Светлана Петрова
Поддержка инициативы ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие и поддержка детской инициативы ребенка
Выступление на августовской конференции
В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
и других нормативных документах РФ сформулирован социальный заказ государства системе образования:
воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.
В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности.
Публикация «Поддержка инициативы ребенка» размещена в разделах
Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.
Целевые ориентиры, определенные стандартом детского сада.
Ребенок :
проявляет инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;
способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
способен к волевым усилиям;
пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
способен к принятию собственных решений.
Что же такое «Детская инициатива и самостоятельность?»
Как развивать инициативность и самостоятельность у дошкольников?
Как создать условия для поддержки и развития детской инициативы и самостоятельности?
В литературе сформулированы следующие понятия:
Самостоятельность – это обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение;
Инициативность – это частный случай стремления к самостоятельности, изменения форм деятельности или уклада жизни. Это мотивационное качество рассматривается и как волевая характеристика поведения человека;
Инициатива от латинского initium (начало) это почин, первый шаг в каком-либо деле; внутреннее побуждение к новым формам деятельности; руководящая роль в каких-либо действиях.
Условия развития детской инициативы и творческого самовыражения
Формирование установок «Я могу», «Я сумею»;
Создание ситуации успеха для каждого ребенка : Это очень просто, я тебе помогу;
Предвосхищающая положительная оценка «Ты очень творческий ребенок, у тебя все получится»
Для поддержки детской инициативы необходимо :
Предоставить детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы;
Отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей;
Не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность;
Формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия;
Содержать в открытом доступе различные атрибуты к развлечениям;
Для инициативной личности характерно :
Произвольность поведения;
Самостоятельность;
Развитая эмоционально-волевая сфера;
Инициатива в различных видах деятельности;
Стремление к самореализации;
Общительность;
Высокий уровень творческих способностей;
Творческий подход к деятельности;
Познавательная активность
Основные виды деятельности, в которых ребенок может проявлять себя и развивать себя как личность
Общение;
Игра;
Познавательно-исследовательская деятельность;
Проектная деятельность;
Продуктивная деятельность;
Коммуникативная и другие.
Инициативная личность развивается в деятельности!
А так как ведущая деятельность дошкольного возраста – игра, то, чем выше уровень развития творческой инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность, а следовательно и динамичнее развитие личности
Инициативный дошкольник стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения. Он умеет выбирать деятельность, соответствующую собственному желанию, включаться в разговор, предлагать интересное дело.
В детском возрасте инициативность связана с любознательностью, пытливостью ума, изобретательностью.
Инициативное поведение дошкольника проявляется, прежде всего, в том, как он планирует свои действия, ставит перед собой задачи и последовательно решает их. Способность планировать свою деятельность развивается постепенно.
Методы и приемы поддержки детской инициативы :
Картосхемы;
Алгоритмы;
Модель обследования предмета;
Моделирование ситуаций с участием персонажей;
Индивидуально-личностное общение с ребенком;
Поощрение самостоятельности;
Побуждение и поддержка детских инициатив во всех видах деятельности;
Оказание поддержки развитию индивидуальности ребенка
Для поддержки детской инициативы и творчества необходимо создать условия, учитывающие следующие факторы:
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть разнообразна по своему содержанию;
Образовательная и игровая среда должны стимулировать развитие поисково-познавательной деятельности детей;
Содержание развивающей среды должно учитывать индивидуальные особенности и интересы детей;
Родители должны быть в курсе всего, что происходит в жизни ребенка.
При организации работы в этом направлении необходимо придерживаться следующих принципов:
Деятельности – стимулирование детей на активный поиск новых знаний в совместной деятельности со взрослым, в игре и самостоятельной деятельности;
Вариативности – предоставление ребенку возможности для оптимального самовыражения через осуществление права выбора, самостоятельного выхода из проблемной ситуации;
Креативности – создание ситуаций, в которых ребенок может реализовать свой творческий потенциал через совместную и индивидуальную деятельность.
Наиболее эффективными формами работы для поддержки детской инициативы являются :
Познавательные занятия;
Совместная исследовательская деятельность взрослого и детей – опыты и экспериментирование;
Наблюдение и труд в уголке природы;
Совместная деятельность взрослого и детей по преобразованию предметов рукотворного мира и живой природы;
Самостоятельная деятельность детей.
В развитии детской инициативы и самостоятельности важно:
Постоянно расширять область задач. Постепенно выдвигать перед детьми более сложные задачи, требующие сообразительности, творчества, поиска новых подходов; «Дозировать» помощь детям. Достаточно просто намекнуть.
Поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных самостоятельных действий, подчеркивать рост возможностей и достижений каждого ребенка.
Необходимым условием развития инициативного поведения является воспитание ребенка в условиях развивающего, не авторитарного общения.
Требования к педагогу, осуществляющему педагогическую поддержку :
• Доброжелательное отношение взрослого к положительной инициативе;
• Постоянное одобрение и развитие инициативности;
• Предоставление ребенку возможности действовать самостоятельно, по-своему;
• Создавать условия для самоутверждения ребенка.
Закончить наше выступление мы бы хотели мыслью о том, что детская инициатива выражается не в том, что ребенок захотел помочь что-либо сделать взрослому. Ребенок становится значимым тогда, когда он сделал то, что придумал сам, и именно это оказалось важным для других. В этом случае он становится и инициатором, и исполнителем, и полноправным участником (субъектом)социальных отношений.
Педагогическое кредо нашего учреждения: «Научить ребенка – это создать ему условия для полного овладения своими собственными способностями».
Благодарим за внимание!