Ольга Барынина
Конспект мероприятия по экологии для учащихся школы-интерната «Нам этот мир завещано беречь»
▼ Скачать + Заказать документы
ГКОУКО «Козельская школа – интернат».
2015-2016 учебный год.
Цель: формирование представлений детей об ответственности за окружающий мир планеты.
Задачи:
- расширять представления детей о необходимости охраны животного и растительного мира природы;
- познакомить детей с «Красной книгой», растениями, которые занесены в нее;
- развивать умение работать с различными информационными ресурсами.
- воспитывать у учащихся доброту, сострадание ко всему живому;
Планируемые достижения учащихся :
-понять, что сохранение жизни на земле в руках человечества;
Публикация «Конспект мероприятия по экологии для учащихся школы-интерната „Нам этот мир завещано беречь“» размещена в разделах
- Коррекционная школа (интернат). Материалы для педагогов
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- учиться беречь природу;
- усвоить необходимость соблюдения экологических правил.
Оборудование:
- мультимедийная презентация, фотографии и слайды растений, занесённых в «Красную книгу»,
- «Красная книга Калужской области»
- выставка плакатов-рисунков «Берегите природу!»,
- кроссворд о животных и растениях.
Слайд 1.
Классный час я предлагаю начать с разгадывания кроссворда и отгадывания загадок.
У занесенных снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой,
Нашли мы маленький цветочек,
Полузамерзший, чуть живой. (Подснежник)
Есть на речке лесорубы
В серебристо-серых шубах.
Из деревьев веток, глины
Строят прочные плотины. (Бобры)
И матушка родная и мачеха злая
Бок о бок живут - через стеночку (Мать - и – мачеха)
На лугу со всех сторон
Лёгкий – лёгкий, тонкий – тонкий,
Будто слышится мне звон. (Колокольчик)
Полосат, да не зебра,
С усами, да не кот. (Тигр)
Есть трава-полёвка, синяя головка,
По кроям коронки – зубчики-воронки. (Василёк)
Это старый наш знакомый: он живет на крыше дома-
Длинноногий, длиннохвостый, длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту за лягушками в болото. (Аист)
В добротной избушке старушка живёт.
Порой на прогулку тихонько идёт.
То в зарослях бродит, то выйдет к воде
Хотя не выходит из дома нигде. (Черепаха)
Внимательно посмотрите на вертикальные столбцы и найдите слово, которое записано в одном из них. Какое слово получилось? (Помогите)
Как вы думаете, о какой помощи просят растения и животные? Почему они взывают о помощи к нам, людям? Что может произойти с животными, растениями, реками, озерами, если люди не возьмут на себя заботу о планете Земля? Вот об этом мы и поговорим сегодня.
Тема нашего занятия «Нам этот мир завещано беречь!»
І. Учитель читает стихотворение.
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть ещё природы храм –
С цветами, тянущими руки,
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
(С. Смирнов)
О чём это стихотворение?
Древние люди поклонялись храму природы. Они понимали, что полностью зависят от природы. Человек знал, что земля его поит, кормит, обувает, одевает, веселит и карает.
Но постепенно человек стал отгораживаться от окружающего его мира.
Слайд 2
Действительно, всё чаще мы видим неухоженные поля, горы мусора, загрязнённые реки, высохшие озёра, вырубленные леса. Мы перестали беречь то, что подарила нам природа.
“Покорять природу и не ждать от неё милости”– это лозунги не столь далёкого времени сделали своё недоброе дело. Из богатейшего набора растений и животных исчезли многие виды.
Слайд 3
Учёные подсчитали, что только за последние 200 лет полностью уничтожено более 200 видов животных и растений. По 1 виду в год. И всё потому, что человек не зная, а, попросту не желая признавать законы природы, напористо и грубо вмешивается в неё. Кто-то скажет: «Ну, подумаешь, исчезнут какие-то животные, растения! Обойдёмся и без них». Нет! Не обойдёмся. И если люди будут по частям уничтожать природу, то погибнут сами. Ведь человек является частью природы.
Поняв это, люди во всём мире стали объединяться, чтобы вместе охранять природу. В 1948 году учёные всего мира создали Международный союз охрана природы.
По заданию этого союза зоологи, биологи, экологи стали изучать каким животным и растениям планеты надо помочь. Затем эти списки издали в виде книги. Так появилась Красная книга
Слайд 4
В нашей стране такая книга впервые появилась примерно 35 лет назад.
- Как вы думаете, почему её назвали именно Красной книгой?
Красный цвет – сигнал опасности. Внимание! Не губите растения, не убивайте животных. Она как бы призывает всех людей: растения и животные в беде, не губите их, помогите им!
Красная книга – не закон об охране природы, а лишь факты, собранные учеными о животных и растениях, в неё заносятся редкие и исчезающие растения и животные. Некоторые из них остались в единственных экземплярах.
Слайд 5
Из красной книги мы узнаем, какие виды животных и растений в опасности.
Красная книга призывает изучать эти виды и предупреждает об их исчезновении
Красная книга советует как сохранить эти редкие виды растений и животных.
Часто усилия, предпринимаемые человеком, дают хорошие результаты, о чем свидетельствуют зеленые листы Красной книги, т. е. эти животные и растения уже спасены.
