Недоводова Ольга
План по самообразованию «Пластилинография и ее виды как средство развития творческих способностей детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Перспективный план для реализации программы самообразования
Теоретический этап
1. Изучение и анализ литературы
Давыдова Н. Г. Пластилинография. Цветочные мотивы – М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2009. – 72 с.
Калинина Т. В. (и др.). Пальчиковые игры и упражнения для детей 5-7 лет – Волгоград : Учитель, 2011. – 151с.
Темочки:
- Лепка. Методические разработки
- Лепка. Планирование
- Лепка. Техники работы с пластилином
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Колдина Д. Н. Лепка в детском саду: Конспекты занятий с детьми 4-5 лет. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2021. – 48 с.
Нуйкина Е. Л. Пластилиновая сказка. Конспекты занятий для детей 3-5 лет – М. : ТЦ Сфера, 2020. – (Библиотека воспитателя).
2. Изучение опыта педагогов через интернет технологии.
Практический этап
Работа с детьми 4-5 лет
Сентябрь
1. «Ознакомление детей с пластилинографией»
Задачи: Развивать мелкую моторику;
Развивать цветовосприятие;
Воспитывать эстетические чувства.
Октябрь
1. «Сочный арбуз»
Задачи: Учить основным приемам лепки: надавливания, размазывания, отщипывания, вдавливания;
Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином;
Развивать мелкую моторику, глазомер.
2. «Консервируем огурцы и помидоры»
Задачи: Развивать умение видеть связь между формой реальной и изображаемых овощей, передавая их форму и цвет;
Развивать мелкую моторику;
Закреплять знания о месте произрастания овощей и фруктов;
Умение классифицировать фрукты и овощи;
Иметь представление о заготовке овощей на зиму.
3. «Яблоко»
Задачи: Закреплять навыки работы с пластилином;
Закреплять название цветов;
Развивать мелкую моторику при создании композиции из пластилина;
Развивать творческое воображение;
Расширять представление о фруктах и их полезных свойствах;
Развивать познавательный интерес к объектам окружающего мира.
4. «Ветка рябины»
Задачи: Познакомить детей с видами художественной лепки;
Закреплять приемы раскатывания и примазывания элементов композиции;
Учить путем сплющивания получать из шара круг;
Развивать любознательность;
Воспитывать умение видеть красоту и передавать ее в поделках и рисунках.
Ноябрь
1. «Осенние листочки»
Задачи: Совершенствовать приемы лепки;
Поддерживать желание доводить начатое дело до конца;
Развивать мелкую моторику;
Развивать цветовосприятие;
Воспитывать аккуратность.
2. «Осеннее дерево»
Задачи: Учить отщипывать маленькие кусочки пластилина;
Развивать сенсорику;
Развивать восприятие цвета, мелкую моторику, тактильные чувства;
Воспитывать самостоятельность, аккуратность;
Учить отмечать характерные признаки осени в природе;
Создавать образ осенней природы, передавать ее красоту;
Расширять словарный запас детей.
3. «Мухомор»
Задачи: Научить детей подбирать цвета, подходящие к описанию гриба;
Закреплять навыки отщипывания от куска пластилина маленького куска;
Распределять кусочки пластилина на всю работу;
Учить аккуратно наносить пластилин тонким слоем внутри контура;
Давать представление о том, грибы бывают съедобные и ядовитые;
Расширять и уточнять знания о грибах;
Развивать творчество при оформлении поделки;
Развивать мелкую и общую моторику, координацию речи при движении.
4. «Корзина с грибами»
Задачи: Закреплять знания о времени года и характерных признаках осени;
Закреплять знания о грибах;
Активизировать познавательные способности детей, любознательность;
Продолжать формировать навыки работы в нетрадиционной технике исполнения – пластилинографии;
Развивать творческое воображение, фантазию, мелкую моторику;
Воспитывать в работе стремление качественно и до конца доводить начатое дело.
Декабрь
1. «Снежинка»
Задачи: Обучать приемам работы с пластилином – примазывания и растягивания;
Развивать творческое воображение, мелкую моторику;
Учить отмечать характерные признаки осени в природе;
Воспитывать художественный вкус, аккуратность, усидчивость.
2. «Снеговик»
Задачи: Учить различать и называть детали и части снеговика, сопоставлять размер частей;
Формировать умение раскатывать комочек пластилина круговыми движениями ладоней;
Учить сплющивать шар, сдавливая его пальчиком по горизонтальной поверхности;
Развивать интерес детей к лепке;
Развивать чувство цвета, воображение, мелкую моторику;
Развивать самостоятельность к творчеству, учить аккуратно пользоваться материалом.
3. «Зимняя шапка»
Задачи: Закреплять знания о многообразии головных уборов;
Расширять знания о зиме, необходимости надевать теплую одежду;
Расширять о обогащать словарный запас;
Развивать умение аккуратно работать с пластилином, подбирать цвета;
Развивать мелкую моторику рук.
4. «Елочка-красавица»
Задачи: Вызывать желание участвовать в подготовке праздничных мероприятий;
Формировать интерес к работе с пластилином;
Развивать мелкую моторику;
Воспитывать самостоятельность и аккуратность в работе;
Развивать умение доводить работу до конца, радоваться полученному результату.
Январь
1. «Ежик»
Задачи: Развивать мелкую моторику, творческое мышление;
Совершенствовать умении работать в технике пластилинографии;
Учить создавать выразительный и интересный сюжет в полуобъеме.
2. «Медведь»
Задачи: Закреплять навыки работы с пластилином;
Закреплять название цветов;
Развивать мелкую моторику при создании композиции из пластилина;
Развивать творческое воображение;
Расширять представление о диких животных и местах их обитания;
Развивать познавательный интерес к объектам окружающего мира.
3. «Зайчик под елочкой»
Задачи: Учить создавать целостность объекта из отдельных деталей, используя имеющиеся навыки (придавливание деталей к основе, примазывание, приглаживание границ соединения);
Расширять представление о диких животных и местах их обитания;
Доводить начатое дело до конца;
Воспитывать аккуратность.
Февраль
1. «Поросенок»
Задачи: Закреплять навыки работы с пластилином;
Закреплять название цветов;
Развивать мелкую моторику при создании композиции из пластилина;
Развивать творческое воображение;
Расширять представление о домашних животных;
Развивать познавательный интерес к объектам окружающего мира.
2. «Котенок»
Задачи: Закреплять навыки работы с пластилином;
Закреплять название цветов;
Развивать мелкую моторику при создании композиции из пластилина;
Развивать творческое воображение;
Расширять представление о домашних животных и их детенышей;
Развивать познавательный интерес к объектам окружающего мира.
3. «Снегирь на ветке»
Задачи: Закреплять умение и навыки работы в технике пластилинографии : отщипывание, скатывание, размазывание на основе, разглаживание;
Обобщать представление о зимующих птицах;
Расширять словарный запас;
Учить использовать контурный рисунок как основу изображения;
Побуждать точно передавать внешний вид объекта, подбирать цвет и сопоставлять размеры;
Развивать мелкую моторику, сенсорные навыки, глазомер;
Воспитывать трудолюбие, усидчивость, аккуратность.
4. «Подводное царство»
Задачи: Учить создавать образ рыб в технике пластилинографии, используя навыки работы с пластилином : отщипывание, скатывание, расплющивание;
Развивать воображение детей, раскрывать творческие способности;
Развивать мелкую моторику;
Уточнять и расширять знания детей о подводном мире, многообразии его обитателей;
Учить доводить начатое дело до конца.
Март
1. «Мимоза»
Задачи: Учить в определенной последовательности располагать шарики около листочков;
Развивать творческие способности, усидчивость, аккуратность, доводить начатое дело до конца;
Воспитывать художественный вкус, аккуратность, интерес работы с пластилином.
2. «Подснежник»
Задачи: Учить создавать выразительный образ посредством передачи объема и цвета;
Закреплять умения и навыки в работе с пластилином – раскатывание, сплющивание, размазывание на основе, разглаживание готовых поверхностей;
Развивать мелкую моторику.
3. «Цветущий кактус»
Задачи: Закреплять знания о комнатных растениях;
Закреплять приемы лепки (надавливания, скатывания, оттягивания, сглаживания границ соединения, размазывания);
Продолжать знакомить детей со свойствами пластилина; мягкий, податливый, способен принимать разную форму;
Развивать творческое воображение;
Поддерживать желание доводить начатое дело до конца;
Воспитывать аккуратность при работе с пластилином;
Учить использовать возможности декорирования для придания объекту завершенности и выразительности.
4. «Цветик-семицветик»
Задачи: Закреплять умение наносить пластилин на картон тонким слоем;
Развивать аккуратность и мелкую моторику рук.
Апрель
1. «Бабочки»
Задачи: Обучать приемам работы с пластилином; примазывание, разглаживание, работа с накладными деталями;
Воспитывать бережное отношение к природе;
Развивать мелкую моторику;
Расширять представление о насекомых и местах их обитания;
Продолжать формировать художественный вкус.
2. «Божья коровка на ромашке»
Задачи: Учить изображать божью коровку на ромашке, передавая цвета и формы объектов;
Закреплять приемы скатывания, расплющивания;
Развивать координацию движений рук, мелкую моторику рук;
Воспитывать бережное отношение к природе;
Воспитывать аккуратность при работе с пластилином.
3. «Береза»
Задачи: Давать представление о самом почитаемом дереве в России – березе;
Учить передавать свои наблюдения за весенними изменениями в природе в художественно-изобразительной деятельности – пластилинографии;
Развивать творческую активность;
Развивать мелкую моторику рук; внимательность; наблюдательность; воображение.
4. «Подснежники»
Задачи: Учить создавать выразительный образ посредством передачи объема и цвета;
Закреплять умения и навыки в работе с пластилином – раскатывание, сплющивание, размазывание на основе, разглаживание готовых поверхностей;
Развивать мелкую моторику рук.
Май
1. «Ландыши»
Задачи: Рассказать о весенних лесных цветах – ландышах;
Продолжать учить составлять картину в технике пластилинографии, передавая длину стебля, форму листьев и цвет ландыша;
Учить создавать целостность объекта из отдельных деталей, используя имеющиеся навыки: придавливания деталей к основе, примазывания, приглаживания границ соединения отдельных частей;
Развивать композиционные умения и навыки, мелкую моторику;
Воспитывать любовь к природе.
2. «Незабудки»
Задачи: Учить детей изображать объект природы, передавая сходство с реальным образом посредством нетрадиционной техники – пластилинографии;
Продолжать отрабатывать навыки работы с пластилином и сопутствующими материалами: упражнять в раскатывании комочков пластилина между ладонями прямыми движениями рук, делить готовую форму на мелкие части при помощи стеки;
Закрепить умение скатывать пальчиком короткие отрезки в шарики кругообразным движением;
Стимулировать активную работу пальцев.
Работа с родителями
Сентябрь
Оформление папки-передвижки «Рисование пластилином».
Октябрь
Беседы с родителями «Как развита мелкая моторика у вашего ребёнка».
Ноябрь
Оформление папки-передвижки «Мелкая моторика».
Декабрь
Представление родителям материала, игр, упражнений, литературы и т. д. по заданной теме.
Январь
Выставка «Лепим дома – узнаем тайны пластилина».
Март
Оформление папки-передвижки «Виды пластилинографии».
Май
Сборник консультаций для родителей по теме «Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста в лепке».
Работа по обобщению опыта, работа с педагогами
Декабрь
Консультация для воспитателей «Виды пластилинографии».
Апрель
Открытый показ игр на развитие мелкой моторики рук.
Май
Отчет по самообразованию.
Вывод: Для успешного проведения занятий по пластилинографии с ребенком дошкольного возраста важно помнить несколько главных правил:
1. Создание каждому ребёнку условий, в которых он мог бы максимально реализовать себя. Учитывать его возрастные и индивидуальные особенности. Не торопить ребенка, дать ему время подумать, задать при необходимости дополнительные, наводящие вопросы. Проявлять терпение к неожиданным идеям и решениям. Поддерживать ребёнка, когда он находится в процессе творческого поиска. Не забывать хвалить ребенка за проявленную смекалку, поощрять его активность, творчество и самостоятельность.
2. Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы по пластилинографии не только на специальных занятиях, но и в окружающей обстановке. Пластилин поможет ребенку «выплеснуть» все, что творится в его маленькой голове.
3. Не забывать, что важным и эффективным средством обучения является игра. Каждая игра – это школа сотрудничества, школа умения радоваться удачному решению проблемы и стойко переносить неудачи. Многие достаточно сложные вещи ребенок быстрее, легче и прочнее усвоит в занимательной, игровой форме. Творческие игры развивают воображение, формируют характер и личность.
Пластилинография позволяет детям раскрыть свой творческий потенциал, развивают воображение. Главное в работе с пластилином – не переоценить силы ребёнка, дать ему интересное и увлекательное задание. Тогда он ощутит максимум удовольствия от процесса рисования пластилином и от результатов своей работы. А это залог будущего успеха. Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях.