Алие Серверовна Эмирусейнова
Опыт работы по военно-патриотическому воспитанию учащихся школы-интерната
▼ Скачать + Заказать документы
«ПО СЛЕДАМ
НАРОДНОГО ПОДВИГА»
(ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ)
(Выступление из опыта работы на конкурсе
«Воспитатель года - 2018»)
Воспитатель : Эмирусейнова А. С.
Публикация «Опыт работы по военно-патриотическому воспитанию учащихся школы-интерната» размещена в разделах
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- День Победы. Школьные уроки и сценарии к 9 мая
- Коррекционная школа (интернат). Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
В наш современный век падения нравственности и духовности проблема патриотического воспитания для обучающихся является приоритетной. Нынешнее молодое поколение не видело войны, личной патриотической деятельности у них не было. А ведь патриотизм - это любовь к Отечеству. Чтобы воспитать патриота, нужно пробудить чувства, оживить представления через поисковую работу.
Я считаю, что история Отечества - это не только памятники культуры, но историческая память тех, которые осознают себя потомками
предшествующих поколений. Ведь незнание прошлого, не имеет и будущего. Поэтому изучение истории своей малой Родины - необходимое условие формирования патриотизма и исторического сознания. Эта надобность закрепление такими нормативными актами как Указ Президента РФ «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания» от 20.10.2012 г.
Национальная доктрина образования РФ одной из приоритетных задач объявляет воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью.
Я вместе с обучающимися своего класса продолжаю вести поисковую работу по исследованию партизанского движения в Крыму в годы Великой Отечественной войны.
Партизанское движение в Крыму является одной из ярких, трагических и малоизвестных страниц истории войны. Оно сыграло заметную роль в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. Сохранить память о подвиге героев, научить воспитанников уважать ветеранов войны я считаю главным направлением воспитательной работы и патриотическое воспитание ее приоритетным началом. На этот учебный год были поставлены следующие цели:
• Воздать честь подвигу оставшихся в живых участникам партизанского движения;
• Научить чтить память погибших героев войны, вызывать стремление быть достойными их подвига;
• Воспитывать патриотические чувства в коллективе детей.
Воплощению цели в жизни должны способствовать такие задачи:
• Расширить знания обучающихся о событиях Великой Отечественной войны, партизанского движения в Крыму;
• Сформировать у обучающихся интерес к культурному наследию малой Родины;
• Повысить у них чувство гордости за достижения земляков;
• Ввести патриотическое сознание на качественно новый уровень. Воспитание любви к Родине необходимо для полноценного развития
личности ребенка.
Непреходящее значение патриотического воспитания вытекает из двух основополагающих компонентов - потребностей развития личности ребенка и потребности социума, государства. Только человек, уважающий себя, способен несмотря ни на что любить свою Родину. Уважение к историческому прошлому страны, понимание своеобразия природы, культурного наследия служат основой для развития таких качеств личности, как чувство собственного достоинства, уверенности в своих силах. Государство должно быть заинтересовано в патриотическом воспитании своих граждан, поскольку от их взглядов и убеждений зависит и безопасность, и развитие экономического потенциала страны. Обучающиеся младшего школьного возраста еще не разбираются в политических и
социально-политических противоречиях. Поэтому для них важно любить
?
свою семью, свои родной город, дружить со сверстниками, годиться своей Родиной.
Растить юных граждан - патриотов для своей страны - нет более благородной и актуальной цели для воспитания.
В своей работе я опиралась на разнообразие и богатство материала о войне, на воспоминаниях участников боевых действий тех времен, знакомство с участниками исторических событий, их родными и близкими.
Свою работу я начала с классных часов, бесед, провела рейд под девизом «О тех, кто рядом» :
- поиск людей интересной судьбы, которые живут и работают рядом с нами.
В работе использую такие формы работы :
- встречи «Мой прадед - фронтовик»;
- игры - путешествия «На земле, в небесах и на море»;
- выставки детского творчества;
- беседы «Слава городов - героев вечна», «Только он не вернулся из боя».
- уход за могилами павших воинов
-литературные викторины «Бастионы доблести»;
-однодневные походы по местам боевой славы.
Неизгладимый след оставила у обучающихся моего класса встреча с партизаном нашей Салгирской долины Костеловым Борисом, проживающим в селе Пионерское. Это живой свидетель тех страшных времен, когда 6-й партизанский отряд защищал трассу Симферополь - Ялта.
Он рассказал нам, как фашисты - подрывники хотели взорвать Аянское водохранилище. В апреле 1944 года партизаны шестого отряда Южного соединения, командир отряда Дементьев Николай, атаковали у села Джалман (с. Пионерское) отступающего противника. В схватке было уничтожено более 100 гитлеровских солдат и офицеров. Среди взятых в плен оказались подрывники с большим количеством взрывчатых веществ, предназначенных для диверсии на расположенном Аянском водохранилище. Единственный источник, питавший в то время город водой, был спасен.
Костелов Борис рассказал ребятам, как подпольщики вели активную разведывательную и диверсионную работу. Так большой урон врагу понесла подпольная группа во главе с заместителем начальника железнодорожной станции г. Симферополь Ефремовым В. К. На станции Битумной был взорван состав с авиабомбами, в результате разрушены железнодорожные пути и здания станции, движение поездов было задержано на сутки. В ходе боев командир взвода был расстрелян немцами.
Костелов Борис не мог не рассказать о группе партизан во главе с командиром отряда Н. А. Сорокой. Эта группа атаковала в селе Заречном школу, которую гитлеровцы превратили в укрепляющий пункт. Оттуда бил пулемет - не подойти. И тогда боец Гавриил Андрейченко поднялся во весь рост и метнул в окно школы одну за другой гранаты. Осколком был ранен. Партизаны ворвались в здание.
Теперь на месте боевых действий стоит памятник - это «Партизанская шапка» - один из лучших памятников в честь народных мстителей, на которых высечены имена героев - партизан, погибших за Родину, патриотов многих национальностей, сражавшихся плечом к плечу против общего врага.
Мы с ребятами систематически посещаем библиотеку. Совместное чтение книг о Великой Отечественной войне систематизирует
положительный жизненный опыт, развивает навыки коммуникативной деятельности, воспитывает чувство патриотизма. В книге Шамко «По следам народного подвига» рассказывается о 12-ти крымских партизанах, жертвах фашизма в с. Дубки, в Бахчисарае, Алуште, на горе Ай-Петри, в Феодосии, а Аджимушкае, в Белогорске.
А об актерах Симферопольского русского драматического театра - членах подпольной группы «Сокол» рассказывает фильм «Они были актерами», снятого по повести Георгия Северского.
Во внеурочное время, используя интернет-ресурсы, мы разбираем также подвиги ребят, которые были сверстниками с обучающимися.
При смысловом анализе текста о подвиге Марата Козея у учащихся развиваются навыки речевого мышления и познавательной деятельности в целом, а это оказывает влияние на формирование личности. На занятии идет работа по обогащению словаря. По заданию учащиеся подбирают слова, обсуждают, сравнивают содержание с прочитанным ранее.
Встречи с героическими личностями, интересными судьбами помогают открыть в себе запас доброты и душевной красоты. Ребята учатся жить в мире людей, оценивать поступки героев, характеризовать их. На таких занятиях дети особенно стараются правильно произносить «трудные звуки», соблюдать нужную интонацию.
Постепенно ребята учатся разбираться в собственных мыслях, чувствах, переживаниях.
Во внеурочное время обучающиеся рисуют понравившихся героев, пересказывают запомнившиеся эпизоды. Так формируются важнейшие нравственные ценности, образуется связь между военными событиями и поведением в реальной жизни.
Также мы активно участвовали в конкурсе чтецов (заняли третье место, в заседании литературной гостиной. Ежегодно в нашей школе - интернате проходят общешкольные мероприятия, посвященные Дню Победы. В этом году мои ученики участвовали в празднике (Трушанова В., Чупахин Л., Жидовцев И., Ходыко Р.).
На уроках музыки прослушивают и исполняют песни военных лет. Так прививается чувство сопричастности к делам и подвигам предыдущих поколений, происходит осмысление собственной жизни.
Подводя итоги, следует отметить, что сущность патриотического воспитания в деятельности, направляет на активное познание окружающей действительности.
Практика показывает, что только целенаправленная работа помогает воспитывать чувства патриотизма, показывает обучающимся любовь к Родине и раскрывает их моральные, духовные и человеческие качества.
Проводя исследование, я выяснила, что у детей повысился уровень сформированности патриотических качеств. Все, что мы делали, помогло детям осознать суть патриотизма не на словах, а на деле.
И главный результат - это интерес детей к исследовательской работе, к изучению истории родного края.
Достаточно быть внимательным к людям, живущим вокруг нас, перелистать страница, старых газет, совершить небольшую экскурсию по родному краю, и тогда малая Родина откроет тебе массу своих тайн и фактов, которые вызовут любовь и уважение к родной земле, гордость за ее историю и культуру.
Поисковая работа важна, прежде всего, для нас самих, потому что она воспитывает в детях патриотические и гражданские чувства и приобщает их к культуре родного края.
План мероприятий
№/п Название Основные
мероприятия Сроки
выполнения
1 «Дорогие сердцу места». Экскурсия по трассе Симферополь - Алушта. В течение учебного года
2 «Их именами названы улицы Симферополя» Экскурсия по городу Симферополю Ноябрь - декабрь
3 «Так много песен о войне» Литературно-музыкальная композиция (стихи и песни) Январь
4 «Мы помним» Устный журнал Февраль
5 «Маршруты мужества» Заочная экскурсия по городам Крыма.
1) Симферополь -
Бахчисарай
Севастополь;
2) Феодосия - Керчь. Март- апрель
6 Посещение музея Тавриды. Экскурсия Апрель
7 «Партизанское и подпольное движение» Встреча с ветеранами Апрель - май
8 Военно-патриотическая игра «Зарница» Май
9 «Вот мой край, таинственный как чудо» Конкурс видеороликов и презентаций Май