Приложение МААМ

Поддержка позитивной Я — концепции у подростков в песочной терапии

Ратникова Елена
Поддержка позитивной Я — концепции у подростков в песочной терапии
▼ Скачать + Заказать документы

Успешное и адаптивное взаимодействие подростков в социуме зависит от позитивной Я-концепции. Понятие Я-концепции связано с самопредъявлением себя в мире, знанием того, кто я есть на самом деле, каковы мои чувства, мысли, поступки, как они оцениваются другими, и как я выгляжу в глазах других людей. Я-концепция включает в себя несколько модальностей, основными из них являются Я-реальное и Я-идеальное. При наличии согласования и отсутствия противоречия между этими составляющими, подросток чувствует себя комфортно, ощущает эмоциональную, когнитивную, поведенческую целостность и гармоничность. При отсутствии согласования модальностей ощущается внутриличностное напряжение, а часто и конфликт. Такой диссонанс непременно хочется снизить. Часто подростки бессознательно снижают напряжение неадекватными рассуждениями или поступками.

Публикация «Поддержка позитивной Я — концепции у подростков в песочной терапии» размещена в разделах

Для работы с такими затруднениями психологу на помощи приходит эффективная технологи песочной терапии.

Благодаря функции заземлять негативную психическую энергию, подростки безопасно и с доверием могут проработать все свои стороны внутриличностного конфликта.

Приглашая подростка выполнить упражнение в песочнице, психолог объясняет, что такое Я-концепция и что сталкивается внутри личности подростка. Например, с одной стороны, желание и потребность завоевывать одобрение и высокий социальный статус, гордиться и демонстрировать достижения, Я-идеальное, с другой стороны- отсутствие воли, внутренней духовной силы, связанной с неуверенностью, низкой самооценкой.

Как при помощи песочной терапии можно разрешить типичные ситуации. Одно из упражнений: «Внутренняя игра». Цель игры устранить внутренние препятствия на пути достижения желанного результата, познания, развития и удовольствия при выборе профессионального пути, учебы, в продвижении чего-либо, в развитии личностного пути и т. д.

Инструкция: Выбрать четыре фигурки и поместить на песочное поле в виде треугольника. Первая фигурка- символ препятствий (я) на пути к достижению цели– это могут быть всевозможные страхи, тревоги, сомнения, неуверенность в том, что получится и т. д. (Я- реальное). Вторая фигурка- символ достижения желаемого результата (ваша цель, Я- идеальное). Третья фигурка - символ развития и удовольствия, когда ваша желаемая цель достигнута. А в середину образовавшегося треугольника поставить четвертую фигурку, символизирующую самого подростка. Это будет герой путешествия. Ему нужно дать имя, возраст, охарактеризовать, как он себя сейчас чувствует.

Несмотря на то, что выбор фигурки начался с образа тревоги или страха, беседу нужно начать со второй фигурки. Отпустите фокус, на котором изначально было внимание (страхи). Ведущий смещает фокус на цель. Пусть подросток расскажет о своей желаемой цели, мечте. Расскажите, что это за желаемые достижения? В чем она заключается? Затем переключаемся на третью фигурку. На символ развития, удовольствия и достижения потребности, когда эта цель будет достигнута. Как называется эта фигурка, из какого материала она состоит, какого цвета, куда направлен ее взгляд. Пусть подросток подробно ответит на следующие вопросы:

- Как будет чувствовать себя твой герой, когда осуществится цель?

- Что он будет делать?

- Как от будет выглядеть? Что в нем изменится? Если перемена действительно произошла, нужно выбрать другую фигурку и сравнить что изменилось? Цвет, размер фигурки., может образ животного изменился на человека? Может быть стоит найти другую фигурку.

После трансформации героя вновь обратитесь ко второй фигурке, которая означает символ достижения желаемого результата (вашей цели).

Простройте три шага к вашей желаемой цели с помощью других фигурок. Расскажите, что это за шаги. Какие конкретные действия готов совершить подросток для достижения своей цели.

Теперь обратите внимание на первую фигурку - символ препятствий вашей цели (страхам, тревогам). Страх или препятствия остались такими же или уменьшились? Что хочется сделать с фигуркой страха. Может поменять ее? Тогда посмотрите, как она изменилась, во что трансформировалась? Стал этот страх меньше. менее угрожающий или больше? Преодолимы ли ваши препятствия сейчас, когда вы уже знаете, как достичь цель?

Упражнение «Встреча со своей индивидуальностью» так же способствует сохранению своей самоценности. Пусть подросток выберет фигурку своего желания (цели, мечты). Рассмотрите вместе с ним, и охарактеризуйте фигурку. А теперь поставьте ее на песочное поле туда, где ей будет комфортно.

Второе задание: Найти фигурку - образ проблемы. То, что мешает достижению цели. Ситуацию, в которой ты понимаешь, что так жить нельзя, я не хочу так жить…Расскажи о фигурке. Почему она похожа на проблему.

А теперь, выстави эту проблему за дверь. Пусть она позаботится о себе сама. Теперь это переживание не принадлежит тебе. (Посмотреть, на какое расстояние подросток поставит фигурку, относительно первой фигурки. Что он с ней сделает).

Что ты сделал с фигуркой-проблемой? Выставил за дверь? Посмотри на свои желания так же. Выстави и их за дверь. Сейчас ты видишь «за дверью» свои беды и свои желания. Ты видишь то, чего ты не хочешь, и то, что хочешь. Произошло разъединение как с проблемой, так и с желанием. Ты оказался в положении «третьего», смотрящего со стороны на свои желания и проблемы. Ты дистанцировался как от проблемы, так и от желания. Ты свободен и смотришь из своего истинного, чистого «Я».

Как подросток понимает происходящее? Приносит ли это эму умиротворение, успокоение, чувство безмятежности, гармонии?

Цель этого упражнения понять, что пока живо желание- не будет покоя. Именно желание вызывает муки и проблемы.

В позиции третьего- всех прощаем, не обижаемся, не мстим. Позиция — третьего- это любовь. И тогда стоит спросить: «Так ч его же ты желаешь на самом деле? В чем твоя истинная ценность?

Выбери фигурку твоего истинного желания. Ради чего стоит жить? Какое действие ты готов предпринять согласно истинного желания.

Все великолепие этих упражнений заключается в том, что они выполняются на песке. Работая со своим бессознательным, подросток самостоятельно находит пути снижения диссонанса своей Я-концепции. Снижается напряженность, а страхи и препятствия перестают казаться угрозой. Эмоции страха и тревоги высвобождаются, и тогда подросток способен дать себе адекватную оценку, тем самым сохранить свою позитивную Я-концепцию.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект занятия «Путешествие в песочную страну» с использованием песочной анимации, песочной терапииКонспект занятия «Путешествие в песочную страну» с использованием песочной анимации, песочной терапии Конспект педагога-психолога Левченкова Владимира Владимировича (при использовании данного материала обязательна ссылка на автора, сайт.

Фотоотчёт о проведении НОД по песочной терапии «Поиграем мы в песок» в старшей группеФотоотчёт о проведении НОД по песочной терапии «Поиграем мы в песок» в старшей группе Сегодня Вашему вниманию хочу представить небольшой фото-отчёт о проведённой деятельности по песочной терапии на тему "Поиграем мы в песок".

Использование песочной терапии в работе с младшими дошкольникамиИспользование песочной терапии в работе с младшими дошкольниками К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!» Почему это именно так? Да потому, что игры с песком в песочнице оказывают.

Конспект занятия по ФЭМП с использованием песочной арт-терапии «На помощь Песочной Фее» Конспект занятия по ФЭМП с использованием песочной арт-терапии во II младшей группе «На помощь Песочной Фее»Тип занятия: закрепление изученного.

Консультация «Дидактические игры по песочной терапии для детей дошкольного возраста» ВидеоКонсультация «Дидактические игры по песочной терапии для детей дошкольного возраста» Видео Предлагаю вашему вниманию упражнения для игры в песочном ящике с детьми дошкольного возраста. Игры направлены на развитие творческого мышления,.

Консультация для педагогов «Основные задачи и механизмы песочной терапии в работе с детьми» Применяя песочную терапию с детьми, следует выделить следующие основные задачи: 1. Возвращение в состояние играющего, творящего свободно.

Проект «Использование песочной терапии в работе учителя-логопеда ДОУ» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 66 «БЕЛОЧКА» СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ГОРОДА СМОЛЕНСКА.

Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников посредством песочной терапииРазвитие эмоционального интеллекта у дошкольников посредством песочной терапии Самая актуальная и значимая задача на сегодняшний день для педагогов это научить воспитанников осознавать свои внутренние состояния, уметь.

Тренажёр по песочной терапии «Волшебный песок»Тренажёр по песочной терапии «Волшебный песок» Попова Валентина Тренажёр по песочной терапии "Волшебный песок" Цель: психотерапевтическое воздействие на детей Задачи: развивать мелкую.

Элементы песочной терапии в логопедической практике. В помощь логопедамЭлементы песочной терапии в логопедической практике. В помощь логопедам Сегодня хотела бы рассказать Вам о песочной терапии, а точнее как можно использовать элементы песочной терапии на практике. В настоящее.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Поддержка позитивной Я — концепции у подростков в песочной терапии
Опубликовано: 22 июня 2022 в 10:22
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Поддержка позитивной Я — концепции у подростков в песочной терапии» (включая файлы) размещена пользователем Ратникова Елена в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД