Кристина Скороспелова
Из опыта работы «Снижение уровня тревожности у детей старших групп посредством песочной терапии»
▼ Скачать + Заказать документы
Система работы : «Снижение уровня тревожности у детей старших групп посредством песочной терапии».
Многое уже было сказано о песке. Это не так уж новый для психологов и педагогов материал, но все же еще не достаточно широко используемый.
Возможности, казалось бы обыкновенного, ну или иногда не совсем обыкновенного, песка - это на самом деле просто огромный ресурс.
Публикация «Из опыта работы „Снижение уровня тревожности у детей старших групп посредством песочной терапии“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Песочная терапия
- Старшая группа
- Страх и детская тревожность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
Игра с песком доставляет несомненное удовольствие не только детям, но и самому взрослому. Ведь особое свойство текучести песка, успокаивает, расслабляет. А если добавить к этому возможность изменения фона, добавления элементов, изменения текстуры поверхности- то получается огромное поле для творчества и не только.
Применение песка в снижении тревожности – это вполне логичный выбор данного инструмента.
В своей работе я использую три вида песочниц.
1. Юнгианская песочница представляет собой деревянный ящик (или пластиковый контейнер) с крышкой. Размеры: 50:70см, высота бортов 10 сантиметров. Такие размеры выбраны с учетом особенностей зрительного восприятия. Дно и борта ящика выкрашены в голубой цвет, символизирующий небо, море, воду. На дно ящика насыпается мелкий песок, соответствующий санитарно-гигиеническим требованиям. Обязательный компонент для работы в такой песочнице – это различные фигурки. Стоит отметить о важности разнообразия.
2. Второй вид песочницы, не имеет как такового названия, это простой пластиковый контейнер, наполненный кинетическим («космическим») песком. Особенность такого песка заключается в удобстве использования, он пластичен и в то же время сыпуч, из него очень удобно лепить и строить. Интересно, что такую песочницу можно использовать и с иным наполнителем. Вместо песка, на некоторых из занятиях, можно использовать рис, гречу, мелкие пуговицы или камушки (например, для аквариумов).
И, наконец, третий, на мой взгляд самый интересный и многофункциональный вид песочницы – это световой стол. Данный метод представляет собой рисование песком на поверхности стола со световой подсветкой.
Обязательно пользуйтесь цветной подсветкой песочного стола, а если у вас ее нет, просто предложите ребенку песок разных цветов.
Красный цвет составляет основу цветотерапии, это цвет силы и физической активности, так же цвет воспитывает лидерские качества у ребенка. Но будьте осторожны, при длительном воздействии этот цвет сильно возбуждает нервную систему ребенка и может вызвать агрессию.
Оранжевый - цвет оптимизма и радости, лучшее лекарство от нервных срывов, депрессий, страхов и неврозов. Помогает всем восстановительным процессам в организме ребенка и даже повышает аппетит!
Желтый цвет поможет ребенку сконцентрироваться, создаст хорошее настроение и придаст большую ясность мыслям. Если в жизни ребенка наступает новый этап (например, поступление в школу) обязательно поработайте с желтым цветом, он поможет преодолеть неуверенность в себе.
Зеленый успокаивает и настраивает на сон, и очень эффективен в работе с невралгией, а так же контролирует состояние раздражительности при нервных расстройствах.
Голубой и синий цвета положительно влияют на отношения в семье или коллективе. Фиолетовый стабилизирует психику, служит сильным стимулятором творческого воздействия.
Метод цветотерапии практически не имеет противопоказаний, благотворно влияет на душевное состояние, которое во много определяет и здоровье, и благополучие ребенка.
Цель системы работы – снижение уровня тревожности у детей старших групп дошкольного возраста.
Задачи:
• Ознакомить детей с особенностями игры в песочнице в кабинете;
• Создать благоприятный климат для работы;
• Научить ребенка справляться с трудностями, чтобы чувствовать себя более успешным;
• Научить ребенка способам саморегулирования;
• Отреагировать состояния тревожности;
• Научить ребенка снижать ощущение тревоги.
Количество занятий 9, проводятся 1 раз в неделю индивидуально или по 2 человека.
Система работы предназначена для занятий с детьми старших групп, имеющими признаки повышенной тревожности.
Правила совместного с ребенком рисования песком:
1) Ребенку нужно лишь предлагать варианты игр и заданий, а не заставлять его следовать строгой программе.
2) Структура занятия должна быть адаптирована под интересы самого ребенка.
3) Создавайте пространство для его самовыражения, а не устанавливайте жесткие рамки и правила.
4) Цените его инициативу и мнение, но не молчаливое согласие с Вами.
5) Стимулируйте развитие творческих ситуаций вопросами, но не готовыми ответами.
6) Поддерживайте ребенка в поиске своих собственных нестандартных решений на поставленные Вами задачи.
7) Цените природную мудрость ребенка и его уникальность, но не учите его «быть таким как все».
Диагностика
Для диагностики тревожности применяется две методики:
Ориентировочная:
• Тест «Кактус» М. А. Панфилова. (Приложение 1)
Основная:
• Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Методика "Выбери нужное лицо". (Приложение 2)
Данные методики позволят нам получить наиболее полную картину состояния ребенка; о характерной для ребенка тревожности в типичных для него жизненных ситуациях; представления касающиеся сферы его взаимоотношений с окружающим миром в целом.
В системе работы, то и дето меняются сами песочницы и инструменты работы с ними. Ребенок получает возможность самостоятельного выбора.
Далее на слайдах представлены фотографии с занятий, во время выполнения некоторых упражнений.
Погрузить руки в песок.
Перетирать песок между пальцами, ладонями.
Упражнение «Сила». Я вижу, что неделя у тебя выдалась напряженная, подставь ручки, я постараюсь тебе помочь. (сыпать песочек струйкой)
Упражнение «А как находки оказались в глубине песка». Пересыпайте песок внутри песочницы с помощью ложки, просеивайте через сито.
Упражнение «Знакомство». Предложите ребенку потрогать песок на ощупь и рассказать о том какой он. Попробовать взять его в руки.
Упражнение «Сказочный сон» Ребенку предлагается нарисовать свой сказочный сон используя только песок и свои руки.
Упражнение «Нити» Ребенок набирает песок в кулачки, поднимает руки над столом и, раскачивая вправо и влево, слегка расслабляя кулачек, постепенно засыпает стол песком.
Заключение
Рисование песком – это погружение в сказку, мир фантазий, причудливых образов, извилистых линий. Создание картины песком – увлекательный процесс, он затрагивает все сферы чувств, пробуждает творчество, расслабляет и вдохновляет одновременно.
Не бойтесь экспериментировать с песком. Почти все дети любят играть в него, дайте ребенку возможность познавать мир с помощью него. Ваша задача лишь направлять.
Преимущества метода рисования песком перед другими формами арт-терапии :
• Процесс прост и приятен.
• Рисование песком дает возможность трансформации.
• Работая с песком на плоскости, движения становятся размеренными, синхронизируются с ритмом дыхания.
• Техника помогает развить тонкую моторику.
• Рисовать можно двумя руками симметрично.