юлия шконда
Занятие по развитию речи и ознакомлению с окружающим «Необычайное путешествие» в гостях и Мухи-Цокотухи»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по развитию речи и ознакомлению с окружающим
ЦЕЛИ.
Вспомнить произведения К. И Чуковского и на материале художественного произведения «Муха-Цокотуха», вызвать у детей желание принять участие в разговоре на общую тему.
Учить рассматривать иллюстрации; расширять активный словарь детей словами, обозначающими названия насекомых.
Совершенствовать умение использовать разные части речи точно по смыслу; совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.
Публикация «Занятие по развитию речи и ознакомлению с окружающим „Необычайное путешествие“ в гостях и Мухи-Цокотухи“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- «Муха-Цокотуха», Чуковский К.И.
- «Муха-Цокотуха». Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Закреплять умение отвечать на вопросы и задавать их; воспитывать культуру речевого общения; прививать любовь к драматизации.
Расширять и углублять представления детей о насекомых (их внешнем
виде, пользе, которую они приносят).
Развивать умение правильно выражать свои чувства, преодолевать барьеры в общении, снимать психическое напряжение, создавать здоровое эмоциональное напряжение, бодрое настроение.
Развивать логическое мышление, внимание, память, воображение.
Развивать эмпатию, способность сопереживать, вызывать желание помочь попавшим в беду друзьям.
ХОД.
Дети сидят за столом. На мольберте — портрет К. И. Чуковского.
Воспитатель. Перед вами портрет замечательного детского поэта-сказочника К. И. Чуковского. Давайте вспомним его сказки, которые вы уже читали. (Ответы детей.) Посмотрите на портрет внимательно: К, И. Чуковский вспоминает одну из своих самых любимых сказок. Попробуйте догадаться, о какой сказке идёт речь, по отрывку, который я вам сейчас зачитаю.
Муха денежку нашла.
Дети. Это сказка «Муха-Цокотуха»
Воспитатель. Сейчас мы с вами подойдем к выставке книг. Что изображено на обложках книг? Найдите сказку «Муха-Цокотуха».
Дети рассматривают книжную выставку, находят книгу «Муха-Цокотуха» и кладут ее на стол. Каждый ребенок высказывает свою мысль о том, как по иллюстрации можно найти знакомую сказку.
Воспитатель. А вы любите путешествия и приключения?
Дети. Да!
Воспитатель. Сегодня мы отправимся в чудесное путешествие по сказочной стране Мухи-Цокотухи, где нас ждет немало неожиданностей опасностей и удивительных открытий На всякий случай возьмите с собой шапки-невидимки, они помогут нам спрятаться от врагов и поближе подойти к тем, кто нас боится. Закройте глаза. На счет «три» вы уменьшитесь до размера комара! Раз, два три! Открывайте глаза. Все вещи вокруг стали огромными. Будьте осторожны! Что это за огромная плита перед нами?
Дети. Это книга.
Воспитатель. Действительно, это та самая книга, которую вы принесли со стенда. Смотрите, она закрывается. Скорее бегите за мной в сказку! Волшебная книга вот-вот закроется.
Дети встают; из-за стола. Воспитатель держит «Енотов круг» (мягкий обруч) в вертикальном положении, дети перешагивают через образовавшееся кольцо.
Воспитатель. Мы попали с вами в мир насекомых. Какая чудесная дорожка! Пойдем по ней. Справа — огромные стебли ромашек, слева — непроходи-мые заросли изумрудной травы. Сейчас они кажутся нам деревьями.
Воспитатель под звуки природы ведёт детей к столику, на котором на подставке стоит альбомный лист с изображением домика.
Воспитатель. А вот и домик. Наденьте шапки- неведимки. Отгадайте, кто хозяин домика.
Идёт воин, зенлю роет,
На ногах без копыт,
Есть рога, да не бык. (жук)
После того как дети дают правильную отгадку, воспитатель переворачи-вает домик, и дети видят изображение жука.
Воспитатель. Если мы будем вежливы, то жук не сделает нам ничего плохого, хотя обид он не прощает и умеет за себя постоять. Давайте снимем шапки-невидимки и поздороваемся с ним.
Каждый ребенок выражает свое приветствие жуку.
Жук. Я виж-ж-жу вы гости в нашей стране. Зачем пож-ж-ж-жаловали?
Дети объясняют, что они любят путешествовать, хотят увидеть новые места и познакомиться с их обитателями.
Жук. Повторите мою любимую скороговорку
Жук жуж-ж-жит так,
Что воздух дрож-ж-ж-жит.
(Дети повторяют скороговорку 3 раза.)
Я похож на букву, которая любит жужжать, как и я. Сложите ее из палочек.
Дети работают индивидуально и собирают букву Ж.
Игра «Найди слово»
Жук. А теперь найдите среди букв слово ЖУК.
Каждый ребенок работает индивидуально (см. прил. 1).
Жук. Молодцы! Теперь я уверен, что вы можете продолжать свое путешествие по нашей стране. Если вы пойдете по тропинке, то успеете на праздник к чудесной гостеприимной хозяюшке Мухе-Цокотухе. Берегитесь восьмилапого злодея с крестом на спине!
Дети прощаются с жуком и идут за воспитателем по воображаемой до-рожке под музыкальное сопровождение к следующему домику.
Воспитатель. А вот и следующий домик. Кто в нем живет? Надевайте шапки-невидимки. Прислушайтесь. Слышите гудение?
