Ирина Соколова
Подготовительная группа «Богатыри-защитники земли русской»
▼ Скачать
+ Заказать документы
Интегрированная учебно-воспитательная деятельность по образовательным областям: социализация, коммуникация, познание, художественное творчество, здоровье, безопасность
Предварительная работа: Знакомство детей с былинами и рассказами о богатырях : «Илья Муромец и Соловей разбойник», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Садко», «Как Илья из Мурома богатырем стал». Выставка детской литературы былинного жанра: подборка книжек со стихами и рассказами о Родине и их рассматривание. Чтение былин и сказаний и предварительное повторение пословиц и поговорок о Родине.
Публикация «Подготовительная группа „Богатыри-защитники земли русской“» размещена в разделах
- Богатыри
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2016
Оборудование:
Мультимедийный экран, слайд-презентация «Древняя Русь», слайды с изображением дуба, древнерусского воина в доспехах, репродукция картины художника В. Васнецова «Богатыри»; карточки с предметными картинками для дидактической игры «Соберем воина на службу», эмблемы с изображением листика дуба в виде медалей; раскраски с изображением трех богатырей на каждого ребенка. ведение в ситуацию
Дети смотрят слайд презентацию «Древняя Русь».
Воспитатель на фоне сменяющихся картин выразительно читает стихотворение Ивана Никитина «Русь»
Широко ты, Русь, по лицу земли
В красе царственной развернулася!
У тебя ли нет богатырских сил,
Старины святой, громких подвигов?
Уж и есть за что, Русь могучая,
Полюбить тебя, назвать матерью,
Стать за честь твою против недруга,
За тебя в нужде сложить голову!
Водная беседа
-О чем мы сегодня будем говорить? (О любви к Родине).
- Сегодня мы будем говорить не просто о Родине, а прошлом нашей Родины.
Во все времена люди любили свою Родину. Во имя любви к родной сторонушке слагали песни, стихи, пословицы и поговорки.
- Какие пословицы о Родине вы знаете? («Родина – мать, умей за нее постоять», «Чужой земли не хотим, а своей не отдадим», «Всякому мила своя сторона», «Счастье Родины дороже жизни», Береги землю родимую, как мать любимую» «Тот герой, кто за Родину горой», «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша», «Человек без Родины, что соловей без песни», «Жить – Родине служить».
- Молодцы, много пословиц о Родине вы знаете.
- Землю, на которой издревле жили наши отцы и деды, называли Отечеством, Отчизной, отчим краем. Давным-давно славяне основали свое государство – Русь. На Русь часто нападали враги. Они разоряли и поджигали дома, уводили в рабство людей. Русь защищали от врагов храбрые, могучие, сильные и выносливые люди.
Работа над загадкой - Отгадайте загадку:
Силен, как вольный ветер,
Могуч, как ураган.
Он защищает землю
От злобных басурман.
Он силой доброю богат
И защищает стольный град.
Спасает бедных и детей,
И стариков, и матерей. (Богатыри)
- Правильно, богатыри. О них и их подвигах народ слагал сказки и былины. Богатыри – защитники нашей Родины в древности.
О подвигах богатырей складывали былины. Былины – это русские народные песни – сказания. Создавал их народ, чтобы прославлять богатырей и их подвиги.
- Посмотрите, как выглядели богатыри в воинском снаряжении. (Рассматривание элементов снаряжения на слайдах с изображениями воина Древней Руси.)
Словарная работа при знакомстве с доспехами и оружием:
Шлем (головной убор)
Щит (защита тела)
Лук (оружие)
Меч (оружие)
Кольчуга (защита тела, сделанная из железных колец)
Колчан (футляр)
Палица (оружие из крепкой стали)
Стрелы (оружие)
Копье (оружие)
Седло (сиденье)
Сбруя (комплект, от слова «собрать»)
Уздечка (на оголовье надевали)
Поводья (вожжи)
Подпруга (ей подкрепляют седло)
Стремя (железное кольцо для опоры тела человека)
Дидактическая игра «Собери богатыря на службу». На доске предметные картинки: палица, лук со стрелами, автомат, копье, шлем, каска, кольчуга, щит, меч. Дети убирают картинки: каска, автомат и мотивируют свои действия тем, что в древние времена такого снаряжения не было.
Физминутка
Кто шагает дружно в ряд? (Дети шагают на месте)
Богатырский наш отряд! (Дети отвечают хором)
Повернемся дружно вправо (поворачиваются вправо, смотрят из-под ладошки вдаль)
И посмотрим величаво,
Не идет ли враг к границе?
Мы на страже у столицы. (Маршируют)
И налево надо тоже (Смотрят влево)
Поглядеть из-под ладошек
Силу мы врагам покажем, защитим столицу нашу. (Разводят согнутые в локтях руки в стороны и прижимают кулачки к плечам.
