Папки-передвижки

Поддержка и развитие детской инициативы и самостоятельности в продуктивной творческой деятельности посредством конструктора

Лариса Сидоркович
Поддержка и развитие детской инициативы и самостоятельности в продуктивной творческой деятельности посредством конструктора
▼ Скачать + Заказать документы

«В каждом ребенке солнце, только дайте ему светить»

Сократ

В нормативных документах Российской Федерации сформулирована цель современного образования: воспитание инициативного ответственного человека, готового самостоятельно принимать решение в ситуации выбора

Дошкольное образование находится на новой ступени развития. Так одной из задач ФГОС ДО (п. 1.2; 1.3;1.6) является - формирование у каждого ребенка опыта индивидуальных достижений и способов реализации своих способностей.

По мнению исследователей (С. А. Марутян, Н. Я. Михайленко, Д. Б. Эльконин)

Публикация «Поддержка и развитие детской инициативы и самостоятельности в продуктивной творческой деятельности посредством конструктора» размещена в разделах

Разные виды деятельности, являются главными факторами формирования инициативности как личностного качества. Каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности.

Так, игра способствует развитию творческой активности и инициативы, в трудовой деятельности заложены благоприятные возможности для формирования целенаправленности и осознанности действий, настойчивости в достижении результата, в продуктивных видах деятельности формируются независимость ребенка от взрослого, стремление к поиску адекватных средств самовыражения.

Постепенно самостоятельность репродуктивного характера сменяется на инициативность с элементами творчества, повышается уровень осознанности, самоконтроля, самооценки ребенка в процессе осуществляемого им вида деятельности.

Введение ФГОС дошкольного образования предполагает разработку новых образовательных моделей, в основу которых должны входить образовательные технологии.

Такой подход реализуется в модуле «CUBORO» в рамках реализации модели «STEAM - образования». Образовательная система cuboro направлена на развитие основных социальных навыков softskills – навыков, позволяющих быть успешным.

Внедрение CUBORO-технологий в работу с дошкольниками является одним из современных методов развития детского технического творчества.

Основные принципы использования конструктора CUBORO в образовательном процессе

-Доступность и наглядность

-Последовательность и систематичность обучения и воспитания

-Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей

-Поддержка инициативы и самостоятельности детей в продуктивной творческой деятельности.

Игра – важнейший спутник детства. Конструктор CUBORO позволяет детям учиться, играя и обучаться в игре.

Cuboro - это уникальный конструктор, наверное, единственный в мире, который после сборки «оживает», когда по лабиринту катаются шарики. Хочется разобрать и собрать ещё лучше конструкцию.

В игровой деятельности ребенок без напряжения создает замысел и реализует его. Образовательная система Cuboro развивает активность, внимательность, креативность, творческое, логическое, инженерное мышление, способствует развитию стратегического мышления, развивает способность самостоятельно принимать решения, тренирует умение согласовано работать в команде, коллективе, воспитывает трудолюбие, терпение, ловкость, выносливость.

В результате, создаются условия не только для расширения границ социализации ребёнка в обществе, активизации познавательной деятельности, демонстрации своих успехов, но и через игру создаётся пространство, где все характеристики инициативного действия присутствуют как бы естественным образом.

Кроме того, CUBORO полностью отвечают всем запросам современного развития ребенка. Посредствам работы с конструктором CUBORO у детей происходит всестороннее развитие личности. Закладываются основы физико- математических знаний. Развивается инженерное мышление.

Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.

Идея игры «Cuboro»

«Cuboro» представляет собой набор одинаковых по размеру (5 на 5 на 5 см) кубических элементов, из которых можно по желанию построить какую угодно дорожку-лабиринт для шарика. Кубические элементы с 12 различными функциями можно использовать в любых комбинациях. В кубиках прорезаны отверстия – прямые либо изогнутые желобки и туннели. Путем составления друг с другом, а также одного на другой можно получить конструкции дорожек-лабиринтов различных форм. Построение таких систем способствует развитию навыков комбинации и экспериментирования.

В зависимости от возраста ребёнка «Cuboro» может удовлетворять различным запросам :

-Набор для постройки лабиринтов вызывает у детей большой интерес.

-Может использоваться для спонтанного конструирования и экспериментирования.

- Как обучающая игра для геометрического планирования.

-Как средство для создания функциональных скульптур. Соединяя кубики, ребенок имеете возможность создать лабиринты разной сложности.

-Существует возможность выбирать из игровых наборов отдельные элементы, для которых детям даются отдельные задания.

Начиная с простых фигур, ребёнок продвигается всё дальше и дальше, а видя свои успехи, он становится более уверенным в себе и переходит к следующему, более сложному этапу обучения.

