Ирина Волкова
Подборка дидактических игр по развитию речи для детей 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы
«Кто где живёт?»
Цель: закрепление знания детей о жилищах
животных, насекомых. Закрепление употребления
в речи детей грамматической формы предложного
падежа с предлогом «в».
Ход: Бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку,
педагог задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч,
отвечает.
Вариант 1. педагог: – Дети: Кто живёт в
дупле? -Белка. Кто живёт в скворечнике? -Скворцы. Кто живёт в гнезде? -Птицы. Кто
живёт в будке? - Собака. Кто живёт в улье?
-Пчёлы Кто живёт в норе? -Лиса. Кто живёт в логове? -Волк. Кто живёт в берлоге? -Медведь.
Темочки:
- Дидактические игры
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Вариант 2. педагог: -Дети: Где живёт медведь?
-В берлоге. Где живёт волк? -В логове.
Вариант 3. Работа над правильной
конструкцией предложения.
Детям предлагается дать
полный ответ: «Медведь
живёт в берлоге».
«Подскажи словечко»
Цель: развитие мышления, быстроты реакции.
Ход: педагог, бросая мяч поочерёдно каждому
ребёнку, спрашивает: – Ворона каркает, а сорока?
Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить:
– Сорока стрекочет. Примеры вопросов: – Сова
летает, а кролик? – Корова ест сено, а лиса?
– Крот роет норки, а сорока? – Петух кукарекает,
а курица? – Лягушка квакает, а лошадь?
– У коровы телёнок, а у овцы? – У медвежонка
мама медведица, а у бельчонка?
«Кто как передвигается?
Цель: обогащение глагольного словаря детей,
развитие мышления, внимания, воображения,
ловкости.
Ход: педагог, бросая мяч каждому ребёнку,
называет какое-либо животное, а ребёнок,
возвращая мяч, произносит глагол, который можно отнести к названному животному.
педагог: -Дети: Собака- стоит, сидит, лежит, идёт, спит,
лает, служит (кошка, мышка)
«Что происходит в природе?»
Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный
вопрос ответить. Игру желательно проводить по
темам. Пример: Тема «Весна» педагог:
-Дети: Солнце – что делает? - Светит, греет.
Ручьи – что делают? -Бегут, журчат.
Снег – что делает? - Темнеет, тает.
Птицы – что делают? - Прилетают, вьют гнёзда,
поёт песни.
Капель – что делает? - Звенит, капает.
Медведь – что делает -Просыпается, вылезает из
берлоги.
«Кто как разговаривает?»
Цель: расширение словарного запаса, развитие
быстроты реакции.
Ход: педагог поочерёдно бросает мяч детям,
называя животных. Дети, возвращая мяч, должны
ответить, как-то или иное животное подаё т голос:
Корова мычит Тигр рычит Змея шипит Комар
пищит. Собака лает Волк воет Утка крякает
Свинья хрюкает
Вариант 2. Логопед бросает мяч и спрашивает:
«Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто
кукует?» и т. д.
«Горячий – холодный»
Цель: закрепление в представлении и словаре
ребёнка противоположных признаков
предметов или слов-антонимов.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, произносит
одно прилагательное, а ребёнок, возвращая мяч,
называет другое – с противоположным значением.
педагог: -Дети: Горячий-холодный Хороший –
плохой Умный-глупый Весёлый-грустный
Острый-тупой Гладкий-шероховатый
«Кто может совершать эти действия?»
Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет
глагол, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному
глаголу.
- Дети: Идёт-человек, животное, поезд,
пароход, дождь… Бежит-ручей, время,
животное, человек, дорога… Летит –
птица, бабочка, стрекоза, муха, жук,
самолёт… Плывёт-рыба, кит, дельфин, лодка, корабль, человек…
«Из чего сделано?»
Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, говорит:
«Сапоги из кожи», а ребёнок, возвращая мяч,
отвечает: «Кожаные». Рукавички из меха –
меховые. Таз из меди-медный Ваза из
хрусталя-хрустальная Рукавички из шерсти –
шерстяные
«Разложи по полочкам»
Цель: ориентировка в пространстве, развитие
Речи
Ход: персонаж Федора просит ребят помочь ей:
кастрюли и сковороды поставить на нижнюю полку,
тарелки, ложки, ножи вилки – на полку повыше, а
блюдца и кувшины на самую верхнюю полку.
Выполнять действия, сопровождая
Словами
«Один – много»
Цель: закрепление в речи детей различных
типов окончаний имён существительных.
Ход: педагог бросает мяч детям, называя имена
существительные в единственном числе. Дети
бросают мяч обратно, называя существительные
во множественном числе. Пример: Стол – столы
стул – стулья Гора – горы лист – листья Дом –
дома носок – носки Глаз – глаза кусок – куски
День – дни прыжок – прыжки Сон – сны
гусёнок – гусята Лоб – лбы тигрёнок – тигрята
«Подбери признаки»
Цель: активизация глагольного словаря.
Ход: педагог задаёт вопрос «Что умеют делать
белки?» Дети отвечают на вопрос и находят
картинку к заданному вопросу.
Примерные ответы: Белки
умеют прыгать с
сучка на сучок. Белки умеют
делать тёплые гнёзда.
«Животные и их детёныши»
Цель: закрепление в речи детей названии
детёнышей животных, закрепление навыков
словообразования, развитие ловкости,
внимания, памяти.
Ход: бросая мяч ребёнку, педагог называет
какое-либо животное, а ребёнок, возвращая
мяч, называет детёныша этого животного.
Слова скомпонованы в три группы по способу
их образования. Третья группа требует
запоминания названий детёнышей. Группа 1.
У тигра – тигрёнок, у льва – львёнок, у слона –
слонёнок, у оленя – оленёнок, у лося – лосёнок,
у лисы – лисёнок. Группа 2. У медведя –
медвежонок, у верблюда – верблюжонок, у
зайца – зайчонок, у кролика – крольчонок,
у белки – бельчонок. Группа 3. У коровы –
телёнок, у лошади – жеребёнок, у свиньи –
поросёнок, у овцы – ягнёнок, у
курицы – цыплёнок, у собаки –
щенок.
«Что бывает круглым?»
Цель: расширение словаря детей за счёт
прилагательных, развитие воображения, памяти,
ловкости.
Ход: педагог, бросая мяч детям, задаёт вопрос,
ребёнок, поймавший мяч, должен на него
ответить и вернуть мяч. – что бывает круглым?
(мяч, шар, колесо, солнце, луна, вишня,
яблоко) – что бывает длинным? (дорога, река,
верёвка, лента, шнур, нитка) – что бывает
высоким? (гора, дерево, скала, человек, столб,
дом, шкаф) – что бывает колючим? (ёж, роза,
кактус, иголки, ёлка, проволока)
«Обобщающие понятия»
Цель: расширение словарного запаса за счёт
употребления обобщающих слов, развитие
внимания и памяти, умение соотносить
родовые и видовые понятия.
Вариант 1. Ход: педагог называет обобщающее
понятие и бросает мяч поочерёдно каждому
ребёнку. Ребёнок, возвращая мяч, должен
назвать относящиеся к тому обобщающему
понятию предметы. педагог: -Дети: Овощи –
картофель, капуста, помидор, огурец, редиска
Вариант 2. Педагог называет видовые понятия,
а дети – обобщающие слова.
Дети: Огурец, помидор-Овощи.
«Хорошо – плохо»
Цель: знакомство детей с противоречиями
окружающего мира, развитие связной речи,
воображения.
Ход: педагог задаёт тему обсуждения. Дети,
передавая мяч по кругу, рассказывают, что, на
их взгляд, хорошо или плохо в погодных
явлениях. Педагог: Дождь. Дети: Дождь – это
хорошо: смывает пыль с домов и деревьев
полезен для земли и будущего урожая, но
плохо – намочит нас, бывает холодным.
Педагог: Город. Дети: Хорошо, что я живу в
городе: можно ездить в метро, на автобусе,
много хороших магазинов, плохо – не увидишь
живой коровы, петуха, душно, пыльно.
