Ирина Гридина
Пластилинография как средство развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Я леплю…»
Лепят многие из глины,
Кто-то лепит снежный ком, —
Я леплю из пластилина…
А. Порошин
Пластилинография, как средство развития дошкольников.
В качестве средства развития мелкой моторики детей дошкольного возраста и как метод коррекции психоэмоционального состояния воспитанников коррекционной по речи группы, я активно использую пластилинографию.
Публикация «Пластилинография как средство развития дошкольников» размещена в разделах
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Пластилинография, пластилин
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Пластилинография – (или пластилиновая живопись) — это новая интересная техника работы с пластилином по созданию объёмных картин. Она доступна даже самым маленьким детям, что делает её всё более популярной.
Пластилинография позволяет успешно решать цели и задачи образовательно-воспитательной деятельности: закрепление представлений о сенсорных эталонах; стимулирование творческой активности дошкольника; подготовка руки к овладению письмом; развитие эстетического вкуса и навыков создания гармоничной композиции; развитие координации действий правой и левой руки; совершенствование глазомера; развитие коммуникативных навыков; обучение соблюдению границ рисунка; формирование базового запаса знаний о свойствах пластилина; обучение правилам использования в лепке декоративных материалов (бусин, пайеток, веточек, ракушек, ниток); развитие аккуратности, старательности, терпения.
Существует несколько видов пластилинографии :
•Прямая. Эта техника предполагает, что рисунок создается на небольшом листе картона. Сначала изготавливаются базовые элементы из пластилина (шарики, колбаски, а затем их располагают на картоне и слегка придавливают. Как правило, композиция строится из крупных деталей, в ней используют 2-3 цвета пластилина, не смешивая их между собой.
•Многослойная. Эта техника предполагает создание рисунка с помощью нанесения на лист картона нескольких слоев пластилина. Такая техника подходит для детей подготовительной группы детского сада.
•Витражная. В качестве основы в данном случае используют стекло или прозрачный пластик. На прозрачном материале рисуют маркером все детали композиции, а затем заполняют их пластилином.
•Модульная, которая сочетает в себе все приемы лепки. В результате модульного творчества получается картина из спиралек, шариков, лепешек, колбасок, косичек, цилиндров.
•Мозаичная. Эта разновидность предполагает составление композиции из мелких шариков пластилина. Считается, что такой вид пластилинографии лучше всего готовит руку дошкольника к письму, поэтому работы в этой технике часто выполняют в подготовительной группе в ДОУ.
•Контурная. Эта техника может воплощаться как на картине, так и на шаблоне. Для детей 3-4 лет для такого рекомендуется использовать шаблон, чтобы научить их из жгутиков выкладывать фигуру по контуру, постепенно заполняя ее пластилином. Второй вариант контурной пластилинографии – это рисование с помощью шприца по контуру. Для этого в медицинский или кондитерский шприц помещают брусок пластилина. Для размягчения бруска шприц на некоторое время нужно подержать в горячей воде.
•Фактурная – это создание объемных композиций. Для успешного выполнения работ в этой технике понадобится специальный валик с тем изображением, которое хочется вылепить.
Материалы для работы: пластилин; медицинский или кондитерский шприц;
специальные дощечки для лепки; основа для картины из плотного картона, ДВП или фанеры; специальные трафареты и шаблоны; скалки, стеки и ножницы; пуговицы, бусинки, пайетки, семена, ракушки, шишки, крупа, зерно, скорлупки, галька, веточки; влажные салфетки.
Приемы и способы работы с пластилином для детей разных возрастных групп будут различными.
•Заглаживание – способ выравнивания базового слоя пластилина на картоне. Этот слой в картине будет являться фоном. Поверх него будут располагаться все элементы композиции. Чтобы фон получился ровным, пальцы смачивают в воде и заглаживают все неровности.
•Налепливание – это основной способ нанесения пластилина на шаблон.
•Размазывание – самый примитивный способ создания картины. Его используют не только младшие школьники, но и дети в возрасте 2-3 лет.
•Смешение – способ получения разных оттенков из двух цветов пластилина. В младшей группе ДОУ дети получают оттенок, тщательно разминая два куска пластилина разного цвета. В старшей и подготовительной группах дети учатся добиваться плавного градиента, присоединяя к пластилину одного цвета тонкие полоски пластилина другого цвета.
•Раскатывание – прием пластилинографии, в результате которого из кусочка пластилина получается длинная тонкая колбаска. Раскатывать пластилин можно между ладонями или на ровной поверхности стола.
•Отщипывание. От длинной колбаски отщипываются небольшие кусочки пластилина.
•Прищипывание – в пластилинографии это способ соединения мелких деталей.
•Придавливание и примазывание – приемы в пластилинографии, которые используются для соединения компонентов картины в одно целое.
•Оттягивание. Прием применяется в тех случаях, когда нужно придать заготовке заостренную форму.
•Формирование шарика. Кусочек пластилина катают в ладонях или между пальцами, придавая ему округлую форму.
•Сплющивание – это прием, позволяющий превратить шарик или колбаску в плоскую фигуру.
•Процарапывание – этот прием пластилинографии позволяет придать дополнительный объем тому или иному элементу композиции. С помощью палочки можно, к примеру, процарапать шерсть лисичке, прорисовать кору дерева.
Рекомендации:
• приготовить рабочее место-подложку: доску, клеёнку; инструменты, материалы;
•использовать предварительно разогретый, размятый пластилин;
• для основы работы использовать плотный материал: картон, пластик, фанеру…
•контуры изображения наносятся на основу до начала работы;
•делать перерывы в работе, физпаузы, физминутки, разминки для рук и пальчиков;
•по окончании работы вытереть руки салфеткой, а потом вымыть с мылом;
• можно использовать художественное слово, фольклор;
•для более длительного хранения работ, можно их покрыть бесцветным лаком или лаком для волос.
Темы для работ должны быть знакомы детям – это могут быть игрушки, продукты, фрукты, овощи, ягоды, растения, животные, сказочные герои… Мы с воспитанниками создаём работы по лексическим темам.
Предлагаю Вашему вниманию некоторые из них.