Рамос Ирина
Консультация для педагогов «Использование массажных мячиков на уроках физкультуры»
▼ Скачать + Заказать документы
На базе МДОУ детского сада комбинированного вида №215 г. Ярославля нами был разработан и адаптирован комплекс упражнений с массажными мячиками, который активно использовался на физкультурных занятиях с детьми, страдающими задержкой психического развития. Эти упражнения использовались в разных частях структуры занятия (вводной, основной, заключительной). Каждое упражнение повторялось от пяти до десяти раз в зависимости от возраста детей (чем младше ребенок, тем меньшее количество повторений предоставлялось). В конце года мы отметили, что у детей быстрее автоматизировались звуки родного языка, улучшились концентрация и устойчивость внимания, повысилась длительность запоминаемого материала, нормализовался сон, в активной деятельности стал наблюдаться положительный эмоциональный фон.
При выполнении упражнений с массажными мячиками важно соблюдать ряд требований:
1. Последовательное и систематическое использование упражнений по работе с массажными мячиками на логопедических занятиях с детьми дошкольного возраста.
2. Сочетание упражнений по развитию мелкой моторики с упражнениями, направленными на коррекцию просодической, фонетико-фонематической, лексико-грамматической, связной сторон речи.
3. Учет продолжительности выполнения упражнений в зависимости от возраста и речевого нарушения ребенка, поставленных целей, этапа занятия.
4. Чередование медленного и быстрого темпа выполнения движений в процессе работы с массажными мячиками.
5. Использование упражнений с массажными мячиками на разных по форме логопедических занятиях (фронтальных, подгрупповых, индивидуальных).
6. Соблюдение на занятии принципа «от простого к сложному» (вначале ребенок учится работать ведущей рукой (правой, левой, затем не ведущей, и. наконец, обеими руками одновременно).
7. Перед выполнением упражнения логопед показывает движения, сопровождая их словесной инструкцией.
8. Каждое упражнение рекомендуется обыграть в игровой форме (например, помочь мишутке замесить тесто, собрать грибы, постирать одежду и так далее).
Комплекс упражнений с массажными мячиками
Упр. 1. Катать мячик между ладошками сначала в медленном, затем – быстром темпе.
Упр. 2. На счет до пяти сжимать мячик сначала в правой ладошке, затем – в левой и, наконец, двумя ладошками.
Упр. 3. Левая рука лежит ладошкой вверх катать мячик по ней вперед-назад сначала в медленном темпе, затем – в быстром. Аналогичное упражнение проделывается с правой рукой.
Упр. 4. Левая ладошка раскрыта и повернута в сторону. По пять раз ударять мячиком по пальчикам, начиная с большого, затем – пять раз по центру ладошки. Упражнение выполняется сначала с левой рукой, затем – с правой.
Упр. 5. Мячик поочередно качается пальцев левой руки под счет до пяти, начиная с большого. Затем, дойдя до мизинца, возвращается обратно, к большому пальчику. Упражнение повторяется с пальцами правой руки.
Упр. 6. Осуществлять круговые движения мячиком по левой ладошке сначала по часовой стрелке, потом – против часовой стрелки под счет до пяти. Аналогичная работа проводится с правой рукой.
Упр. 7. Тыльная сторона кисти руки лежит на столе. Пальчики расставлены в разные стороны. Катать мячик вперед-назад по каждому пальчику, начиная с большого. Дойдя до мизинца, аналогичными движениями вернуться к большому пальчику. Работа осуществляется сначала с левой, затем – правой ладошкой.
Упр. 8. Мячик лежит на столе и удерживается правой рукой. Каждый пальчик левой руки, начиная с большого, с усилием нажимается на мячик. Упражнение повторяется с пальцами правой руки.
Упр. 9. Массажный мячик катается по столу вперед-назад под счет до пяти, затем пять раз ладошкой руки ритмично нажать на мячик.
Упр. 10. Удерживая мячик в правой руке, на счет до пяти осуществлять вращательные движения кистью руки сначала против часовой стрелки, потом – по часовой стрелке.