Надежда Веремьева
Поддержка детской инициативы и самостоятельности с помощью элементов технология «План — дело — анализ» Л. Свирской
▼ Скачать + Заказать документы
Разница между взрослыми и детьми огромна. Я всегда советую родителям принять простую истину: “Детям учеба не нужна”. Она нужна их родителям, потому что взрослые мыслят логически и поступают в соответствие с волевым аспектом. Они работают сверхурочно ради конкретной цели, например, выплатить ипотеку раньше, получить повышение по службе, занять высокую должность. У детей горизонт планирования куда скромнее. Если рассказывать ему, что нужно учить математику, чтобы потом стать главным бухгалтером в Газпроме и получать достойную зарплату, вы ничего не добьетесь. Ну не может ребенок просчитывать свою жизнь на 10 -15 лет вперед.
Публикация «Поддержка детской инициативы и самостоятельности с помощью элементов технология „План — дело — анализ“ Л, Свирской» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Планирование. Планы работ
- Темочки
Что же важно для него?
Удовольствие от процесса (ребенку должно банально нравиться то, что он делает, а что бы получить удовольствие от учебы, ребенок должен с интересом погружаться в образовательную деятельность.
Что же способствует возникновению интереса?
На мой взгляд, безотказное средство пробуждения внимания, а значит и интереса ребенка – это нестандартный вопрос, проблема, загадка. Известно, что работа мысли начинается с вопроса, проблемы. Еще Платон утверждал: Начало познания – удивление.
Еще один немаловажный фактор - это оптимальное соотношение известного и неизвестного: много нового - трудно, мало нового – скучно, так же я считаю что педагог не должен излагать объясняемый материал до последней мелочи, он должен оставить некоторые «пространства» для мыслей, ребенка, что даст возможность соучастия и познания нового.
Проявление активности у ребенка – свидетельство того, что у него есть свой внутренний план действий. Способность к планированию своих действий, достижению цели, лежат в основе познания окружающего, являются основой будущей учебной деятельности. Это есть один из целевых ориентиров.
Как создать условия для приобретения этих способностей?
Ответ на этот вопрос мне подсказала технология Л. Свирской «План - дело - анализ».
Данная технология основана на свободной деятельности детей. Взрослый основывает свою деятельность на понимании и признании потенциальных способностей, возможностей и прав ребенка на свободу, самостоятельное познание окружающего мира, собственные планы занятий.
Данная технология включает в себя три компонента.
1. Утренний групповой сбор или Детский совет. Именно здесь происходит выбор темы проекта. Выбору темы проекта способствует все, что происходит в детском саду, за его пределами, путешествие с родителями, полученная в подарок книга, приближение праздника… Интересы детей весьма разнообразны. Каждый день, заходя в группу, ребенок очень точно подмечает, что в ней изменилось с прошлого дня, что появилось новое, и соответственно дети сразу начинают задавать вопросы и рассуждать что это такое, для чего это здесь. Для таких обсуждений, каждое утро мы собираемся на утренний круг, где приветствуем друг друга, и делимся новостями. И если в один из таких дней в группе появляется что-то новое ребята обязательно спросят, что это такое и для чего это появилось у нас в группе, таким образом и зарождение новой темы для проекта по инициативе детей.
Далее мы приступаем к работе над этой темой с помощью заполнения двух табличек : 1. "Модель трех вопросов" - где мы отвечаем на три вопроса: «Что я знаю?" "Что хочу узнать?" "И где я могу это узнать?» 2. «Паутинка» - какие центры активности мне могут помочь в изучении этой темы.
2. Работа в центрах активности.
Во время работы над проектом, педагогам большое внимание следует уделить подготовке материалов, оборудования, литературы, развивающих заданий, различных карточек в центрах активности в соответствии с выбранной темой проекта. От этого напрямую зависит интерес детей к выбору центра активности и вида деятельности. Непосредственное вмешательство взрослого в самостоятельную работу ребенка, может быть вызвано только поставленными педагогическими целями:
- научить чему-нибудь;
- конфликтами, нерешаемыми детьми;
- ситуациями, когда дети просят помощи взрослого.
Дети делают выбор с помощью – экрана выбора, размещая свой брелок в том центре, который в данный момент вызывает у ребенка наибольший интерес.
Работа в центрах активности заменяет традиционные занятия, которые приводят ни к развитию индивидуальных потребностей ребенка, а регламентируют определенный вид деятельности, что на данный момент противоречит индивидуализации образования. Именно ребенок должен принять решение, что является основным элементом педагогического личностно-ориентированного процесса. Выбирая себе центр, деятельность, материалы, дети практикуются в принятии решений, что способствует в дальнейшей жизни умению двигаться и добиваться любой цели. Воспитанники могут свободно перемещаться из одного центра в другой, причем время нахождения ребенка в определенном центре не ограничивается.
3. Вечерний круг. Здесь каждый ребенок рассказывает о том, чему он научился сегодня, что он смог сделать. Таким образом у каждого ребенка появляется ситуация успеха: да он не умеет конструировать, зато он правильно решил все задачи в математическом центе, или смог выучить стихотворение. Задачи итогового сбора:
- предъявить индивидуальные достижения и общие итоги работы в центрах активности;
- организовать процесс рефлексии, обсудить насколько полученный результат соответствует задуманному, что помогло, а что мешало в достижении цели;
- наметить последовательные шаги командной работы, индивидуальных занятий.
Продолжительность работы по теме (в отличие от учебных занятий) – работа может длиться столько дней, времени:
- сколько у взрослых будет сохраняться творческая готовность поддерживать ее новыми идеями, ресурсами;
- сколько у детей будет интерес к выбранной теме, содержанию, деятельности.
Продолжительность работы по теме проекта позволяет детям пробовать свои силы в разных видах деятельности в то время, когда у них возникает в этом потребность.