Антонина Лунева
Интеллектуальная игра эрудитов «Умники и умницы» на тему «Былинные богатыри — защитники земли Русской»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие на тему «Былинные богатыри – защитники земли Русской». Интеллектуальная игра турнир эрудитов «Умники и умницы».
Цель: приобщение детей к историческому, героическому прошлому народа Древней Руси на примере великих русских богатырях - защитниках земли Русской.
Задачи:
Образовательные:
1. Стимулировать дальнейшее освоение детьми духовно – нравственной категории «Вера».
Публикация «Интеллектуальная игра эрудитов „Умники и умницы“ на тему „Былинные богатыри — защитники земли Русской“» размещена в разделах
- Богатыри
- Богатыри. Сценарии развлечений
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Умники и умницы. Интеллектуальная игра
- Темочки
2. Закреплять и расширять знания детей о силе и славе богатырской Руси, ее исторических событиях.
3. Активизировать в речи слова - понятия, обозначающие названия: былина, былинные герои, богатырские доспехи, оружие.
4. Обогащать образную речь детей через характеристику образа русского богатыря.
Развивающие:
1. Способствовать развитию коммуникативных навыков: умение слушать друг друга, договариваться, приходить к единому мнению.
2. Развивать умение выражать в речи свои впечатления, высказывать суждения.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес и уважение к славной жизни наших предков и любовь к Отчизне, чувство гордости за русских богатырей, желание подражать им.
Оборудование: дорожки (красная, желтая, зеленая – складываются из листов формата А4 по цветам, ордена, медали, музыкальное сопровождение, приложение (карточки с вопросами).
Предварительная работа:
- родительское собрание «Верность родной земле» по программе «Моя семья»; - оформление информационного экрана для родителей «Верность родной земле»; - чтение в группе и домашнее чтение книги для развития детей 5-6-ти лет «Верность родной земле»; - беседы «История возникновения Руси», «Былинные богатыри – первые защитники земли Русской»; - заучивание стихов и пословиц по теме; - рассматривание картины В. М. Васнецова «Богатыри»; - аппликация, рисование, изготовление макета по теме; - изготовление книжек – малышек «Если бы я был (а) богатырем»; - разучивание танца «Богатыри и Аленушки»; - оформление альбома «Наши богатыри».
Условия игры:
1 этап
Ведущий задает вопрос участнику на зеленой дорожке. Дается время на раздумье в течение 30 секунд, затем заслушивается ответ. Правильность ответа определяет судейская коллегия. Если умник ответил безошибочно, ведущий зачитывает ответ полностью. Если умник ошибся, он переходит во второй этап, так как на зеленой дорожке можно ошибаться дважды.
Ведущий задает вопрос участнику на желтой дорожке. Дается время на раздумье в течение 30 секунд, затем заслушивается ответ. Правильность ответа определяет судейская коллегия. Если умник ответил безошибочно, ведущий зачитывает ответ полностью. Если умник ошибся, он переходит во второй этап, так как на желтой дорожке можно ошибаться единожды.
Ведущий задает вопрос участнику на красной дорожке. Дается время на раздумье в течение 30 секунд, затем заслушивается ответ. Правильность ответа определяет судейская коллегия. Если умник ответил безошибочно, ведущий зачитывает ответ полностью. Если умник ошибся, он переходит на трибуны к теоретикам.
2 этап
Ведущий задает второй вопрос участнику на зеленой дорожке. Дается время на раздумье в течение 30 секунд, затем заслушивается ответ. Правильность ответа определяет судейская коллегия. Если умник ответил безошибочно, он становится победителем, ведущий зачитывает ответ полностью. Если умник ошибся, он переходит в третий этап, так как на зеленой дорожке он имел право ошибиться еще раз.
Ведущий задает второй вопрос участнику на желтой дорожке. Дается время на раздумье в течение 30 секунд, затем заслушивается ответ. Правильность ответа определяет судейская коллегия. Если умник ответил безошибочно, он становится победителем, ведущий зачитывает ответ полностью. Если умник ошибся, он переходит на трибуны к теоретикам.
Ведущий задает второй вопрос участнику на красной дорожке. Дается время на раздумье в течение 30 секунд, затем заслушивается ответ. Правильность ответа определяет судейская коллегия. Если умник ответил безошибочно, ведущий зачитывает ответ полностью и он становится победителем. Если умник ошибся, он переходит на трибуны к теоретикам.
