Светлана
«По-разному зовутся дети». Занятие по правовому воспитанию для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формировать представления о праве на имя (дать детям представление о важности права на имя, довести до сознания детей идею значимости, неповторимости, уникальности каждого человека); развивать у детей способность сочувствовать и сопереживать, радоваться и грустить вместе с литературными героями; познакомить детей с правилами взаимоотношений людей друг с другом; Формировать устойчивый интерес к изобразительной деятельности.
Задачи:
Обучающие:
Дать детям представление о важности права на имя.
Публикация «„По-разному зовутся дети“, Занятие по правовому воспитанию для детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Права ребенка. Конспекты занятий по правовому воспитанию
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Старшая группа
- Темочки
Довести до сознания детей идею значимости, уникальности каждого имени.
Продолжать учить детей употреблять имя в ласкательной форме и не оскорблять имя другого человека.
Совершенствовать умения изображать предметы, передавая их форму, величину, пропорции, цвет, композицию.
Развивающие:
Развивать любознательность у детей.
Развивать образное эстетическое восприятие.
Развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предмета.
Воспитательные :
Воспитывать уважительное отношение к именам сверстников и взрослых.
Воспитывать доброжелательное и уважительное отношение к работам сверстников.
Материал: Символы прав детей (на каждого ребёнка, увеличенный символ права на имя, плакат «Права детей», мультфильм «Приключения Незнайки и его друзей»,
Акварельные цветные карандаши, простой карандаш, листы белой бумаги А-4, №3, стаканы с водой, салфетки, клеенки, зеркала, схемы изображений формы лица, губ, носа, глаз.
Активизировать словарь: тезка, имя, отчество, фамилия, автопортрет, пейзаж, натюрморт, портрет, художники, живописцы.
Методические приемы:
Весёлая минутка, загадывание литературной загадки, дискуссия, выполнение упражнений, пальчиковая игра, беседа, работа с зеркалами, объяснение с показом схем рисования, поощрения
Предварительная работа:
Просмотр мультфильма «Приключение Незнайки и его друзей» - развивать у детей способность сочувствовать и сопереживать, радоваться и грустить вместе с литературными героями. Предложить детям узнать у родителей, что означают их имена. Рассматривание картин разных жанров: натюрмортов, пейзажей, портретов; рисование портретов мам, пап на праздники; беседы: «Что означает твое имя», «Дай имя своей любимой игрушке», «Мое полное имя». Чтение художественных произведений: А. Успенская «Я не заноза», Э. Фарджен «Имена девочек», Э. Успенский «Рыжий».
Индивидуальная работа:
Создать ситуацию успеха у Алексея, Дениса, Сережи.
Закрепить умение у Юли и Алеши передавать форму и величину, пропорции портрета.
Ход занятия
Вхождение в НОД - весёлая минутка.
Раз, два, раз, два - у детей есть права (дети шагают)
Три, четыре, пять - мы должны их знать (дети шагают)
Я могу быть чёрным и белым (развод рук в стороны)
Я могу быть ловким и смелым (бег на месте)
Я могу иметь своё имя (хором назовёт каждый свое имя)
Я могу быть просто любимым (руки скрещиваются на груди)
Мы имеем право на всём белом свете (ладонь одного ребёнка ложится на ладонь другого и так все, друг за другом)
Мы – дети!
Ст. воспитатель (социальный педагог) :
-Дети, послушайте загадку и постарайтесь отгадать её.
Загадывание литературной загадки К. Чуковского:
Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка
Захотели сладкого сахарного пряничка.
Бабушка по улице старенькая шла,
Девочкам по денежке бабушка дала.
Марьюшке - копеечку,
Марусеньке - копеечку,
Машеньке - копеечку,
Манечке - копеечку, -
Вот какая добрая бабушка была!
Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка
Побежали в лавочку и купили пряничка.
И Кондрат задумался, глядя из угла:
Много ли копеечек бабушка дала?
Ответы детей.
(Правильный ответ - бабушка дала только одну копеечку, так как Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка - одна и та же девочка) .
Краткий рассказ Ст. воспитателя или педагога о праве на имя.
- В Конвенции о правах ребенка записано, что каждый ребенок имеет право на имя. Как только малыш появляется на свет, родители дают ему имя и фамилию. У людей разных национальностей свои неповторимые имена.
Много нас живет на свете,
Только все мы вместе – дети!
И куда ни бросишь взгляд,
Дружат Саша и Азат,
Дружат Таня и Белая,
Гуля дружит и Руслан.
Звучат гордо имена:
Рома, Люба, Медина,
Оля, Люда, Алия
Вместе – дружная семья!
Найдите, пожалуйста, символ права на имя (Показ символа).
Дети отвечают на вопросы :- Бывают ли люди, у которых нет имен?-А для чего нужны имена?-А кто еще имеет имена?-Нравится ли тебе твоё имя?-Как называют тебя в семье?-Можно ли искажать имя?-Как вы думаете почему нельзя искажать имя?
Беседа «Что означает твое имя?»
- У каждого человека есть не только имя, но и отчество и фамилия.
- Почему им дали это имя?
- Нравится ли тебе твое имя?
- Как называют тебя в семье?
- Что означает твое имя?
- В честь кого тебе дали имя?
- Что ты знаешь о своей фамилии?
- Как надо обращаться к взрослому человеку? (Называть по имени и отчеству).
- Кто знает, что такое отчество? Правильно, это имя папы. Надо знать имена, отчества и фамилии своих родных, быть вежливым, приветливым, когда здороваешься, прощаешься или обращаешься с просьбой. Назовите имена и отчества своих родителей.
- У меня в руках документ, который называется «Свидетельство о рождении». Сюда записывают фамилию, имя и отчество ребенка, дату и место рождения. Также фамилии, имена и отчества его родителей. Каждому из вас выдано такое свидетельство. Когда придете домой, попросите маму или папу показать этот документ и прочитать все его пункты. Вы еще раз услышите, как звучит ваше имя, как звучат фамилии, имена и отчества ваших родителей.
Упражнение «Имена»
Педагог: Имена есть и у всех нас. Меня, например, зовут Марина Владимировна. А как вас зовут? По просьбе педагога каждый называет свое имя.
Педагог: А вы знаете, что имя может расти? Имя сопровождает человека всю жизнь. Вы растёте и вместе с вами растёт ваше имя. Послушайте. Жила-была маленькая девочка и звали эту девочку ласково: Маришка Девочка выросла, стала взрослой. Сейчас она педагог. Вы догадались, о ком я говорю. Конечно же, о себе. Моя мама звала меня. Как? Мариночкой, правильно. Мои дети называют меня «мама», муж и друзья зовут Марина. А в детском саду я для всех Марина Владимировна. Наш Лёша в школе будет Алексеем, а ты? (ответы других детей) .
Упражнение «Ласковое имя»
Педагог просит каждого ребенка по кругу произнести то ласковое имя, которое ему нравится, а остальные дети хором должны вслед за ним произнести его с такой же интонацией.
Игра «Обратись по имени».
Дети садятся в круг. По сигналу воспитателя хлопают три раза в ладоши, поворачиваются к соседу и называют его сначала уменьшительным именем, а затем полным. Игра повторяется 3 – 4 раза.
Упражнение «Зеркало»
Педагог просит одного из детей встать перед зеркалом и ответить на вопросы: «Что ты видишь?», «А видишь ли ты свое имя?».
После ответа педагог делает вывод:
- Да, у человека есть тело, которое мы видим, и есть имя, которое мы знаем, но не видим. Имя не видно, но все друг к другу обращаются по именам, значит это тоже наша часть, хотя и невидимая.
Педагог: Итак, ребята мы познакомились с вами с ещё одним правом, которое есть у детей. Какое это право? (ответы детей) Право на имя. А ещё что нового вы узнали? (ответы детей). Правильно, вы узнали, что имя сопровождает человека всю жизнь и растёт с вместе с ним.
Просмотр отрывка из мультфильма «Приключения Незнайки и его друзей» («Как Незнайка сочинял стихи»)
Обсуждение.
- Понравились вам стихи Незнайки и почему?
- А как вы думаете, красиво ли давать друг другу обидные прозвища?
- Почему? (Подвести к выводу, что у каждого ребенка есть свое имя и обидное изменение этого имени будет нарушением права.)
- Как нужно обращаться друг с другом?
Воспитатель : Ребята, вы знаете, что писатели пишут рассказы, поэты - стихи, композиторы – музыку.
А кто пишет картины? (Художники)
Как по - другому можно назвать художников? (Живописцы)
Почему их так называют? (ответы детей)
Назовите, какие жанры живописи вы знаете? (Натюрморт, пейзаж, портрет) .
-Сегодня мы с вами будем рисовать свой портрет, то есть себя.
Такой портрет, когда художник рисует сам себя называется автопортретом?
Возьмите в руки зеркала и рассмотрите свое лицо. Обратите внимание на форму лица, разрез глаз, цвета глаз, волос, форму бровей, носа.
Какой формы бывают лица у человека? (Овальной и круглой)
Какого цвета бывают глаза у человека? (Ответы детей)
Какого цвета глаза у вас? (Ответы детей)
Какие бывают волосы? А, у вас? (Светлые, темные, длинные, короткие, кучерявые, прямые)
-Рисовать нам помогут схемы, расположенные на доске.
Сначала рисуем контур лица простым карандашом, затем рисуем карандашами глаза, брови, нос, губы, уши. В конце закрашиваем розовым карандашом лицо и шею и проводим влажной кистью по карандашу. Волосы можно рисовать таким же образом.
-Теперь приступаем к работе. Если у вас возникают затруднения, можно пользоваться зеркалами.
Что мы сегодня рисовали на занятии? (Автопортреты)
Похожи получились портреты? (Ответы детей)
Какие портреты мы с вами сегодня рисовали, как их называют?
-Молодцы! Давайте повесим автопортреты на нашу доску (Выставка рисунков)
Итог занятия.
Педагог:- Вам понравилось занятие? (Дети соглашаются). Покажите мимикой, что вы довольны. (Дети улыбаются). А как вы думаете, вы гостям понравились? Покажите фишку с выражением их лиц. (Дети показывают фишку с улыбкой).
Задача для следующего занятия :
- Каждому человеку приятно, когда его называют любимым именем. Нарисуйте дома ромашку, а на ее лепестках попросите родных написать самые ласковые имена, которыми они вас называют. На то имя, которое вам больше всего нравится, «посадите» божью коровку. Букет из ромашек поместим в раздевальной комнате, чтобы все, кто приходит в группу, смогли эти имена узнать.