Пак Юлия
Подборка дидактических игр на развитие логического мышления старших дошкольников посредством блоков Дьенеша
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическая игра «Построй дорожку»
Цель: Развитие умений выделять свойства предметов, абстрагировать их от других, следовать определённым правилам.
Задачи:
Образовательные:
-Совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, форме предметов, размере, цвете.
Развивающие:
- Развивать мыслительные умения: (сравнивать геометрические фигуры по форме, цвету, величине, толщине, анализировать, классифицировать, обобщать).
Воспитательные:
Публикация «Подборка дидактических игр на развитие логического мышления старших дошкольников посредством блоков Дьенеша» размещена в разделах
- Блоки Дьенеша
- Дидактические игры
- Логическое мышление
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Воспитывать познавательный интерес к играм с блоками Дьенеша, следовать социальным нормам поведения и правилам игры, а также в разных ситуациях общения.
1 вариант (дети строят дорожки по готовым правилам)
Оборудование: картинки, логические блоки.
Организационные правила: участвуют от 2-х до 6 человек.
Игровая задача: нужно построить дорожку, как на картинке.
Игровое правило: нужно построить дорожку, точно также как на картинке.
Ход игры: ребята, посмотрите. У вас есть вот такие вот ряды фигур на картинке. Вам нужно с помощью блоков выложить на столе, точно такой же ряд, а потом его зарисовать. Кто все сделает верно тот и выиграл!
2 вариант (дети продолжают дорожки, где есть начало из двух фигур)
3 вариант (дети строят дорожки, которые придумали сами).
Дидактическая игра «Угадай фигуру»
Цель: развивать логическое мышление, внимание, умения кодировать и декорировать информацию о свойствах.
Задачи:
Образовательные:
- Совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, форме предметов, размере, цвете;
- Мотивировать детей к самостоятельному усвоению элементарных навыков алгоритмической культуры мышления;
- Формировать способность производить действия в уме;
Развивающие:
- Развивать мыслительные умения: (сравнивать геометрические фигуры по форме, цвету, величине, толщине, анализировать, классифицировать, обобщать);
Воспитательные:
- Воспитывать познавательный интерес к играм с блоками Дьенеша, следовать социальным нормам поведения и правилам игры, а также в разных ситуациях общения.
1 вариант (дети ставят и зарисовываю фигуру в окошко)
Оборудование: Логические блоки. Карточки с изображением фигур, но с пустыми окнами
Организационные правила: участвуют от 2-х до 6 человек.
Игровая задача: нужно заполнить пустое окошко.
Игровое правило: нужно заполнить, правильно, пустое окошко.
Ход игры: ребята, посмотрите. У вас есть вот такие вот домики. Но посмотрите, тут пропущено окошко. Ваша задача, определить какая фигура пропущена, найти эту фигуру и нарисовать ее в это окошко.
2 вариант (Дети сами составляют домик с закономерностью)
Дидактическая игра «Цепочка»
Цель: Развитие умения анализировать, выделять свойства фигур, находить фигуру по заданному признаку.
Задачи:
Образовательные:
- Совершенствовать способность производить действия в уме;
Развивающие:
- Развивать мыслительные умения: (сравнивать геометрические фигуры по форме, цвету, величине, толщине, анализировать, классифицировать, обобщать);
Воспитательные:
- Воспитывать познавательный интерес к играм с блоками Дьенеша, следовать социальным нормам поведения и правилам игры, а также в разных ситуациях общения.
Оборудование: Логические блоки.
Организационные правила: участвуют от 2-х до 4-х детей.
1 вариант (дети делают цепочку по заданной характеристике)
Игровая задача: нужно построить цепочку из блоков по определенному заданию.
Игровое правило: нужно построить цепочку правильно.
Ход игры: ребята, посмотрите. у вас на столе блоки, ваша задача построить как можно длиннее цепочку. Кто построит и зарисует цепочку правильно первым, тот и выиграл!
Варианты построения цепочки:
• Чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера, толщины);
• Чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур (по цвету и размеру, по размеру и толщине и т. п.);
• Чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме и т. д. ;
• Чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета).
2 вариант (дети придумывают сами задания к созданию цепочки)
Дидактическая игра «Этажи»
Цель: развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам. Упражнять в счете. Развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление.
Задачи:
Образовательные:
- Совершенствовать способность производить действия в уме;
Развивающие:
- Развивать мыслительные умения: (сравнивать геометрические фигуры по форме, цвету, величине, толщине, анализировать, классифицировать, обобщать);
Воспитательные:
- Воспитывать познавательный интерес к играм с блоками Дьенеша, следовать социальным нормам поведения и правилам игры, а также в разных ситуациях общения.
Оборудование: Логические блоки.
Организационные правила: участвуют от 2-х до 4-х детей.
1 вариант (дети заполняют домик по заданной характеристике)
Игровая задача: нужно расставить блоки на этажах в соответствии с заданием.
Игровое правило: нужно построить этажи правильно.
Ход игры: ребята, посмотрите. У вас есть вот такие вот домики. Давайте, посмотрим жители в этом домике есть? Давайте заселим жителей так, чтобы жители на разных этажах не были одинаковыми. (на каждом этаже 4-5 фигур)
- деталь такой же формы, но другого размера (или цвета)
- строим дом с другими деталями по цвету и размеру.
2 вариант (дети заполняют домики)
3 вариант (дети составляют задания в заполнении этажей домика, сами)
Дидактическая игра «Открой замок»
Цель: развитие логического мышления.
Задачи:
Образовательная:
- Совершенствовать способность производить действия в уме;
Развивающие:
- Развивать мыслительные умения: (сравнивать геометрические фигуры по форме, цвету, величине, толщине, анализировать, обобщать, кодировать и декодировать информацию);
Воспитательные:
- Воспитывать познавательный интерес к играм с блоками Дьенеша, следовать социальным нормам поведения и правилам игры, а также в разных ситуациях общения.
Оборудование: Логические блоки, рисунок замка.
Организационные правила: участвуют от 2-х до 4-х детей, каждому участнику (можно разделить детей на команды из 2-х детей).
1 вариант (дети смотрят на замок и разгадывают шифр)
Игровая задача: нужно спасти жителей.
Игровое правило: нужно отгадать шифр на замке.
Ход игры: Ребята, однажды в волшебном городе был злодей. И он очень не любил, когда на улице праздновали какие-то праздники. И однажды этот злодей заколдовал все замки на домах волшебного города. Давайте, поможем жителям волшебного города и откроем все замки? Нам с вами нужно разгадать шифр на замке, и жители будут свободны.
2 вариант (детям дан один параметр шифра и дети придумывают дальше шифр и зарисовывают его, а потом меняются замочками друг с другом)
3 вариант (дети сами создают шифр (зарисовав его) и дают друг другу разгадывать.)