Черные чернички
В маленькой темничке
Сеточку плетут,
Сласть в нее кладут.
(Пчелы, улей, соты)
Дети отгадывают загадку, в случае затруднения воспитатель задает им наводящие вопросы.
Воспитатель переворачивает домик, и дети видят изображение пчелы.
Воспитатель. Вот она какая, славная труженица и кормилица пчела! А для того, кто заболел, мед — первое лекарство. Кто пил молоко с медом во время болезни? (Ответы детей.) Какая окраска у пчелы? (Полосатая.) Чем пчелы питаются? (Нектаром.) На кого похожа пчела? (На осу, шмеля.)
Пожалуй, мы не будем снимать шапки-невидимки. Пчел раздражает, когда их отвлекают от работы, и они могут ужалить.
Дети и воспитатель отходят от домика. Воспитатель предлагает детям снять шапки-невидимки и под музыкальное сопровождение отправиться в путь.
Воспитатель. Мы с вами в сосновом бору. То слева, то справа нас обгоняют очень деловые дружные насекомые. Они несут тяжелую поклажу.
Сам мал, незаметно хожу,
Да больше себя ношу. (Муравей)
Дети отгадывают загадку. Воспитатель показывает им изображение муравья.
Воспитатель. Давайте подумаем, что могут нести муравьи.
Дети. Соломинку, листик, умершее насекомое, кору дерева, хвойные иглы.
Воспитатель. Правильно! Недаром муравьев называют санитарами леса. Груз, который может нести муравей, во много раз превышает его собственный вес. А сейчас отгадайте загадку.
За леском, леском
Кипит горка с песком.
Дети. Муравейник.
Воспитатель. Муравьи живут в муравейнике. Скоро мы увидим его.
Дети подходят к песочнице.
Воспитатель. Похоже, кто-то разрушил муравейник. Кто бы это мог быть? (Предположения детей.) Произошла страшная беда для муравьев. Они остались без дома. Давайте поможем им построить муравейник.
Дети строят из песка горку-муравейник.
Воспитатель. Муравьи общаются с помощью антенн-усиков. Они благодарят вас и советуют поспешить. Скоро начнется праздник у Мухи-Цокотухи. А старый муравей в лаптях советует быть внимательными, чтобы не попасть в ловушку к восьмилапому злодею с крестом на спине.
Дети прощаются с муравьями и за воспитателем продолжают свой путь. Они подходят к экологической зоне.
Воспитатель. Смотрите — белый крест на черном фоне. Похоже, мы с вами во владениях разбойника, которого все так боятся. Надо постараться найти его в зарослях и договориться с ним мирным путем.
Дети ищут фигурку паука, спрятанную в цветах
Воспитатель, А вот и он! Попробуйте с ним ДОГОВОРИТЬСЯ, ЧТО БЫ ОН ПРОПУСТИЛ вас на праздник.
Индивидуальные высказывания детей, обращенные к пауку.
Паук. Вообще-то я отрицательный герой в этой сказке. Мне нравится быть злым, подлым, вредным. На вашем пути я расставил три паутины, которые подниму, только если выполните мои задания, а не выполните — накину на вас паутину, и станете вы моими пленниками.
Воспитатель, Не боятся ребята твоих заданий,
Паук. Пойдемте к первой паутинке.
Игра, «Какое слово лишнее!»
Каждый ребенок получает индивидуальное задание.
Паук. Не радуйтесь, впереди еще два испытания. Идите ко второй паутине.
• Игра «Напиши букву, которую я загадаю»
Паук читает загадки про буквы, а дети пишут их пальчиками на песке.
Паук. Хорошо, идите на праздник. Меня-то туда никто не приглашает. Сейчас посижу, подумаю, как бы мне вам его испортить.
Воспитатель. Так он может придумать какую-нибудь гадость. Надо переключить его мысли на что-нибудь полезное. (Обращается к пауку. } А не хотели бы вы, уважаемый паук, разгадать кроссворд? Это очень интересно и увлекательно.
Паук. Не уверен, что это интереснее, чем делать гадости и мерзости.
Дети уверяют паука, что это интересное занятие. Звучит веселая музыка, дети с воспитателем подходят к фланелеграфу. Рядом на столе разложены персонажи сказки «Муха-Цокотуха». Воспитатель предлагает каждому ребенку выбрать по 1— 2 наиболее понравившихся персонажей. После чего дети встают полукругом перед фланелеграфом,
Воспитатель. Мы успели как раз вовремя. Праздник начинается. Мы с радостью примем в нём участие.
Включается Видео отрывок из мультфильма «Муха- Цокотуха».дети танцуют. Музыка становится тише.
Воспитатель. Вот и подошло к концу наше путешествие по удивительной стране насекомых. Пришло время возвращаться в группу. Волшебная книга открыла нам дверь.
Воспитатель держит мягкий обруч в вертикальном положении. Дети пере-шагивают через образовавшееся кольцо и рассаживаются па ковре.
Воспитатель. Закройте глаза, Раз, два, три, расти! Открывайте глаза. Вы стали как прежде. Нас окружают знакомые предметы. Книга уже не похожа на огромную плиту, она обычная? Понравилось вам путешествовать? (Ответы детей.)
Какой момент вам запомнился больше всего? (Ответы детей.)
Кто из обитателей страны насекомых вам наиболее симпатичен? (Ответы детей)
Дети делятся своими впечатлениями с воспитателем.