Вы, знаете, что страна наша огромная, есть пустыни, степи, леса, разнообразен животный и растительный мир и поэтому в каждой области нашей Родины, есть своя Красная книга.
Слайд 6.
Сегодня мы отправимся с вами в путешествие по станицам Красной книги Калужской области. (Учитель показывает Красную книгу Калужской области.)
В Красную книгу Калужской области внесены 518 биологических видов: 15 видов грибов, 205 сосудистых растений, 280 видов животных,
Охраняемые законом территории Калужской области национальный парк «Угра» и государственный заповедник «Калужские засеки». Сегодня мы познакомимся с некоторыми редкими растениями, которые занесены в Красную книгу нашей области и которым нужна наша помощь. А расскажет вам о них ученики класса.
Слайд 7. Лилия кудреватая.
Слайд 8. Молодило русское.
Слайд 9. Ирис сибирский (касатик).
Слайд 10. Фиалка душистая.
Слайд 11. Венерин башмачок.
Слайд 12. Вероника седая.
Слайд 13 – слайд 18.
Спасибо ребята! А сейчас я покажу вам другие растения, которые занесены в Красную книгу и которым нужна ваша помощь. Показать слайды: кубышка жёлтая, кувшинка белая, ятрышник шлемоносный, ландыш, ветреница лесная, купальница европейская и другие.
Если вы встретите эти растения на прогулке в лесу, на лугу, помните и скажите другим, что они находятся под охраной государства, эти растения нельзя срывать, топтать ногами, уничтожать, они занесены в красную книгу.
Слайд 19.
Физминутка.
Вот высокая сосна,
К солнцу тянется она! (Потягивания, руки вверх.)
Над поляной дуб старинный
Ветви в стороны раскинул. (Потягивание, руки в стороны.)
А в лесу растёт черника,
Земляника, голубика. (Наклоны вниз, достали до пола)
Чтобы ягоду сорвать,
Надо глубже приседать. (Приседания.)
Нагулялся я в лесу!
Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте.)
Хорошо гулять по лесу!
Но учиться интересней! (Дети садятся за парты.)
А как вы думаете, ребята, чтобы сохранить природу достаточно одной Красной книги?
Ни лес, ни река, ни озера, ни луга, ни растения не могут сами позаботиться о себе. Не могут защитить себя ни птицы, ни насекомые, ни мелкие зверушки.
Что мы можем сделать с вами, чтобы помочь им?
Слайд 20.
Давайте вспомним правила и на доске прикрепим рисунки, которые вы нарисовали, когда, выполняли проект «Береги природу!»
1. Увидели в лесу или на берегу реки мусор - уберите его, закопайте в землю там, где можно, аккуратно сожгите то, что горит.
2. Не ломайте веток, а тем более верхушек у молодых деревьев.
3. Не вытаптывайте молодую поросль.
4. Не повреждай кору деревьев.
5. Не рви в лесу и на лугу цветы. Пусть красивые растения останутся в природе!
6. Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.
7. Не лови диких животных и не уноси их домой.
8. Не подходи близко к гнёздам птиц и не разоряй их.
9. Не оставляй в лесу, на лугу, у реки, у моря мусор. Не бросай его в водоёмы.
10. Не разводи в лесу костры!
11. Первое, с чего начнется ваша дружба с природой, будет то, что вы не принесете ей вреда.
Слайд 21.
Ни на одной планете нет такой красивой природы, как на планете Земля. Давайте беречь и любить её, как поэт - песенник Михаил Пляцковский.
Дети читают стихотворение.
1. Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь…
Всё это называется природа.
Давайте же всегда её беречь!
2. В лучах ромашки солнечного цвета,
Такие, что светлей на свете жить …
Природой, называется всё это,
Давайте же с природою дружить!
3. Летят, звеня дождинки с небосвода,
Клубится на заре тумана дым …
Всё это называется природа.
Давайте же сердца ей отдадим!
4. Прощальный вальс танцует с ветром лето,
Дрожит в окне вечерняя звезда …
Природой, называется всё это,
Давайте же её любить всегда!
Итог занятия:
1. Что нового вы узнали на занятии.
2. Для чего нужна Красная книга?
3. Почему она Красная, а не синяя или желтая?
Слайд 22.-23.
4. Какие растения из красной книги вы знаете?
Я надеюсь, что после сегодняшнего урока вы по-другому будете относиться к природе и сможете пополнить зеленые страницы Красной книги. На нас, людях, лежит нелё гкая обязанность: не дать исчезнуть живому, что так доверчиво окружает нас на земле.
Слайд 24.
На парте у вас маленькая модель земного шара. Нашу планету называют живой, зеленой. Почему?
Возьмите её бережно в руки, и пока на экране идет клип на музыку к песне «Давайте сохраним!», подумайте, что вы можете сделать, чтобы сохранить нашу планету, чтобы через 100 - 1000 и 10000 лет наша земля не погибла, а стала лучше и краше?
Ответы детей.
Я надеюсь наша планета в надёжных руках! Давайте все вместе сохраним жизнь на земле!
Для дружбы, для улыбок и для встреч,
В наследство получили мы планету.
Нам этот мир завещано беречь,
И землю удивительную эту.
Просмотр видео клипа «Давайте сохраним».