Папки-передвижки

Пластилинография в работе с дошкольниками

Светлана Забатурина
Пластилинография в работе с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы

Рисование пластилином для детей — эффективное средство совершенствования мелкой моторики и воображения. Дошкольники с раннего возраста любят лепить, для них это одно из самых увлекательных занятий. Помимо обычной возни с пластичным материалом, их наверняка заинтересует необычная техника — пластилинография, при которой посредством пластилина на плоской поверхности создаются картины разной степени сложности.

Подробнее о пластилинографии:

Пластилинография — нестандартная методика творчества с использованием пластилина, результатом которой становятся в разной степени объемные изображения на плоской основе. Помимо пластилина, для создания изобразительных шедевров можно использовать разные декоративные материалы, в том числе природные: бусины, мелкие камушки, бисер, пуговицы, семена, злаковые зерна, ракушки, высушенные стебельки и веточки.

Цель и задачи, решаемые в процессе работы с пластилином:

Цель: Развитие ручной моторики у детей дошкольного возраста через освоение нетрадиционной техники работы с пластилином – пластилинографии.

Задачи:

Образовательные:

• осваивать техники работы с пластилином, передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии;

• формировать умения детей обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета

• создавать условия для развития ребенка как личности, художника.

Развивающие:

• развивать моторные навыки, образное мышление, внимание, фантазию, творческие способности;

• формировать эстетический и художественный вкус.

• развивать координацию движений рук, глазомер;

• освоить основные приемы применения пластилина (раскатывание, сплющивание, вытягивание, размазывание) для

создания изображения на горизонтальной поверхности.

Воспитательные:

• воспитывать эстетическое отношение к действительности, трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы, экономичное отношение к используемым материалам;

• прививать основы культуры труда.

• воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им.

Польза пластилинографии для детей:

Основное преимущество пластилинографии — влияние на творческое развитие, привитие интереса к изобразительному и прикладному искусству. Второе ключевое достоинство рисования пластилином — совершенствование моторики пальцев и кистей. А третье — расширение кругозора, усиление познавательной активности. Развитие мелкой моторики — крайне важный процесс для дошкольников. За движения рук отвечают те же отделы мозга, что и за интеллектуально-речевое развитие. Тренируя пальцы и кисти, ребенок не только учится качественно выполнять мелкие и точные действия, например, застегивать пуговицы, зашнуровывать ботинки, но одновременно улучшает работоспособность мозга. Таким образом дошкольник подготавливает руку к школьному письму. В школе он легче усваивает новую информацию, у него не возникает проблем с точными и филологическими дисциплинами.

Также пластилинография:

1. улучшает память и концентрацию внимания;

2. учит логически и образно мыслить;

3. разввает пространственную и плоскостную ориентацию;

4. совешенствует сенсомоторику;

5. воспиывает терпеливость, усидчивость;

6. упокаивает нервную систему, ослабляет напряжение мышц.

Виды рисования пластилином:

Пластилинография для детей бывает нескольких видов по методам лепки разных

форм, слагающих рисунок:

1. Прямая — подразумевает прикрепление к плоской поверхности «шнуров», «улиток», «шаров» и прочих пластилиновых фигур. Метод применяется в 1-ой младшей группе, то есть приемлем для дошколят 2–3 лет.

2. Обратная — представляет собой выкладку пластилинового рисунка на задней поверхности прозрачной, обычно стеклянной, основы по предварительно очерченному контуру. Получается изображение, напоминающее витраж. Техника применима для 5–6-летних дошкольников.

3. Мозаичная — пластилинография, при которой рисунок формируется из пластилиновых шариков разного диаметра. Рекомендуется для средней возрастной группы.

4. Многослойная — подразумевает постепенное наложение пластов пластилина разного колера. Получившийся многоцветный «торт» нужно либо согнуть пополам, либо скрутить в полоску, затем разрезать на части. Эта техника пластилинографии предназначена для дошкольников старшей группы.

5. Фактурная — пластилинография, при которой создаются выпуклые, то есть барельефные, рисунки. Степень выпячивания изображения над плоской основой может быть разной. Техника предназначена для детей подготовительной группы.

6. Модульная — лепка, при которой детали рисунка выполняются в разных вышеперечисленных техниках, затем соединяются в цельную картину. Рекомендуется для старших дошкольников.

Методы работы с пластилином при создании рисунков:

1. Прилепливание. Главный приём покрытия основы.

2. Размазывание. Наиболее простой метод распределения пластилина.

3. Разглаживание. Создание равномерного фонового покрытия для дальнейшего прикрепления деталей изображения.

4. Раскатывание. Метод формирования длинной и тонкой полоски путём зажатия куска пластилина между горизонтальной поверхностью и движущейся взад-вперёд ладонью.

5. Прищипка. Приём скрепления мелких элементов.

6. Придавливание. Соединение детали с основой или другой деталью изображения.

7. Скатывание. Создание шаров путём вращения куска пластилина между пальцами.

8. Вытягивание. Придание элементу конусовидной формы.

9. Сплющивание. Превращение объёмной детали в уплощённую.

10. Царапанье. Формирование дополнительной фактурности какой-либо детали изображения, например, создание шерстинок на теле собаки или трещин на древесном стволе.

11. Смешение. Метод создания определённых оттенков путём интенсивного разминания соединённых кусков пластилина разного колера.

Пластилинография в младшей группе:

Пластилинография в младшей группе это методика творчества с использованием пластилина результатом которой становится в разной степени обьемные изображения на плоской основе.

Цель занятия в младшей возрастной группе - совершенствования мелкой моторики. Для занятия нужно подбирать простые эскизы, содержащие мало деталей, например, цветок, солнце, гусеница, радуга, фрукт, улитка. Эскизы на основу переводит педагог, а ребёнку остается лишь нанести пластилин внутрь контуров.

Некоторые приёмы работы с пластилином, которые можно использовать на 1 с

занятиях в младшей группе:

• Примазывание. Дети самостоятельно выбирают приём рисования ты пластилином, кто затрудняется, тому показывает воспитатель.

• Скатывание. Можно предложить малышам скатать шарик из зеленогопластилина круговыми движениями между ладоней.

•Надавливание. Например, можно предложить положить пластилиновые шарики на изображения кружочков и придавить пальчиком, а затем в соответствующих частях цветка размазать их.

Занятия по пластилинографии должны сопровождаться физкультминуткой и пальчиковыми упражнениями, т. к. дети быстро утомляются и теряют концентрацию внимания.

Пластилинография в средней группе:

Пластилинография в средней группе направлена на развитие мелкой моторики рук через освоение нетрадиционной техники работы с пластилином.

Цель занятий - формировать умение передавать простейший образ предметов,

явлений окружающего мира.

Задачи:

• развивать мелкую моторику пальцев рук, память, внимание, мышление, речь; воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое до конца.

На начальном этапе дети рассматривают картины и иллюстрации, выполненные в технике пластилинографии. Они узнают, какие материалы и инструменты нужны для создания пластилиновых картин, какие бывают виды пластилиновых работ. Также обсуждают, что необходимо для подготовки рабочего места, как сделать пластилин мягким, готовым к работе. Вместе разбирают правила техники безопасности при работе с пластилином, с инструментами: стеками, палочками, трубочками, крышечками.

Некоторые виды пластилинографии для средней группы:

1. Прямая. Изображение лепной картины на горизонтальной поверхности.

2. Обратная (витражная). Изображение лепной картины с обратной стороны горизонтальной поверхности (с обозначением контура).

3. Контурная. Изображение объекта по контуру, с использованием «жгутиков».

4. Мозаичная. Изображение лепной картины на горизонтальной поверхности с помощью шариков из пластилина или шарикового пластилина.

5. Многослойная. Объёмные изображения, для которых используются элементы с последовательным соединением слоёв разного цвета.

В технике пластилинографии можно создать цветы, растения, насекомых, рыб, животных.

Пластилинография в старшей группе:

Пластилинография в старшей группе позволяет создавать сложные изображения, состоящие из множества мелких деталей. Детям можно предложить поработать над созданием лесного пейзажа, аквариума или морского дна, зоопарка, сказочного персонажа.

Некоторые виды пластилинографии, которые подходят для старшей группы:

1. Прямая пластилинография. Картина оформляется на горизонтальной поверхности. Дети скатывают детали из пластилина в форме «шариков», «колбасок» и располагают их на основе, при этом на подложку может быть заранее нанесён контур рисунка.

2. Витражная или обратная пластилинография. Пластилиновые детали выкладываются на обратной стороне прозрачного пластика или оргстекла по нанесённым заранее контурам.

3. Многослойная лепка. Изображение получается последовательным нанесением слоёв пластилина. Из «лепёшек» разного цвета делают «слоёный пирог» от тёмных оттенков к светлым, сгибают заготовку по центру или скатывают в «колбаску», разрезают на детали.

Для занятий по пластилинографии в старшей группе можно использовать подручные материалы для выполнения поделок (бисер, пуговицы и пр.).

Идея для проведения занятия - создание одной большой композиции общими усилиями.

Занятия должны сопровождаться физкультминутками и пальчиковыми упражнениями, так как дети быстро утомляются и теряют концентрацию внимания.

Пластилинография в подготовительной группе:

Пластилинография в подготовительной группе предполагает создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобьёмных объектов на горизонтальной поверхности с применением нетрадиционных техник и материалов.

В этой возрастной категории дети могут учиться созданию объёмных рисунков и совершенствовать иные сложные техники плоскостной лепки. Возможно использование эскизов любой степени сложности, дошкольники даже могут самостоятельно делать шаблоны на заданные темы.

Работа с детьми в подготовительной группе направлена на развитие образного мышления, воображения, творческого стремления, на расширение индивидуального словаря и улучшение коммуникативности. Дети учатся выражать через произведение идеи и эмоции, подбирать гармоничную палитру и подходящий к сюжету рисунка дополнительный декор, совмещать несколько техник пластилинографии.

Занятия по пластилинографии в подготовительной группе проводятся 1 раз в неделю длительностью 30 минут.

Вывод о пластилинографии как средстве развития творческих способностей у детей дошкольного возраста заключается в следующем:

1. Целенаправленная работа в этой технике способствует развитию творческих способностей. Использование нетрадиционных приёмов стимулирует творческую активность и мышление.

2. Пластилинография развивает мелкую моторику. У ребёнка укрепляются руки, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Занятия помогают развить восприятие, пространственную ориентацию и сенсомоторную координацию. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.

3. Занятия пластилинографией помогают расширить словарный запас, обогатить круг представлений и развить художественный вкус.

Публикации по теме:

Использование приемов ТРИЗ в работе с дошкольниками Я работаю с детьми 14 лет. Великое счастье для педагога, однажды встретившись с детьми, с малышами, провести их через всё дошкольное детство,.

Использование расписных камней в работе с дошкольникамиИспользование расписных камней в работе с дошкольниками Доброе время суток, уважаемые коллеги, друзья, гости моей странички! Хочу представить вашему вниманию одно из направлений своей педагогической.

Сказкотерапия в работе с дошкольниками Одним из действенных методов психотерапевтического воздействия на ребенка является арт-терапия. Арт-терапия для дошкольников — это проверенное.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Пластилинография в работе с дошкольниками
Опубликовано: 6 февраля 2025 в 16:49
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Пластилинография в работе с дошкольниками» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Забатурина (УИ 3503388) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
07 февраля 2025 пятница
Акция "Огнетушитель в каждый дом!"
Проведите противопожарную акцию

Олимпиада для детей по пожарной безопасности
Приглашаем поучаствовать в Олимпиаде!

Конкурс творческих работ по пожарной безопасности
Добавляйте поделки и рисунки на конкурс!
Официальная дата праздника - 7 февраля, но основные мероприятия обычно проводят в следующие за этим днем выходные.
Конкурс поделок на тему спорта
08 февраля 2025 суббота
Отмечаем день науки с будущими учеными!
"Лыжня России-2025!" В этом году гонка посвящена 80-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне.
Пионеры-герои Великой Отечественной войны
Знакомимся с профессией химик!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД