Галина Мун
Занятие по правовому воспитанию в подготовительной группе «Право на имя»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по правовому воспитанию в подготовительной группе
«ПРАВО НА ИМЯ»
(Конвенция о нравах ребенка, ст. 7, п. 1; сь8, п. 1)
Материал для педагогов и родителей.
Воспитатель : Мун Галина Анатольевна
Цель:
- Закрепить у ребенка понимание того, что у него есть право на имя, и такое же право есть у каждого ребенка
– Продолжать знакомить детей с их правами;
Публикация «Занятие по правовому воспитанию в подготовительной группе „Право на имя“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Права ребенка. Конспекты занятий по правовому воспитанию
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Темочки
– Учить детей с помощью сказок проигрывать ситуации, в которых нарушаются права детей, и находить правильное решение;
– Развивать умение обобщать и строить суждения;
– Развивать воображение, память; умение отгадывать кроссворд;
– Воспитывать у детей доброжелательность;
–Воспитывать внимательное и заботливое отношение друг к другу.
Тип занятия : комплексный, обучающий.
Вид занятия : репродуктивная деятельность с элементами творчества.
Материал к занятию :
-портреты знаменитых людей,
фотографии детей групп и их родителей.
Приложение № 1
Ход занятия
- Ребята сегодня мы с вами отправимся в страну Имен. Будьте внимательны. На ваших столах лежат рисунки силуэты взрослых и детей (рисунок № 1,2 и 3). Выберите один понравившийся вам рисунок и дорисуйте тех каво не хватает.
Ребенок должен дорисовать детей или взрослых (рисунок №1 ,2, 3 и 4 по выбору ребенка).
- Давайте в месте дадим им имена. (объяснить, почему именно такое имя, что оно значит). А вы знаете что каждое имя — это маленькая история.
Имя является неотъемлемой частью личности каждого человека, поэтому так важно знать, что означает то или иное имя. Я приведу вам пример.
Женское именование Роза имеет богатейшую историю. Но происхождение этого имени трудно определить однозначно, так как оно могло возникнуть в разное время и у разных народов. Роза - это один из самых распространенных в мире мифопоэтических образов-символов. Например, в еврейской религиозной традиции это образ единства; в католичестве - атрибут Иисуса Христа и некоторых святых, а в Древнем Риме роза была символом Венеры - богини любви и красоты, символом женщины.
Имя Роза могло возникнуть как фонетический вариант мусульманских женских имён арабского происхождения Рауза, в переводе означающего «цветник, райские кущи». Так или иначе, это очень древнее имя встречается сегодня в разных странах, как христианских, так и мусульманских.
У ваших имен тоже есть свое значение, и маленькая история почему именно этим именем ваши родители назвали вас. Придя сегодня домой расспросите своих родителей, и зарисуйте что означает ваше имя.
Родители дома записывают историю имени ребенка. Он запоминает ее и рассказывает в детском Саду. Из этих историй можно составить книжку. с помощью этих историй ребенок узнает; какое существует разнообразие имен. Поговорите с ребенком о том, как называют детей и как - взрослых (по имени и отчеству). У всех людей еще есть и фамилия. У членов семьи могут быть одинаковые или разные фамилии.
-Наше занятие заканчивается. Что нового вы узнали об именах? Что вы расскажете своим родителям или друзьям, если вас спросят о том, чем вы занимались сегодня на занятии? (Дети отвечают.)
Задание на дом.
Каждый ребенок дома с помощью рисунка расшифровывает свое имя. Например, Светлана-светлая. Ребенок рисует солнышко. Из этих работ в группе детского сада можно сделать выставку рисунков- имен детей.
Педагогические рекомендации
Педагог и родитель вместе расширяют знания детей об именах. Дети не всегда довольны своими именами, часто спрашивают, почему ему дали такое имя. Необходимо провести беседу с детьми о том, что каждое имя имеет свой смысл, значение, историю. Родители получают задания на дом и выполняют его вместе с ребенком. Такая совместная работа поможет понять значимость каждого имени. Ребенок должен чувствовать, что родители серьезно относятся к процессу обучения. Если родители не будут дома выполнять домашние задания вместе с ребенком, то интерес у него не будет поддерживаться на должном уровне, и ребенок не будет успевать за другими детьми в группе. Как результат, он будет испытывать психологический дискомфорт.
Воспитатель, совместно с родителями, оформляет альбом об истории происхождения имен детей в группе. Можно, по желанию детей и их родителей, завести альбом на каждого ребенка, его семьи (расшифровка имен, подборка ласковых имен, выполнение аппликационных работ и рисованных работ на эту тему). Учить детей называть разные имена полностью. Родители рассказывают ребенку историю появления его имени.
Провести конкурс рисунка на тему: "Девочки-цветы", "Мальчики-богатыри".
Рекомендации по творческим заданиям Рисунок. «Дай мне имя».
На рисунке даны контуры лиц взрослых и детей. Вместе с ребенком взрослый рассматривают и отмечают, какие все лица разные: цвет кожи, разрез глаз, носы, губы, волосы. Дети раскрашивают в разные цвета, волосы, глаза и дают имена всем нарисованным детям и взрослым.
ПРИЛОЖЕНИЙ К ЗАНЯТИЮ.
Имя- Саша.
«Какое у меня некрасивое имя» - пожаловался своему дедушке мальчик Саша.
«Почему некрасивое? Твое имя Саша. А когда вырастешь, тебя будут называть Александром, как великого полководца Александра Невского», - сказал дедушка. Его имя означает - «защитник», «оберегающий муж», «мужчина», «человек».
Тогда зови меня не Сашей, а Александр, - попросил мальчик. И он стал всем говорить, что его имя Александр.
Александр Невский Александр Ярославич родился около 1220 г. и стал новгородским князем в 15 лет. Он с раннего возраста не выпускал меча из рук и за мужество приобрел прозвище Храбрый. В 19 лет одержал победу над шведами на берегу реки Невы (1240) и получил прозвище Невский, а В 1242 г. на льду Чудского озера произошло Ледовое побоище, в котором были наголову разбиты немецкие рыцари. Возвращаясь домой из Орды, Александр Невский заболел и вскоре умер в Федоровском монастыре (1263). Существует версия, что он был отравлен монголо-татарами. Прах перенесен в Александро-Невскую лавру по приказу Петра I.
Вопросы:
Почему мальчику не нравилось его имя?
Кого зовут Александр?
Как переводится это имя?
Задание.
Взрослый вместе с ребенком находит в книжках изображение памятника Александру Невскому, Где установлен ему памятник. Они вместе рассматривают это изображение, и взрослый задает ребенку вопросы.
В память о дедушке
У каждого человека, взрослого и ребенка, есть имя. И получает он его, когда появляется на свет. Меня зовут Борис, маму - Федора, бабушку - Евдакия, папу - Борис. Моего дедушку тоже звали Борисом. Когда я спросил маму, почему папу и дедушку зовут так же, как и меня, мама сказала, что мой дедушка погиб на войне молодым, а бабушка выполнила его просьбу: если родится сын, назвать его Борисом. Мой папа не был на войне, но взрослые решили называть всех мальчиков в нашей семье в память о дедушке. Как сказала бабушка, так дедушка всегда будет рядом с нами.
Вопросы.
1. Почему всех мальчиков в этой семье называют Борисом?
2. Как в вашей семье зовут маму, папу, дедушек и бабушек?
3. Имена бывают разные, например, Света - значит «светлая». А что значит ваше имя?
4. Вы знаете, почему вас назвали таким именем?
5. Есть ли у вас знакомые, у которых нет имени?
Задание.
Попросите родителей: рассказать историю своего имени. Почему вас так назвали?
Дидактическая игра «Ласковые имена»
Цель: научить ребенка превращать обычное имя в ласковое, например, Иван-Ванечка-Ванюша. Дети сидят на ковре по кругу. Воспитатель называет имя ребенка, а он превращает его в ласковое,
Другой вариант: воспитатель называет ласковое имя, а ребенок, превращает его в полное. Например; Танюша - Татьяна.
"Мое имя"
Цель игры: обратить внимание детей, что у каждого есть свое имя.
Ход игры. Воспитатель : сейчас я назову имя ребенка и он подойдет ко мне. Все дети по очереди подходят; услышав свое имя. Воспитатель делает вывод : как хорошо, что у каждого ребенка есть свое имя.
"Назови имена мальчиков",
"Назови имена девочек"
Цель игр: научить детей видеть различие между именами девочек и мальчиков. Воспитатель передает мяч, и дети поочередно называют имена мальчиков или девочек. Если ребенок ошибается, то садится в центр круга играющих.
Использованные источники:
Горина Г. А., Горина М. П. Конспект занятия "Я имею право на имя" - Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».
Игры на знакомство. – Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. 2003, № 8. С 68 –71.
Каверина Н. Г. Конспект «Наши имена». - Социальная сеть работников образования nsportal.ru
Минниахметова Г. Н. Конспект занятия в старшей группе "Наши имена" гражданско - правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста). -Социальная сеть работников образования nsportal.ru
Титовская Н. Н. Путешествие в историю имён. – Читаем, учимся, играем. Журнал – сборник для библиотек и школ. 2005, №3. С 61 – 63.