3 этап
Ведущий задает третий вопрос участнику на зеленой дорожке. Дается время на раздумье в течение 30 секунд, затем заслушивается ответ. Правильность ответа определяет судейская коллегия. Если умник ответил безошибочно, он переходит в четвертый этап, ведущий зачитывает ответ полностью. Если умник ошибся, он переходит на трибуны к теоретикам.
Ведущий задает третий вопрос участнику на желтой дорожке. Дается время на раздумье в течение 30 секунд, затем заслушивается ответ. Правильность ответа определяет судейская коллегия. Если умник ответил безошибочно, он становится победителем, ведущий зачитывает ответ полностью. Если умник ошибся, он переходит на трибуны к теоретикам.
4 этап
Ведущий задает четвертый вопрос участнику на зеленой дорожке. Дается время на раздумье в течение 30 секунд, затем заслушивается ответ. Правильность ответа определяет судейская коллегия. Если умник ответил безошибочно, он становится победителем, ведущий зачитывает ответ полностью. Если умник ошибся, он переходит на трибуны к теоретикам.
Если умник отвечает на заданный вопрос не правильно, на него может ответить теоретик – за правильный ответ получает медаль. Победитель определяется по окончании игры.
Ход игры.
В зале сидят теоретики, судейская коллегия. Звучит музыка, входит ведущий.
Ведущий - воспитатель:
Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые!
День необычный сегодня у нас,
Мы искренне рады приветствовать Вас!
Вводное слово воспитателя, присоединяющее к теме.
Давным-давно, когда не было ни богатых городов, ни сел, ни деревень, а только дремучие леса, в которых жили дикие звери, по берегам рек, далеко друг от друга стояли бедные избушки.
В них жили наши предки – русичи.
Другие народы, которые жили по соседству с нашими предками, приходили на землю русичей, жгли их дома, грабили, брали в плен жителей. А защищали нашу землю самые сильные и умелые воины, которых называли богатырями. О былинных богатырях мы много читали, рассматривали их, рисовали, лепили. И сегодня покажем все свои знания о богатырях.
Ребята, а я знаю интеллектуальную игру «Умники и умницы». А вы хотите поиграть? Самим нам трудно будет справиться, пригласим наших мам. Это игра для всех, здесь нет зрителей, вы все ее участники.
С удовольствием хочу сообщить тему нашей сегодняшней игры «Былинные богатыри – защитники земли Русской».
Но для начала разрешите представить нашу многоуважаемую судейскую коллегию (представляет членов жюри).
• главный судья – заведующий детским садом Татьяна Викторовна;
• ей помогают – старший воспитатель Людмила Николаевна и инструктор по физической культуре Вера Евгеньевна;
• моя помощница, Светлана Александровна будет вручать медали.
Пора увидеть, пора узнать
Героев дня – участников турнира.
И так, ура – участникам турнира!
Прошу выйти наших умников :
Семья: Елена Евгеньевна и Паша.
Семья: Елена Владимировна и Оля.
Семья: Елена Александровна и Катя.
Семья: Галина Геннадьевна и Валя.
Воспитатель: Вначале мы проведем небольшую разминку. Кто из умников ответит первым, тот имеет право первым выбрать дорожку, по которой он будет идти, отвечая на вопросы ведущего. Следующую дорожку выбирает участник, который из оставшихся троих ответит первым. Третью дорожку выбирает участник, который из оставшихся двоих ответит первым. Четвертому умнику достается оставшаяся дорожка.
Разминка.
• Как называется страна, в которой мы живем? (Россия)
• Как называются люди, которые живут в России? (Россияне)
• Как наши предки называли Россию? (Русь)
После того, как выбраны дорожки, ведущий оглашает правила игры.
В игре участвуют 4 умника, остальные – активные участники нашей игры - теоретики. Игра предполагает 4 этапа. Каждый этап включает в себя вопросы. После каждого правильного ответа умник переходит во второй этап и получает орден. Если умник не правильно отвечает на заданный вопрос – это считается ошибкой. На него может ответить теоретик – за правильный ответ получает медаль.
На красной дорожке задается 2 вопроса и игрок не имеет права на ошибку (если он ошибется 1 раз – присоединяется на трибуны к теоретикам – выбывает из игры).
На желтой дорожке задается 3 вопроса и можно 1 раз ошибиться (после второй ошибки умник переходит в ряды теоретиков).
На зеленой дорожке будет задано 4 вопроса – есть 2 права на ошибку (после трех ошибок – становится теоретиком).
Ведущий:
Переходим к самому турниру. Здесь от участников потребуются все их знания, умения и навыки!
Ведущий подходит к умнику на зеленой дорожке и задает вопрос.
Ведущий:
Уважаемая ___, будьте внимательны, выслушайте мой вопрос, после чего вам будет дано время на обсуждение - 30 секунд. Выслушайте мнение друг друга и придите к единому решению. А о чем вы договорились во время обсуждения, хотелось бы послушать …. (ребенка)
Хочу напомнить, что вы имеете 2 права на ошибку. Итак, вопрос:
(По истечении 30 секунд умник дает ответ).
Ведущий: Если правильный ответ: без штрафного очка вы переходите в следующий этап.
Если неправильный ответ: вы переходите в следующий этап с 1 штрафным очком.
Этот же вопрос задается теоретикам, сидящим в зале. Ведущий зачитывает правильный ответ. За правильный ответ теоретику дается медаль.
Ведущий задает вопрос умнику на желтой дорожке :
Ведущий: Вы переходите в следующий этап.
Ведущий задает вопрос умнику на красной дорожке :
Ведущий: Если правильный ответ: без штрафного очка вы переходите в следующий этап.
Если неправильный ответ: к сожалению, вы ошиблись, а как вы знаете на красной дорожке нельзя допускать ошибочного ответа. Вы переходите к теоретикам.
Этот же вопрос задается теоретикам, сидящим в зале. Ведущий зачитывает правильный ответ. За правильный ответ теоретику дается медаль.
Ведущий: Мы переходим во второй этап.
Вопрос умнику на зеленой дорожке : «»
Ведущий: (если неправильный ответ) Вы переходите в следующий этап со 2 штрафным очком. Должна вас предупредить, что вы ошиблись дважды и больше ошибиться в своих ответах вы не сможете.
Этот же вопрос задается теоретикам, сидящим в зале. За правильный ответ теоретику дается медаль.
Ведущий задает второй вопрос умнику на желтой дорожке :
Ведущий: Вы дали два правильных ответа, к тому же ни разу не ошиблись – вы становитесь победителем нашей игры. Потому, что в независимости от того, верно или нет, вы ответите на следующий вопрос, вы все равно выходите в финал, так как умник на зеленой дорожке уже дважды ошибся, ему предстояло бы ответить еще на 2 вопроса. Поздравляю вас!
После 2 этапа.
Физкультминутка.
«Богатыри».
Дети стоят в кругу.
Богатырь – вот он каков :
Он силен, он здоров, (Показывают силача)
Он из лука стрелял, (Показывают стрельбу из лука)
Метко палицу бросал, (Выполняют замах и бросок)
На границе стоял, (Показывают)
Зорко-зорко наблюдал, (Подносят руку ко лбу, глядят вдаль)
Подрастем и мы, смотри, (Поднимают руки высоко вверх)
Станем, как богатыри! (Руки на пояс)
Оставшиеся вопросы ведущий задает теоретикам.
Ведущий:
Пришло, пожалуй, время подвести итог,
Каждый из вас сделал всё, что мог,
Прошли вы с честью испытанья! И наши сложные задания.
Спасибо за активную дружную работу.
Сейчас самые приятные минуты: награждение. Слово предоставляется главному судье Татьяне Викторовне.
Победителю и участникам вручают грамоты и призы.
Заключительное слово воспитателя.
Сильные, могучие богатыри на славной Руси!
Не скакать врагам по нашей земле,
Не топтать их коням землю русскую,
Не затмить им солнце наше красное!
Век стоит Русь - не шатается!
И века простоит - не шелохнётся!
- А преданья старины
Забывать мы не должны.
Слава русской старине!
Слава русской стороне!
Подарок всем танец «Богатыри и Аленушки».
Приложение 1.
Зеленая дорожка.
1. Что надевали богатыри на себя перед битвой? (рубаху, кольчугу, шлем, латы)
Правильно, рубаха богатыря красивая с вышивкой.
Рубаха имела большое значение. Она сопровождала богатыря в дальних походах на ворога. Рубаху обычно вышивала мать. Украшения на рубахе делались не только для красоты, вышитые рубахи служили богатырю оберегом, т. е. оберегали от вражеского меча.
Латы - вид доспеха для защиты от поражения холодным оружием. Первоначально изготавливались из кожи или плотной ткани с металлическими пластинами и чешуйками. Полные латы кроют весь стан, а руки и ноги по крайности спереди.
2. Какое оружие взял в руки Илья Муромец, чтобы победить Соловья - разбойника? (Лук)
Илья Муромец взял лук тугой во белые рученьки, натянул тетеву шелковую, наложил стрелу каленую и пустил стрелу в Соловья-разбойника.
3. С кем бился Алеша Попович в стольном Киеве – граде?
(С Тугарином Змеевичем)
4. Как долго бился Добрыня Никитич со Змеем Горынычем? (3 суток и еще три часа)
5. Назовите реку, на которой победил Илья Муромец Соловья - разбойника? (Смородина)
6. Как можно одним словом назвать всех былинных богатырей, оберегавших и отстоявших землю Русскую? (Защитники)
Желтая дорожка
1. Как мы с вами узнали о русских богатырях, которые жили в далёкой старине и прославились своими подвигами и делами? (из былин, сказаний, стихотворений)
2. Назовите художника, нарисовавшего картину «Богатыри»? Образы каких богатырей воссоздал художник в своей картине? (Виктор Михайлович Васнецов, защитников родной земли – Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича)
3. Кто слагал былины о богатырях? (Былины слагал сказитель. Ходил сказитель из селения в селение и рассказывал на распев, похожие на песню былины о героях-богатырях, об их подвигах.)
4. Какие пословицы о смелости и отваге русских героев вы знаете?
• «Не родом богатырь славен, а подвигом».
• «Лучше дела нет, чем родную землю от врагов защищать».
• «Моё богатство - сила богатырская, моё дело - Руси служить, от врагов оборонять».
• «В русском сердце честь да любовь».
• «Смелость силе воевода».
• «Кто смел, тот и на коня сел».
• «Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит».
• «На Руси не все караси, есть и ерши».
• «Смелому горох хлебать, а не смелому и щей не видать».
• «Бой отвагу любит».
• «Волков бояться в лес не ходить».
5. Много богатырей на Руси. Всех их объединяют общие качества. Как вы думаете, какие это качества? (находчивость, смелость, любовь к родине, вера в правое дело, верность родной земле)
Красная дорожка.
1. Какой завет оставили богатыри нам, своим потомкам:
• Защищать свою Родину, беречь её.
• Защищать слабых, бедных, стариков и детей.
• Быть сильным, храбрым, мужественным, отважным.
• Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину.
2. О каком богатыре написано в этой былине : «Богатырь – защитник слабого! И срубил он Соловью – разбойнику буйну голову, говорил он да таковы слова: «Тебе полно свистеть да по-соловьему. Тебе полно вдовить да жен молодых. Тебе полно сиротить да малых детушек?» (Об Илье Муромце)
Приложение 2.
Вопросы в зал.
1. Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (кольчуга)
2. Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (шлем)
3. Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч…Ну что, догадались? конечно же….(меч)
4. Чтоб грудь защитить от удара врага, уж это вы знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький….
(щит)
5. Назовите реку, к которой подъехал Алеша Попович и Еким Иванович в былине «Алеша Попович и Тугарин Змей». (Сафат-река) Как подъехали, ясны соколы, Алеша Попович с Екимом Ивановичем, ко Сафат-реке, остановились на лугах зеленых добрых коней накормить.
6. Кого защищал русский богатырь Добрыня Никитич? (Любимую матушку, Забаву Путятичну, князя Владимира Красно Солнышко, русский народ, родную землю)
7. О каком богатыре написано в этой былине : «Богатырь – защитник слабого! И срубил он Соловью – разбойнику буйну голову, говорил он да таковы слова: «Тебе полно свистеть да по- соловьему. Тебе полно вдовить да жен молодых. Тебе полно сиротить да малых детушек?» (О Добрыне Никитиче)
8. В какой былине встречается это высказывание: «Уж ты гой еси, дружина храбрая! Двум смертям не бывать, а одной не миновать. Краше буйну голову нам в бою сложить, чем славному городу Киеву позор пережить!» («Бой с несметной ратью под Киевом»)