Надежда Афанасьева
Плетение из бумаги с дошкольниками как средство развития мелкой моторики рук
▼ Скачать + Заказать документы
Плетение из бумаги с дошкольниками как средство развития мелкой моторики рук
Актуальность проекта.
Сегодня к будущему первокласснику предъявляются высокие требования при поступлении в школу. У ребенка должна быть сформирована готовность к поступлению в школу. Немаловажным является наличие умения ребенка грамотно говорить, использование всех частей речи, овладение элементарными навыками письма. Должна быть развиты волевые качества, познавательные процессы. Все это необходимо развивать в дошкольном учреждении. Достаточно большая роль отводится сформированной мелкой моторике рук дошкольника.
Публикация «Плетение из бумаги с дошкольниками как средство развития мелкой моторики рук» размещена в разделах
- Бумага. ИЗО, поделки
- Мелкая моторика
- Плетение из бумажных полосок
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Мелкая моторика — это скоординированные действия кистей и пальцев рук, которые выполняются в совокупности с нервной, костной, зрительной и мышечной системами. Другими словами, это способность манипулировать маленькими по размеру предметами, при которой задействованы только мелкие мышцы организма. Мелкая моторика оказывает большое влияние на развитие ребенка.
1. Умение управлять руками — основа овладения навыками, которые необходимы ребёнку в повседневной жизни.
2. Мелкая моторика нужна для развития важнейших психических процессов: памяти, восприятия окружающего мира, мышления, логики, внимания и речи.
3. Уровень развития мелкой моторики — один из главных показателей готовности к обучению ребёнка в школе.
Правильно организованный художественный труд в детском саду и семье дает детям углубленные знания о качестве и возможностях различных материалов, способствует закреплению положительных эмоций, стимулирует желание трудиться и овладевать особенностями мастерства, приобщает к народному декоративному искусству, подготавливает ребенка к последующему обучению в школе. Следовательно, есть все основания рассматривать данную деятельность, как важный элемент гармоничного развития детей.
Одним из нетрадиционных способов развития тонких движений пальцев рук является плетение. Плетение - один из наиболее интересных видов художественного творчества, любимых детьми и взрослыми. Для плетения можно использовать разнообразную по качеству бумаг, учитывая три её свойства: гибкость, прочность и толщину. Предложенные задания, как показывает опыт, посильны старшим дошкольникам и призваны оказывать помощь в самостоятельной работе над созданием игрушки, украшения, сувенира. Полоски, размещённые блоками в виде разнообразных фигурок. Соединяя фигурки плетением, можно получить различные изображения, а затем дополнить их аппликацией, выполненной в одной из нетрадиционных техник (из ваты, пуха, скорлупы, крупы и т. п.). Нельзя забывать о цвете полосок: он играет в оформлении работы важную роль.
АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ
АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ
Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используют термин ловкость. К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека. Движение рук – это основа для формирования навыков самообслуживания у детей. Уровень развития тонкой моторики является одним из важных показателей готовности ребенка к обучению в школе.
Развитие мелкой моторики рассматривается в тесном взаимодействии с развитием речевой функции у ребенка, причем, как с письменной, так и с устной ее стороной. С. П. Дуванова и Е. Ю. Тебелева указывают, что, если уделять должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики, то можно решить сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влиять на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовить к овладению навыком письма.
Развивать моторику можно разнообразными способами. Традиционными способами являются игры с мячом; мелкими деталями (конструктор, вкладыши, собирание природного материала в виде шишек, ракушек и т. п.); шнуровки, пазлы; работа с бумагой, глиной; пальчиковые упражнения и гимнастика. Среди нетрадиционных способов развития моторики можно выделить прикладное творчество. Оригами, тестопластика, квиллинг, вышивка, валяние, форс-айс и т. д. не только выполняют функцию творческого развития личности ребёнка, но и совершенствуют работу мелких мышц руки.
Бумага - простой и доступный материал для работы, который очень привлекает детей: они еще, будучи малышами, любят шелестеть ею, сминать и рвать ее, складывать и сворачивать, наслаждаясь при этом производимым шумом и изменением формы бумаги, которая целиком зависит от действий рук ребенка.
Еще на заре человечества люди старались придумать такой материал, на котором можно было бы записывать важные сообщения. По началу использовали кожу животных - пергамент. Некоторые экземпляры таких рукописей дошли и до нашего времени. Одновременно с пергаментом был изобретен папирус. Это прессованные волокна одноименного растения, которое росло на болотах и берегах рек. Впоследствии папирус получил большое распространение из-за дороговизны пергамента. Однако он был не таким долговечным, и несколько хрупким. Но, некоторые папирусные рукописи все же дошли и до наших дней. Еще одним популярным материалом для письма в древности была береста. Это верхний слой березовой коры, который так легко отслаивается достаточно большими ломтями. Писали на бересте острой палочкой, а потом посыпали пеплом. Появлению бумаги мы должны быть обязаны Китайским умельцам, которые и научились ее изготавливать в далекой древности. Издревле китайцы делали нечто подобное из бамбука и даже из коконов шелкопряда. Но такое сырье было очень дорогим и приходилось искать какую-нибудь альтернативу. Технология изготовления бумаги стремительно совершенствовалась и распространялась по миру. Вначале о технологии узнали японцы и корейцы – соседи китайцев, а примерно через два столетия секрет изготовления бумаги попал к арабам. Европа стала изготавливать бумагу примерно в середине одиннадцатого столетия нашей эры. Интересно, что примерно пять веков бумагу в Европе изготавливали самым примитивным способом, и только с изобретением ролла – размалывающего механизма – в семнадцатом столетии изготовления бумаги получило массовый характер. Примерно в это же время мы находим первые упоминания о картоне. Вначале речь шла о нескольких бумажных листах, склеенных между собой. Такие листы картона использовались прежде всего для изготовления обложек для книг, которые к тому времени уже во всю печатались по всей Европе.
В наши дни бумагу используют для творчества в самых различных видах. Вот наиболее популярные из них:
- обои;
- упаковочная материал;
- творческие наборы для детей;
- фотобумага.
С самого момента появления современной бумаги в Китае, ее стали использовать в качестве отличного материала для творчества. Оригами – это особое китайское искусство, которое состоит в складывании из бумаги сложных фигурок. Сегодня японцы производят для этого занятия специальный тип бумаги, который называется васи.
Также бумага используется в такой технике, которая получила название папье-маше. Бумага смешивается с различными клеящимися веществами, такими как гипс или крахмал. Полученная масса отлично формуется и быстро затвердевает. Так изготавливаются куклы, театральные маски и другие поделки.
А вот современным детям нравится делать аппликации из цветной бумаги. Сегодня можно купить самую различную цветную бумагу, которая специально изготавливается для детского творчества. Интересно, что самые древние примеры аппликации датируются пятым веком до нашей эры. Тогда для этого использовались различные элементы кожи, которыми украшали седла, шатры и другие изделия.
Еще один вид бумаги для творчества – это бархатная бумага. Это особый вид бумаги, который сверху покрыт шероховатым материалом, напоминающим бархат. Для нанесения волокон на поверхность бумажных листов используется электростатический метод. При этом могут использоваться волокна различной длинны и фактуры. Большое распространение имеет также и самоклеящаяся бумага. Такая бумага используется для изготовления рекламы, ценников, а также для детского творчества. Современные производители делают самоклеящуюся бумагу такого формата, который удобно использовать для печати на бытовых принтерах. При этом такая бумага может быть любого цвета, а также полностью белой.
На сегодняшний день существует более 5000 всевозможных видов бумаги. При этом значительную часть можно вполне отнести в категорию необычных видов бумаги. Вот некоторые: газетная, форзацная, металлизированная, денежная, папиросная, трансферная.
Гофрированная бумага послужила основой для изобретения картона. Запатентовал ее британский изготовитель шляп, который использовал эту бумагу для подкладок под шляпы в упаковочных целях. Произошло это в 1856 году. Через восемнадцать лет после регистрации патента, была построена первая машина для производства такой бумаги, что и положило начало ее распространению по всему миру. Сегодня очень популярным видом творчества с применением гофрированной бумаги является изготовление бумажных цветов. Нежная цветная гофрированная бумага отлично имитирует настоящие цветочные лепестки и зеленые листья, что с успехом используют рукодельники и рукодельницы.
Трансферная технология используется для переноса изображений на одежду. При этом используется трансферная бумага. Для переноса изображения используется высокая температура, что несколько ограничивает спектр материалов для обработки. Кроме этого, трансферная бумага применяется для создания рисунков на коже человека, которые имитируют татуировки. На лист трансферной бумаги накладывают рисунок, обводят карандашом контуры рисунка и прикладывают трансферную бумагу с рисунком к коже. После того, как рисунок отпечатается на коже, можно его немного промокнуть влажной салфеткой.
Глядя на изумительные по красоте и совершенные по форме плетеные вещи, мы восхищаемся мастерством их создателей. Человечество достигло несомненных высот в этом ремесле не за один день – искусству плетения более 8, 5 тысяч лет. Ученые считают, что плетению человек научился гораздо раньше, чем гончарному делу.
В древние времена человеческая жизнь была немыслима без плетеных изделий с самого момента рождения и до смерти. Мать качала новорожденного младенца в колыбели, свитой из травы, человеческая постель была не чем иным, как циновкой - плетеным ковриком, и в мир иной провожали в гробу, сплетенном из ивовых прутьев.
Посуда и утварь были сделаны из ивовых прутьев, сплетенных в виде корзин и всевозможных сосудов. Весь нехитрый скарб хранили в них: семена и урожай, дичь и рыбу, провизию и одежду.
Во время Второй мировой войны для доставки с воздуха припасов к парашютам прикрепляли плетеные корзины.
Многие, наверное, и не догадываются о том, что первопроходцы воздухоплавания поднимались в небо в легких плетеных корзинах, прикрепленных к воздушным шарам. Эта традиция жива по сегодняшний день.
Популярность плетеных изделий была настолько велика, что мотивы и отдельные элементы техники плетения имитировали в фарфоре, использовали изображение корзин или отдельных плетеных полос в композициях архитектурного декора.
Тысячелетиями совершенствовались приемы и способы плетения, из поколения в поколение передавались секреты мастерства. Одна из наиболее привлекательных черт этого ремесла в том, что каждое поколение людей легко приспосабливало его к потребностям своей повседневной жизни. С древнейших времен сохранились мастера, практикующие ремесло — Плетение. И в наши дни на ярмарках можно встретить мастеров, которые предлагают плетеную продукцию : корзины различных размеров, вазы, конфетницы, украшения и многое другое.
Материалы для плетения могут быть самыми разными: пеньковая или льняная верёвки, бумажная бечёвка, кордовая или шёлковая леска, льняные, хлопчатобумажные, шёлковые или синтетические нити, плоская тесьма, сизаль, проволока. Первыми текстильными волокнами, вероятно, были почти необработанные побеги трав. Из них в доисторические времена плели ширмы, сумки, рыболовные сети и веревки. Позднее люди научились использовать более тонкие материалы — льняное, конопляное, джутовое волокно, шерсть животных.
Основные материалы для плетения – это : Растительное сырье: ивовые прутья (лоза, корни сосны, ели, кедра и пихты, солома хлебных злаков, листья початков кукурузы, береста и другие. Проволока. Лента, шнуры. Кожа. Нитки. Бумага, газеты. Бисер.
Этапы работы над проектом.
Подготовительный этап:
1. Изучение методической литературы по данному вопросу.
2. Создание предметно-развивающей среды.
3. Разработка перспективного плана для работы с детьми, родителями.
Основной этап:
1. Реализация перспективного плана по работе с детьми, родителями
2. Накопление материала по проекту.
Заключительный этап:
1. Подведение итогов.
2. Представление опыта работы на педсовете ДОУ.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
В ходе работы над проектом я ставила такие задачи:
1. Знакомство с бумагой (жесткая,гофрированная) и видами бумаги.
2. Рассматривание разных видов плетения и создание творческих работ.
3. Использование методов и приемов работы с бумагой для развития творческой культуры ребенка.
4. Привлечь родителей к проекту.
Правильно подобранные методы и приемы обучения, способствуют развитию мелкой моторики у детей. пальчиковой гимнастики, использую следующие методы:
-Словесный метод;
-Наглядно – действенный метод обучения;
-Практический метод;
-Игровой метод;
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т. е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового). Эта работа имеет нравственно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Она предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
Воспитатель – направляет, поддерживает интерес, контролирует, учит планированию деятельности, помогает организовать коллективную работу, стимулирует.
Предметно-развивающая среда способствует и побуждает детей к данному виду творчества. Используются пальчиковые игры, рисование по трафаретам и с использованием фигурной линейки, и т. д. Для занятий с техникой плетения отведено хорошо освещенное место. Полки заполнены необходимым творческим материалом. В распоряжении детей салфетки разной фактуры, размера и цвета, инструменты, клей, иллюстративный материал. Есть место для небольшой выставки с образцами прикладного творчества. Организуется персональная выставка работ того или иного ребенка. Наряду с детскими работами вывешиваются красивые работы профессионалов, что повышает самооценку воспитанников и способствует их
самоутверждению.
Таким образом, деятельность педагога и родителей определяется главной целью - создать коллектив единомышленников: родителей и педагогов, способных вести работу по развитию мелкой моторики рук и творческих способностей дошкольников.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА
Воспитатель направляет, поддерживает интерес, контролирует, учит планированию деятельности, помогает организовать коллективную работу, стимулирует. Так как, именно в процессе работы полосками бумаги, закручивая их на инструменты, у ребенка активно развивается мелкая моторика рук, развиваются конструкторские навыки, творческое мышление, художественное воображение, аккуратность, точность, усидчивость.
Воспитанники Непосредственный объект проекта. В результате освоения нетрадиционной техники плетение руки наших воспитанников приобретает уверенность, гибкость, точность, развивается глазомер, чувство пропорциональности.
У ребят формируются первоначальные навыки поисковой деятельности, а также умение работать осознанно и целенаправленно.
Родители В совместную творческую деятельность вовлечены и родители, с целью повышения их интереса и знаний в области художественно-эстетического развития детей.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Подготовительный этап Основной этап Заключительный этап
Изучение методической литературы по теме проекта Способствовать формированию личностных основ ребенка в совместной и самостоятельной деятельности -представление опыта работы на педсовете ДОУ
Анализ развивающей предметно-пространственной среды художественное слово, показ образца и основных приемов плетения, объяснение приёмов создания поделки, выставка детских работ.
Диагностика детей по определению развития мелкой моторики рук.
Подбор методической литературы
Подбор творческой деятельности по плетению знакомить детей с приемами работы в технике плетения Организация выставок работ
Диагностика детей по определению развития мелкой моторики рук Консультации и мастер-классы для родителей и детей Оформление тематического альбома
Проведение совместных с родителями творческой деятельности, мастер-классов Проведение совместных с родителями мероприятий
Знакомство с бумагой Знакомство с другими творческими коллективами Подведение итогов проекта с родителями
История плетения Консультация родителей
Анкетирование родителей Консультация родителей
Привлечь родителей к проекту Напоминание темы
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ
Главная цель занятий техники плетение – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приёмами нетрадиционной техники.
Задачи:
1) внимание, память, логическое и пространственное воображение;
2)улучшена мелкая моторика рук и глазомер;
3)развит художественный вкус, творческие способности и фантазию детей;
4)знают различные приёмы работы с бумагой;
5)усовершенствованы трудовые навыки, сформирована культура труда.
Занятия с использованием нетрадиционных техник оказывают большое влияние на детей:
-способствуют снятию детских страхов;
-развивают уверенность в своих силах;
-развивают пространственное мышление;
-учат детей свободно выражать свой замысел;
-побуждают детей к творческим поискам и решениям;
-учат детей работать с разнообразным материалом:
-развивают чувство композиции, ритма, колорита, чувство фактурности и объёма;
-развивают мелкую моторику рук;
-развивают творческие способности, воображение и полёт фантазии;
-вовремя работы дети получают эстетическое удовольствие.
Родители осознали необходимость и значимость развития мелкой моторики рук у детей.
ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА
Перспектива проекта состоит в дальнейшей активизации всех участников образовательного процесса по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста при осуществлении преемственности ДОУ и школы. Разработка методического материала позволит педагогам дошкольных организаций более эффективно организовывать образовательную деятельность по данному направлению.
Различные способы освоения техникой плетения способствуют развитию у детей творчества, воспитания художественного вкуса, повышают уровень развития мелкой моторики.
Целенаправленное руководство со стороны педагога способствует успешному развитию детского изобразительного творчества, в том числе при освоении техник изобразительной деятельности, которые дарят детям радость познания, творчества. Освоение многообразных техник изобразительной деятельности предоставляет возможность почувствовать свойства изобразительных материалов, способы использования и их выразительные возможности при создании разных работ.
В нашем детском саду диагностика детей проводится по Афонькина Ю. А. Мониторинг:качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Неверович Я. З. Развитие предметных движений у ребенка-дошкольника //Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста// Под ред. А. Н, Леонтьева, А. В. Запорожца. - М., 1995.
2. Осипова Ж. П. Система работы по развитию мелкой моторики у детей с нарушениями речи в условиях ДОУ [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» : [сайт]. - М., 2016.
3. Сухомлинский, В. А. Родительская педагогика. - М. : Знание, 2018.-96 с.
4. Ткаченко Т. А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков. - М. :ЭКСМО, 2017.-360с.
5. Лутцева Е. А. Технология. 2 класс: учебник для общеобразовательных организаций / Е. А. Лутцева, Т. П. Зуева. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2014
6.https://vokrug-nas.ru/istoriya-poyavleniya-bumagi/
7.https://infourok.ru
8. Плотникова Т. Ф. Плетение из бумажных лент. – М. : 2015