Повернемся - раз, два, три. (Поворачиваются вокруг)
В бой идут богатыри!
Воспитатель показывает на интерактивном экране изображение дуба.
-Какое это дерево?
- Правильно, это дуб. В древней Руси дуб почитали за жизнестойкость и могучесть. Считалось, что он добавлял силу в бою и помогал защищать землю русскую. Собираясь в поход, воины брали с собой горсть родной земли и листок дуба, чтобы в бою они были непобедимыми и храбрыми. Уходя на подвиг ратный, воины просили благословения у отца и матери, кланялись на все четыре стороны и читали молитву.
- Кто знает, про какие четыре стороны говорится? (Север, запад, юг и восток). - Кто может показать, как кланяются на все четыре стороны? (Ребенок показывает).
Актуализация знаний
- Каких богатырей из былин вы знаете? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович).
- Хотите посмотреть, как они выглядят? (Да)
На фоне песни «Богатырская наша сила» (А. Пахмутова, Н. Добронравов) воспитатель показывает на интерактивном экране репродукцию картины В. Васнецова «Богатыри» (Дети рассматривают).
- Перед вами картина художника В. Васнецова «Богатыри». Эту картину художник писал 20 лет. Ее размеры очень большие, богатыри изображены в натуральную величину.
Какое впечатление у вас возникло, когда вы рассматривали полотно? (Ответы детей)-
Отгадайте, о каком богатыре я буду говорить :
«Он самый старший, самый могучий, огромного роста. Он смотрит вдаль: не видать ли врагов. Одет в кольчугу, сапоги и шлем». (Это Илья Муромец)
- Где он находится по отношению к вам? (В центре картины).
- Какое у него оружие? (В одной руке его булава, в другой – копье).
Молодцы! Вы правильно определили. Слушайте внимательно далее: «Он сидит на белом коне, грива которого развивается по ветру. У него красивый меч, а на мяче узор: солнце и растительность. Знак солнца помогал ему отражать удары врага, а знак травы помогал воину вернуться из боя живым».
- Правильно, это богатырь Добрыня Никитич.
- Где он расположен на картине? (Слева от Ильи Муромца)
- Кто находится справа? (Алеша Попович)
Алеша Попович самый младший из богатырей. Он молодой, красивый, отважный и смелый. К седлу прикреплены гусли. - Что такое гусли? (Правильно, гусли, это старинный струнный музыкальный инструмент).
- Почему у него гусли? - Правильно, Алеша Попович хорошо играл на них и пел.
- Какое оружие у него? (В руках у него стрела, сбоку колчан со стрелами).
- Какие былины и рассказы о богатырях вы помните? (Илья Муромец и Соловей-разбойник»; «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Как Илья из Мурома богатырем стал», «Садко»)
Викторина «О былинах»
Давайте, вспомним былины и ответим на вопросы:
1. В славном городе Ростове у ростовского попа был единственный сын. Как его звали? (Алеша Попович)
2. Кто из великих русских богатырей 30 лет лежал на печи? (Илья Муромец)
3. Какое чудовище проживало в горах сочинских? (Змей Горыныч) 4. Чьим сыном был Тугарин, которого победил Алеша Попович? (Сын Змея Горыныча)
5. Кто написал картину «Богатыри»? (Художник В. Васнецов)
6. Какие еще вы знаете картины В. Васнецова? («Аленушка», «Иван Царевич на сером волке»).
- Молодцы, ребята, видно, что вы любите былины и хорошо знаете их героев, славных богатырей.
Рефлексия
- А у меня для вас сюрприз. Я подарю вам листик дуба, чтобы вы росли сильными и храбрыми, как богатыри земли русской. А еще я приготовила вам раскраску, на которой три богатыря. Вы можете раскрасить ее дома и рассказать родным и близким все, что узнали сегодня о русских богатырях.
- Что нового и интересного вы сегодня узнали? Что больше всего запомнилось?
Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим,
И в прошлом красоту находим,
Хоть новому принадлежим
Вадим Шефнер
Конспект образовательной ситуации по художественной литературе
Подготовительная к школе группа
Богатыри – защитники земли русской
Воспитатель: Ирина Викторовна Соколова
МБДОУ № 15
2016г
Цель:
Формировать представления о героическом прошлом народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской. Познакомить дошкольников с картиной художника В. Васнецова «Богатыри», вызвать чувство гордости и патриотизма, стремление быть похожими на наших богатырей – защитников.
Задачи:
Познакомить с названиями элементов одежды, доспехов и оружия богатырей. Расширять словарный запас детей.
Приобщать детей к народному фольклору.
Закреплять умение ориентироваться в пространстве.
Развивать связную речь, умение детей высказывать суждения, выражать в речи свои впечатления.
Формировать эстетические чувства средствами художественного слова, музыки и изобразительного искусства.
Воспитывать чувство патриотизма, любовь к Родине.
Тип занятия: