Светлана Зайнутдинова
Беседа с детьми старшего дошкольного возраста «По разному зовутся дети»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Теремок»
Конспект беседы
с детьми старшей группы
ПО-РАЗНОМУ ЗОВУТСЯ ДЕТИ
воспитатель высшей
квалификационной категории
Зайнутдинова Светлана Викторовна
Городской округ «Город Губаха», 2018 г.
Публикация «Беседа с детьми старшего дошкольного возраста „По разному зовутся дети“» размещена в разделах
Тема беседы : По-разному зовутся дети.
Возрастная направленность : старшая группа
Цель: формирование у детей представления о важности имени.
Задачи:
- довести до сознания детей идею значимости, неповторимости, уникальности каждого человека;
- развивать у детей способность сочувствовать и сопереживать, радоваться и грустить вместе с литературными героями;
- познакомить детей с правилами взаимоотношений людей друг с другом.
Демонстрационный материал: мультфильм «Приключения Незнайки и его друзей», фотографии воспитателя в разные возрастные этапы, цветные карандаши, тексты стихов.
Предварительная работа: беседы : «Что означает твое имя», «Дай имя своей любимой игрушке», «Мое полное имя».
Чтение художественных произведений: А. Успенская «Я не заноза», Э. Фарджен «Имена девочек», Э. Успенский «Рыжий».
Ход беседы
Воспитатель предлагает детям встать в круг и взяться за руки. Читает стихотворение.
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам послушать одно стихотворение и сказать, сколько человек в нем упоминается. Слушайте внимательно. (Отгадывание литературной загадки К. Чуковского) :
Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка
Захотели сладкого сахарного пряничка.
Бабушка по улице старенькая шла,
Девочкам по денежке бабушка дала.
Марьюшке-копеечку,
Марусеньке-копеечку,
Машеньке – копеечку,
Манечке – копеечку,
Вот какая добрая бабушка была!
Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка
Побежали в лавочку и купили пряничка.
И Кондрат задумался, глядя из угла:
Много ли копеечек бабушка дала?
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, сколько было детей и сколько денежек дала бабушка? (бабушка дала только одну денежку, потому что Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка - это одна и та же девочка) и сегодня мы с вами поговорим о праве на имя каждого человека.
Воспитатель: Молодцы. Все верно сказали. А вы знаете, что как только малыш появляется на свет, родители дают ему имя и фамилию. У людей разных национальностей свои неповторимые имена.
Много нас живет на свете,
Только все мы вместе – дети!
И куда ни бросишь взгляд,
Дружат Саша и Азат,
Дружат Таня и Белая,
Гуля дружит и Руслан.
Звучат гордо имена:
Рома, Люба, Медина,
Оля, Люда, Алия
Вместе – дружная семья!
/О. Данилова/
Воспитатель предлагает детям побеседовать о том, «Что означает твое имя?»
- Нравится ли тебе твое имя?
- Как называют тебя в семье?
- Что означает твое имя?
- В честь кого тебе дали имя?
- Как надо обращаться к взрослому человеку? (Называть по имени и отчеству).
- Кто знает, что такое отчество? Правильно, это имя папы. Надо знать имена, отчества и фамилии своих родных, быть вежливым, приветливым, когда здороваешься, прощаешься или обращаешься с просьбой. Назовите имена и отчества своих родителей.
Воспитатель: У меня в руках документ, который называется «Свидетельство о рождении». Сюда записывают фамилию, имя и отчество ребенка, дату и место рождения. Также фамилии, имена и отчества его родителей. Каждому из вас выдано такое свидетельство. Когда придете домой, попросите маму или папу показать этот документ и прочитать все его пункты. Вы еще раз услышите, как звучит ваше имя, как звучат фамилии, имена и отчества ваших родителей.
ИМЯ
Имя нам дает отраду,
Дарит счастье и удачу,
Оттого узнать бы надо,
Что же наше имя значит?
/Т. Шорыгина/
Воспитатель: Имена вам дали такие красивые, и каждое имя означает то, какими хотели бы видеть вас родители. Например, Анна – благодать
Ксения – гостеприимность
Полина – предсказательница
Григорий-бодрый
Кирилл-владыка
Максим – величайший
Никита-победитель
(Воспитатель рассказывает детям группы о том, что означают их имена)
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам поиграть в одну интересную игру, которая называется «Обратись по имени».
Дети садятся в круг. По сигналу воспитателя хлопают три раза в ладоши, поворачиваются к соседу и называют его сначала уменьшительным именем, а затем полным. Игра повторяется 3 – 4 раза.
Воспитатель: А сейчас мы с вами немного отдохнем
Физминутка
Воспитатель: А сейчас поиграем в игру «Назови имя героя сказки» (презентация № 1)
Воспитатель: Ребята, а сейчас я хочу вам рассказать, как растет имя вместе с человеком (на основе своих фото)
Имя сопровождает человека всю жизнь. Вы растете и вместе с вами растет ваше имя. Это было так давно. Родилась маленькая девочка и дали ей имя Олечка. Стала она расти и когда пошла в детский сад, то стали ее называть Оля. Затем она пошла в школу, закончила ее и стала девушкой и звали ее Ольга. Затем у нее появилась семья, дети и стала она Ольга Георгиевна. Вы угадали, о ком этот рассказ?
Теперь вы знаете как растет имя вместе с человеком. Подумайте, как будут называть вас? (предполагаемые ответы детей, воспитатель после ответов детей называет несколько имен детей)
Воспитатель: А сейчас я хочу предложить вам поиграть в игру «Найди себе пару»
Ребенок называет свое имя. Чье имя рифмуется с названным, должны откликнуться. (Оля – Коля, Галя – Валя и т. д.)
Воспитатель: Ребята, а помните, как в сказке про Незнайку, он сочинял стихи? Давайте посмотрим еще раз, как это было. (Просмотр отрывка из мультфильма «Приключения Незнайки и его друзей» («Как Незнайка сочинял стихи»)
Обсуждение.
- Понравились вам стихи Незнайки и почему?
- А как вы думаете, красиво ли давать друг другу обидные прозвища?
- Почему? (Подвести к выводу, что у каждого ребенка есть свое имя и изменение этого имени очень обидно для всех. Поэтому, нужно всегда обращаться друг к другу по именам и не нужно обзываться.)
- Как нужно обращаться друг с другом?
Итог беседы.
- Каждому человеку приятно, когда его называют любимым именем. Нарисуйте дома ромашку, а на ее лепестках попросите родных написать самые ласковые имена, которыми они вас называют. На то имя, которое вам больше всего нравится, «посадите» божью коровку. Букет из ромашек поместим в раздевальной комнате, чтобы все, кто приходит в группу, смогли эти имена узнать.
- А сейчас давайте оценим то, чем мы занимались сегодня: если вам понравилось, то возьмите белый кружок, а если нет, то черный (делают сравнение каких кружков больше и почему)