Построение из кубиков требует аккуратности и терпения. Благодаря многофункциональным элементам (на разных уровнях или в разных направлениях) можно создать две и более пересекающиеся дорожки-лабиринта, что делает и игру, и ее планирование (в т. ч. с несколькими участниками) интереснее.

При свободной игре с конструктором важно, чтобы никакого внешнего воздействия не оказывалось. Изучение кубиков должно проходить самостоятельно или в небольших группах. И с каждым разом способ сложения кубиков в фигуры будет все более и более сложным и творческим.

У детей развиваются практические навыки конструирования и моделирования : по образцу, схеме, условиям, по собственному замыслу, развивается мелкая моторика рук, тактильные ощущения, что способствует их речевому и умственному развитию.

Формируются предпосылки учебной деятельности : умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.

Использование конструкторов CUBORO дает возможность проявлять детям инициативу и самостоятельность, способность к целеполаганию и познавательным действиям, что является приоритетным в свете введения ФГОС ДО и полностью соответствует задачам развивающего обучения.

Своевременное овладение конструктивно-игровой деятельностью оказывается важным и в плане создания готовности к дальнейшему обучению в школе. У дошкольников формируются необходимые для будущего учения предпосылки: познавательное развитие, умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, доводить его до конца, планировать будущую работу.

CUBORO-конструирование является эффективным воспитательным средством, способствующим развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений наблюдать и экспериментировать.

CUBORO-конструирование объединяет «Познавательное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие», что дает возможность построения процесса с интеграцией образовательных областей и способствует:

развитию у детей сенсорных представлений, поскольку используются деревянные кубики с прямыми и изогнутыми желобами, тоннелями;

• способствует развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления, делается упор на развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение);

• является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (речевое, познавательное и социально-коммуникативное развитие);

• позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);

• формирует познавательную активность, способствует воспитанию социально- активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;

• объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, проявлять инициативу и самостоятельность;

• способствует сплочению детского коллектива, формированию чувства симпатии друг к другу, т. к. дети учатся совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения.

Данная работа ведётся в ходе деятельности кружка «Кубороконструктор», руководителем которого я являюсь.

Для систематизации образовательной деятельности кружка разработана образовательная программа, которая направлена на: создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

На занятиях с детьми от 5-6 лет дошкольного возраста используются наборы Cuboro Basis.

При разработке программы учитывалось комплексное решение задач по развитию пространственного и логического мышления, развитию интеллектуально-творческих проявлений детей : находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску не стандартных решений и задач.

Образовательный процесс построен с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития каждого ребенка. В ходе освоения содержания обучения учитывается темп развития специальных умений и навыков обучающихся, степень их продвижения по образовательному маршруту, уровень самостоятельности.

Тематика занятий строится с учетом интересов обучающихся и возможности их самовыражения. При необходимости проводятся дополнительные занятия для отработки тех или иных навыков и умений.

Программа предполагает включение обучающихся в различные виды творческой и проектной деятельности.

По принципу последовательности: Придумывай – разрабатывай - внедряй - управляй

1. ПРИДУМЫВАЙ

На первом этапе «Знакомство с конструктором», дети придумывают для себя тактику игры в Cuboro. Они много экспериментируют, занимаются творчеством, проходят анализ, классифицируют кубики. Учатся считать, делать прогнозы, создавать простейшие схемы.

2. РАЗРАБАТЫВАЙ

На следующем этапе «Разработка проектов»

Мы учимся проектировать чертежи, создавать и решать задачи.

На данном этапе у ребенка формируется проектное мышление. Он учится анализировать, разбивать проект на составные части, делать математический анализ.

3. ВНЕДРЯЙ

Создание проектов

На данном этапе воспитанники создают собственные проекты кинетических моделей. Применение общих знаний по анализу и проектному моделированию в решении конкретной задачи с многочисленными условиями.

4. УПРАВЛЯЙ

Управление развитием

Рассказываем, где грань между системным и креативным мышлением. Демонстрация приобретенных навыков на практике: умение логично рассуждать, ставить и решать задачи. Проводить анализ полученных конструкций, модернизировать их.

Содержание, приемы и методы способствуют не только приобретению предметных знаний, социальных и коммуникативных навыков, но и личностных качеств, которые позволяют ребенку осознавать собственные интересы, перспективы и принимать конструктивные решения. Активная познавательная деятельность поддерживается и приобретает устойчивый характер в условиях сотворчества и поддержки педагога как партнера, организатора и помощника.

Чтобы разнообразить образовательный процесс

Мы выходим в социум!

И вот совсем недавно у нас прошёл Фестиваль «Cuboro», который был посвящён «Дню российской науки»

Фестиваль был организован совместно с ЦДО. В фестивале принимали участие воспитанники нашего детского сада, ученики начальных классов школы № 9 и команды из детских садов. На таких мероприятиях ребята находят новых друзей, единомышленников, учатся общаться не только в своем кругу, но и уже в социуме.

Работу намерены продолжать, так как это интересно детям, большая заинтересованность родителей что бы их дети развивались, приобретали навыки в данном направлении.

Ведь их дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. Начиная с простых фигур, ребёнок продвигается всё дальше и дальше, а видя свои успехи, он становится более уверенным в себе и переходит к следующему, более сложному этапу обучения. Так как уже было выше сказано.

Предлагаемая модель включает в себя первую ступень – пропедевтика инженерного образования в Доу.

Вторая ступень начинается в школе.

Если мы рассмотрим четыре сферы инициативы :

• коммуникативная инициатива (включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи);

творческая инициатива (включенность в сюжетную игру как основную творческую деятельность ребенка, где развиваются воображение, образное мышление);

инициатива как целеполагание и волевое усилие (включенность в разные виды продуктивной деятельности – рисование, лепка, конструирование, требующие усилий по преодолению «сопротивления» материала, где развиваются произвольность, планирующая функция речи);

• познавательная инициатива – любознательность (включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные и родовидовые отношения).

То мы можем сделать вывод, что Конструктор Куборо позволяет ребёнку в полной мере проявить свою самостоятельность и инициативность.

Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, конструировать, сочинять в соответствии с собственными интересами.

Ребенок становится значимым тогда, когда он сделал то, что придумал сам, и именно это оказалось важным для других. В этом случае он становится и инициатором, и исполнителем, и полноправным участником, субъектом социальных отношений

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Развитие детской инициативы и самостоятельности, посредством преобразования развивающей предметно-пространственной средыРазвитие детской инициативы и самостоятельности, посредством преобразования развивающей предметно-пространственной среды Большую роль в развитии детской инициативы и самостоятельности в настоящее время отводят среде, в которой находится ребенок. В этом году.

Формирование детской инициативы и самостоятельности через организацию предметно-развивающей среды ДОУ Жизнь во всех ее проявлениях становится все многообразнее и сложнее, от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий.

Консультация для родителей «Развитие и поддержка детской инициативы» Уважаемые родители! Все дети по своей природе очень любознательны, инициативны. Мы очень хотим, чтобы наш ребенок вырос уверенным, успешным.

Поддержка детской познавательной инициативы в условиях ДОУ и семьи. Организация проектной деятельности в детском саду Организация проектной деятельности в детском саду Предлагаемая статья посвящена вопросам поддержки детской познавательной инициативы в.

Проект «Развитие инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста посредством технологии «Клубный час» Автор данной технологии - Гришаева Наталья Петровна, старший научный сотрудник Института социологии РАН. «Клубный час» - это особая современная.

Проект «Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности посредством творческой деятельности»Проект «Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности посредством творческой деятельности» Краткосрочный исследовательский творческий проект «Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности через творческую деятельность».

Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности Развитие самостоятельности и активности — важная задача воспитания детей дошкольного возраста. Именно в этот период ребенок в своих действиях.

Родительское собрание «Развитие мелкой моторики рук дошкольников посредством разных видов детской деятельности» (фотоотчет)Родительское собрание «Развитие мелкой моторики рук дошкольников посредством разных видов детской деятельности» (фотоотчет) В 1 младшей группе «Пчелки» прошло родительское собрание на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста посредством.

Выступление на РМО «Поддержка детской инициативы» Способы и направления поддержки детской инициативы. 21 ноября в нашем детском саду проходило РМО воспитателей. Тема РМО: "Поддержка детской.

Занятие по развитию творческой деятельности, инициативы и самостоятельности средних дошкольников «В гостях у бабушки Арины»Занятие по развитию творческой деятельности, инициативы и самостоятельности средних дошкольников «В гостях у бабушки Арины» Власюк Марина Конспект НОД "В гостях у бабушки Арины" Цель: Проявление детской инициативы и самостоятельности в игровой и творческой деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Поддержка и развитие детской инициативы и самостоятельности в продуктивной творческой деятельности посредством конструктора
Опубликовано: 7 сентября 2023 в 12:28
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Поддержка и развитие детской инициативы и самостоятельности в продуктивной творческой деятельности посредством конструктора» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Сидоркович (УИ 64532) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД