесу? Ну что ж, тогда в путь! (Звучит запись музыкального произведения «Осень» П. И. Чайковского, перед детьми демонстрируются слайды «Красивые картины природы».)
В. : Какую вы услышали осень? Какая по характеру была музыка?
Д. :
(Слайд с портретом композитора.)
В. : Дети, на экране вы видите картину «Золотая осень». Её написал русский художник И. И Левитан. (Слайд картина И. И. Левитана «Золотая осень») Какие краски использует Левитан в своей картине?
Д. :
В. : Посмотрите на экран. Какая яркая, разноцветная осень. Осенние листья радуются, как будто собираются на бал. ( Слайд: Ефим Волков «Осень»)
(Чтение стихов А. К. Толстой)
На нивы желтые нисходит тишина;
В остывшем воздухе от меркнущих селений,
Дрожа, несется звон.
Душа моя полна
Разлукою с тобой и горьких сожалений.
И каждый мой упрек я вспоминаю вновь,
И каждое твержу приветливое слово,
Что мог бы я сказать тебе, моя любовь,
Но что внутри себя я схоронил сурово!
В. : Какая ещё осень бывает? А если бы вы были композиторами, какую бы по характеру музыку сочинили для данной картины?
Д. :
Рассматривают слайды, отвечают на вопросы воспитателя
3. 3 часть. Итоги занятия.
Ну что ж, ребята, вот и пришла пора прощаться с волшебным осенним лесом.
- Узнали ли вы что-то новое сегодня?
- Что больше всего вам понравилось?
- А что для вас было наиболее трудным?
Всего вам доброго! До свидания!
Осень. Этот календарный сезон довольно часто ласково называют золотым. Возможно поэтому художники, поэты, писатели и композиторы данному времени года, искрящемуся изумительной красотой многоцветия впечатляющих красок, уделяют особое внимание. Однако осень не только «очей очарованье», но и «унылая пора» с обнажённым лесом, опустевшими полями и с грустным плачем затянувшихся дождей. Природа как-будто глубоко задумывается и сосредотачивается сама на себе. И такую печальную картину Пётр Ильич Чайковский отобразил в своей элегической музыкальной пейзажной зарисовке «Октябрь. Осенняя песнь», вошедшей в цикл «Времена года».
Историю создания фортепианной пьесы «Октябрь. Осенняя песнь», содержание произведения и множество интересных фактов читайте на нашей странице.
Краткая история
В середине семидесятых годов жизнь Чайковского была обозначена полным расцветом творческих сил. Летом 1874 года Пётр Ильич закончил конкурсную оперу «Вакула», на которую возлагал большие надежды, осенью сочинил Первый фортепианный концерт, а летом следующего года за месяц написал Третью симфонию. Его поистине кипучая творческая жизнь дополнялась музыкально-общественной деятельностью и педагогической работой в консерватории. Популярность композитора росла завидными темпами. Весной 1875 года он принял заказ на сочинение балета «Лебединое озеро», а в ноябре из Петербурга получил послание от владельца нотного издательства Бернарда Николая Матвеевича с весьма интересным предложением.
П. И. Чайковский балет «Лебединое озеро»
Издатель просил Чайковского сочинить двенадцать фортепианных произведений по уже обозначенным заголовкам. Каждая пьеса должна соответствовать определённому календарному месяцу и выходить в журнале «Нувеллист» в надлежащий ей срок. Отказать Бернарду Пётр Ильич не мог. Во-первых, с Николаем Матвеевичем и его семьёй композитор был в дружеских отношениях. Во-вторых, в издательстве постоянно печатались романсы Чайковского, что поддерживало его материально, а в-третьих, данное задание тематически заинтересовало Петра Ильича и пришлось ему по душе. Ко всему прочему издатель предложил настолько высокий гонорар, что отказаться от данного заказа было бы неразумно.
Петр Ильич Чайковский
К выполнению необычного поручения Чайковский приступил без замедления, а потому вскоре издатель получил две первые пьесы. Свои творения композитор сопроводил письменным посланием. В нём он проявлял обеспокоенность, что пьесы могут показаться слишком затяжными и унылыми, однако волнения Петра Ильича по этому поводу были напрасными. Уже в декабре в журнале «Нувеллист» напечатали сообщение, извещающее подписчиков, что в будущем году они будут ежемесячно знакомиться с новым произведением композитора Чайковского. Своё обещание издательство выполнило и в первом выпуске журнала за 1876 год в качестве приложения была опубликована пьеса с названием «Январь. У камелька».
Творческий график следующего года у Петра Ильича был тоже довольно насыщенным. В начале он побывал в Париже, где познакомился с оперой Бизе «Кармен», далее отправился в Петербург, чтобы побывать на концертах, на которых исполнялись его Второй квартет и Третья симфония, а затем вернулся в Москву. Там его ждала работа в консерватории и незаконченная партитура «Лебединого озера». Летом Пётр Ильич планировал посещение Байрёйта и премьеру тетралогии Рихарда Вагнера «Кольцо нибелунга». Несмотря на плотное расписание Чайковский без задержки каждый месяц отправлял по новому произведению в журнал «Нувеллист». Например, с середины августа, отдыхая в поместье сестры Александры Ильиничны Давыдовой, Пётр Ильич сочинил пьесу «Сентябрь. Охота», а вернувшись в сентябре в Москву, он, не откладывая, чтобы вовремя успеть к выходу следующего номера печатного издания, написал пьесу «Октябрь. Осенняя песнь». Полностью фортепианный цикл, украшенный двенадцатью картинками и озаглавленный «Времена года», был опубликован в конце 1876 года. Перед каждым произведением издатель вставил поэтический эпиграф, колоритно отражающий содержание произведение. Видимо такой внешний вид пришёлся автору по душе, так как все последующие издания выходили в таком же оформлении.