«Назови ласково»
Цель: закрепление умения образовывать
существительные при помощи уменьшительно-
ласкательных суффиксов, развитие ловкости,
быстроты реакции.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет
первое слово (например, шар, а ребёнок,
возвращая мяч, называет второе слово (шарик).
Слова можно сгруппировать по сходству
окончаний. Стол-столик, ключ-ключик. Шапка-
шапочка, белка-белочка. Книга-книжечка,
ложка-ложечка. Голова-головка, картина -
картинка. Мыло-мыльце, зеркало-зеркальце.
Кукла-куколка, свёкла-свёколка. Коса-косичка,
вода-водичка. Жук-жучок, дуб-дубок. Вишня-
вишенка, башня-башенка. Платье-платьице,
кресло-креслице.
Дай определение словам
Цель: активизация словаря, развитие
связной речи, внимания, мышления
Ход игры: я начну, а ты закончи:
Мама (какая) – добрая, ласковая, строгая
Праздник (какой) – веселый, долгожданный
Где Петрушка?
Наглядный материал: кукольная мебель,
игрушечный Петрушка
Ход игры: воспитатель передвигает Петрушку
в кукольной комнате: сажает на стул, на дива,
за стол, прячет за шкаф, за диван.
Дети объясняют, где Петрушка – Петрушка
сидит на стуле…
«Весёлый счет»
Цель: закрепление в речи детей согласования
существительных с числительными.
Ход: педагог бросает мяч ребёнку и произносит
сочетание существительного с числительным
«один», а ребёнок, возвращая мяч, в ответ
называет это же существительное, но в
сочетании с числительным «пять», «шесть»,
«семь», «восемь». Пример: Один стол – пять
столов Один слон – пять слонов
Один журавль – пять журавлей
Один лебедь – пять лебедей
Одна гайка – пять гаек
Одна шишка – пять шишек
Один гусёнок – пять гусят
Один цыплёнок – пять цыплят
Один заяц – пять зайцев
Одна шапка – пять шапок
Одна банка – пять банок.
«Кто кем был?»
Цель: развитие мышления, расширение
словаря, закрепление падежных окончаний.
Ход: педагог, бросая мяч кому-либо из
детей, называет предмет или животное, а
ребёнок, возвращая мяч логопеду, отвечает на
вопрос, кем (чем) был раньше названный
объект: Цыплёнок – яйцом Хлеб – мукой
Лошадь – жеребёнком Шкаф – доской
Корова – телёнком Велосипед – железом
Дуд – жёлудем Рубашка – тканью
Рыба – икринкой Ботинки – кожей
Яблоня – семечкой Дом – кирпичём
Лягушка – головастиком Сильный – слабым
Бабочка – гусеницей Взрослый – ребёнком
«Чья голова?»
Цель: расширение словаря детей за счёт
употребления притяжательных прилагательных.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, говорит:
«У вороны голова…», а ребёнок, бросая мяч
обратно, заканчивает: «…воронья».
Например: У рыси голова – рысья.
У рыбы – рыбья У кошки – кошачья
У сороки – сорочья У лошади – лошадиная
И т. д.
«Подбери словечко»
Цель: развитие навыков словообразования,
подбор родственных слов.
Например: пчела – пчёлка, пчёлочка,
пчелиный, пчеловод, пчёлы и т. д.
«Лови да бросай – цвета называй»
Цель: подбор существительных к
прилагательному, обозначающему цвет.
Закрепление названий основных цветов,
развитие воображения у детей.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет
прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок,
возвращая мяч, называет существительное,
подходящее к данному прилагательному.
- Дети: Красный -мак, огонь, флаг
Оранжевый – апельсин, морковь, заря
Жёлтый -цыплёнок, солнце, репа
Зелёный-огурец, трава, лес
Голубой -небо, лёд, незабудки
Синий- колокольчик, море, небо
Фиолетовый -слива, сирень, сумерки
С мишкой
Цель: учить использовать глагол ЛЕЖАТЬ в
повелительном наклонении
Наглядный материал: медвежонок, кровать
Ход игры:
Воспитатель: этот мишка охотно ложится на
бочок, спину, живот. Надо попросить его об
этом. Дети просят мишку употребляя глагол
ЛЯГ. Усложняя задание, воспитатель создает
новую игровую ситуацию с любой другой
игрушкой
Узнай по описанию
Цель: продолжать учить составлять
описательные рассказы, узнавать предмет по
описанию
Материал: изображения предметов с
незначительными отличиями во внешнем виде
Ход игры: у каждого из детей по 2-3 картинки.
Воспитатель описывает какой-нибудь предмет.
Дети должны угадать, о каком изображении
идет речь и показывать его.
Усложнение:
1. Дети объясняют свой выбор
2. Роль водящего выполняет ребенок
Отгадай-ка
Цель: упражнять детей в составлении
описательных рассказов, развивать умение
внимательно слушать товарища
Ход игры: водящий описывает какой-либо
предмет, не называя его. Остальные играющие
должны по описанию узнать предмет.
Назвавший его правильно становится водящим.
Воспитатель: ребята, я напомню вам план,
который поможет вам при описании предмета:
Расскажите, из какого материала он сделан, из
каких частей состоит, каких они форм, если
есть, то скажите, какими узорами он украшен.
В конце назовите для чего можно использовать?
Что изменилось?
Цель: развитие внимания, связной речи, умение
описывать предмета.
Ход игры: на столе расположены предметы в
определенной последовательности.
Воспитатель: посмотрите внимательно на
предметы, запомните как они расположены.
Потом, когда вы отвернетесь, я что-то изменю.
Когда вы повернетесь обратно, вы должны
внимательно посмотреть, как лежат предметы, и
сказать мне что изменилось?
Усложнение:
1. Описать предмет, которого не стало
2. рассказать о месте, где он стоял
3. на какой звук начиналось название этого
предмет
Где мишка искала свой мяч?
Цель: привлечь внимание детей к различным вариантам пространственных отношениям
между предметами, активизировать в их речи предлоги ПОД, ЗА, НА, ОКОЛО, С. Учить
изменять падежные окончания существительных
при употреблении различных предлогов.
Ход игры: воспитатель спрашивает, дети отвечают
Что делает мишка? (спит)
Где спит мишка? (на кровати)
Что сейчас делает мишка? (встал)
Он проснулся. А разве он уже встал с кровати?
(не встал, еще сидит)
Где он сидит? (на кровати)
Поиск мяча для мишки (за диваном, за столом)
Назови как можно больше предметов
Цель: упражнять детей в чётком произношении
слов.
Ход.
Воспитатель предлагает детям посмотреть
вокруг себя и назвать как можно больше
предметов, которые их окружают (назвать
только те, что находится в поле их зрения)
Воспитатель следит, чтобы дети правильно и
чётко произносили слова, не повторялись.
Когда малыши не смогут больше ничего
назвать сами, воспитатель может задавать им
наводящие вопросы: «Что висит на стене?»
и т. д.
Сорока
Цель: соотносить глагол с действием, которое он обозначает и с субъектом, который это действие производил.
Материал: иголки, очки, мыло, звонок, щётка, утюг. Кисть, веник, игрушка – птица Сорока.
Ход. Воспитатель: Пока вы были дома, в
детский сад прилетела сорока и собрала в свою
сумку разные вещи. Давайте посмотрим, что
она взяла. (Воспитатель раскладывает предметы)
Далее происходит диалог между детьми и
сорокой: Дети: Сорока, сорока, отдай нам
мыльце. Сорока: Не дам, не отдам, возьму ваше мыльце. Отдам моему сорочонку умыться.
Дети: Сорока, сорока, отдай нам иголку!
Сорока: Не дам, не отдам, возьму я иголку
Сорочку сошью своему сорочонку, и т. д.
В:Ты, сорока, не спеши. Ты у деток попроси и
все тебя они поймут. Всё что надо подадут.
В: Что ты хочешь сделать, сорока? (Почистить,
погладить, покрасить) В: Дети,
что для этого нужно сороке? (Дети
называют и приносят
все предметы). Сорока
благодарит и улетает. 1
Разноцветный сундучок
Цель: учить детей при согласовании
существительных среднего (женского) рода с
местоимением ориентироваться на окончание
слова.
Материал: шкатулка, предметные картинки по
количеству детей.
Ход.
Воспитатель:
Я картинки положила
В разноцветный сундучок.
Ну-ка, Ира, загляни-ка,
Вынь картинку, назови.
Дети вынимают картинку и называют, что на
ней изображено.
«Волшебный кубик»
Игровой материал: кубики с картинками на
каждой грани.
Правила игры. Ребёнок бросает кубик. Затем
он должен изобразить то, что нарисовано на
верхней грани, и произнести соответствующий
звук.
Ход.
Ребё нок вместе с воспитателем произносит:
«Вертись, крутись, на бочок ложись», - и
кидает кубик. На верхней грани – например,
самолёт. Воспитатель спрашивает: «Что это?»
и просит съимитировать гул самолёта.
Аналогично разыгрываются и другие грани
Кубика
«Эхо»
Правила игры. Педагог громко произносит
любой гласный звук, а ребёнок повторяет его,
но тихо.
Ход.
Воспитатель громко говорит: А-А-А. ребёнок-
эхо тихо отвечает: а-а-а. И так далее. Можно
так же использовать сочетание гласные звуков:
ау, уа, эа и т. д
«Необычная песенка»
Правила игры. Ребёнок распевает гласные
звуки на мотив любой знакомой ему мелодии.
Ход.
Воспитатель. Однажды жуки, бабочки и
кузнечики поспорили, кто лучше всех споёт
песенку. Первыми выступили большие, толстые
жуки. Они важно пели: О-О-О. (Дети пропевают мелодию на звук О). Затем выпорхнули бабочки.
Они звонко и весело запели песенку. (Дети
исполняют ту же мелодию, но на звук А). Последними вышли музыканты-кузнечики, они заиграли на скрипочках – И-И-И. (Дети напевают
эту же мелодию на звук И). Тут на полянку
вышли все и начали распевку со словами. И
сразу же все жуки, бабочки, кузнечики поняли,
что лучше всех поют наши девочки и мальчики.
«Козлята и волк»
Цель. Заканчивать сказку по её началу.
Материал. Фланелеграф и атрибуты к сказке
«Коза с козлятами», зайчик
Ход.
Воспитатель рассказывает начало сказки,
демонстрируя фигурки персонажей.
- Слушайте, что было дальше: Ушла коза снова
в лес. Козлята остались дома одни. Вдруг в дверь
снова постучали. Козлята испугались,
попрятались. А это был маленький /показ/…
( Дети договаривают: зайчик)
Воспитатель: зайчик говорит….
Дети: не бойтесь меня, это я – маленький
зайчик. Воспитатель: Козлята угостили его….
Дети: морковкой, капустой…
Воспитатель: потом они стали…
И т. д.
«Буратино-путешественник»
Цель. Ориентироваться в значении глаголов.
Материал. Кукла Буратино.
Ход.
Буратино – путешественник. Он путешествует
по многим детским садам. Он расскажет о своих
путешествиях, а вы отгадаете, в каких комнатах
детского сада или на улице он побывал. Зашёл
в комнату, где дети засучивают рукава,
намыливают руки, вытираются.
- Зевают, отдыхают, спят…
- Пляшут, поют, кружатся…
Был Буратино в детском саду, когда дети:
- приходят, здороваются… (Когда это бывает)
- обедают, благодарят…
- одеваются, прощаются…
- лепят снежную бабу, катаются на санках
«Прятки»
Цель. Формирование морфологической стороны
речи. Подвести детей к пониманию предлогов
и наречий, имеющих пространственное значение
(в, на, за, под, около, между, рядом, слева,
справа)
Материал. Мелкие игрушки.
Ход.
Изготовленные заранее игрушки воспитатель
прячет в разных местах групповой комнаты, а
затем, собрав вокруг себя детей. Сообщает им:
«Меня известили, что у нас в группе поселились
непрошенные гости. Следопыт, который вёл за
ними наблюдение, пишет, что кто-то спрятался
в верхнем правом ящике письменного стола.
Кто пойдёт на поиски? Хорошо. Нашли?
Молодцы! А кто-то спрятался в уголке игрушек,
за шкафом? (Поиски). Кто-то под кукольной
кроватью; кто-то на столе; что стоит справа от
меня». Т. О. дети отыскивают всех
непрошенных гостей, прячут их в
коробочку и договариваются, что
снова поиграют с их помощью
в прятки.
«Назови три слова"
Цель: активизация слова
Ход. Дети становятся в шеренгу. Каждому
участнику по очереди задаётся вопрос. Нужно,
делая три шага вперёд, давать с каждым шагом
три слова-ответа, не замедляя темпа ходьбы.
Что можно купить? (платье, костюм, брюки)
Что можно варить? Что можно читать?
Чем можно рисовать? Что может летать?
Что может плавать? Что (кто) может скакать?
И т. д.
"Кому угощение?"
Цель: употребление трудных форм сущест-ых
Воспитатель говорит, что в корзинке подарки
для зверей, но боится перепутать кому что.
Просит помочь. Предлагаются картинки с
изображением медведя, птиц - гусей, кур,
лебедей, лошади, волка, лисы, рыси, обезьяны,
кенгуру, жирафа, слона. Кому мёд?
Кому зерно? Кому мясо?
Кому фрукты?
Чудесный мешочек.
Цель: учить детей описывать предметы,
воспринимаемые на ощупь и угадывать их по
характерным признакам.
Материалы: овощи и фрукты характерной
формы и различной плотности: лук, свекла,
помидор, слива, яблоко, груша и др.
Ход игры: Предложить достать из мешочка
предмет, но сначала его ощупать, назвать его
характерные признаки и сферу применения
Куда что положить?
Цель: формировать умение группировать
знакомые предметы по общему признаку
(посуда, овощи, одежда и т. д., формировать
умение различать предметы по цвету.
Материал: поднос, шкаф, корзина, посуда
(тарелка, ложка, чашка, кастрюля и т. д.);
одежда (платье, трусы, носки, куртка и т. д.);
овощи (морковь, картошка, свекла, лук, и т. д.)
Ход: По одному достает три предмета (тарелку,
платье, морковь, спрашивая, что это за предмет
и каково его назначение. Выслушав ответы
детей, уточнить их. Объяснить, что посуду надо
ставить на поднос, одежду лучше положить в
шкаф, а овощи сложить в корзину.
Добавь слово.
Цель: развивать слуховое внимание, продолжать
знакомить детей с многообразием слов.
Ход. Педагог предлагает детям послушать
двустишие и закончить фразу.
Не послушал зайка папу, отдавили зайке (лапу).
Дети в скверике сидели и мороженое. (ели).
А возле этой елки бродили злые. (волки).
Часто к озеру напиться ходит рыжая. (лисица).
Стала жаба важно квакать: «Ква-ква-ква, не
надо. (плакать)».
Мы не ели, мы не пили, бабу снежную (лепили).
Я не бегаю к врачу, я сама его. (лечу).
Я сегодня сбилась с ног, у меня пропал (щенок).
Как у нашей дочки розовые. (щечки).
Лучше мама не пищи, ты мне няньку (поищи).
Дидактическая игра «Доскажи слово»
Цель: учить отчетливо произносить
многосложные слова громко, развивать
слуховое внимание.
Ход игры: Воспитатель произносит фразу, но
не договаривает слог в последнем слове. Дети
должны закончить это слово.
Ра-ра-ра — начинается иг ….
Ры-ры-ры — у мальчика ша…
Ро-ро-ро — у нас новое вед…
Ру-ру-ру — продолжаем мы иг.
Ре-ре-ре — стоит дом на го…
Ри-ри-ри — на ветках снеги…
Ар-ар-ар — кипит наш само….
Ры-ры-ры — детей много у го…