Райса Бегосылова
Пластилинография и её влияние на умственное развитие и развитие речи
▼ Скачать + Заказать документы
Лепка вошла в повседневную жизнь ребёнка вместе с рисованием, конструированием, разными играми, часто вплетаясь в них так, что одно занятие невозможно отделить от другого. Почему все дети любят лепить, зачем современному ребёнку лепка, из каких материалов, что и как лепят дети?
Лепка – это один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объёмные композиции. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна даже маленьким детям. Лепка даёт удивительную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пластилиновых образах. Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества; ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет.
Публикация «Пластилинография и её влияние на умственное развитие и развитие речи» размещена в разделах
- Бросовый материал. Лепка
- Лепка. Методические разработки
- Лепка. Техники работы с пластилином
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Каждый шаг в развитии ребёнка (будь то мелкая моторика или пространственное мышление) сразу отражается в лепке. Способности к творчеству реализуются даже при минимуме материалов. Из одного комка пластилина можно создавать бесконечное множество образов, даже без участия педагогов и родителей.
Лепить можно из разных пластичных материалов, которые легко поддаются воздействию рук, приобретают в процессе лепки задуманную форму и сохраняют её хотя бы некоторое время. Это глина, пластилин, тесто, снег, влажный песок, бумажная масса (кусочки мягкой бумаги, смешанные с клейстером).
Знакомство. Пусть ребёнок самостоятельно познакомится с материалом и его свойствами. Дайте ему глину или пластилин; ничего не показывайте и не навязывайте, чтобы он всё делал сам, движимый естественным любопытством.
Первое открытие. Это какой-то очень интересный материал, который легко, без больших усилий изменяется; оказывается, он «послушный» и отзывается на любое прикосновение рук. Можно обогатить опыт ребёнка, если расширить границы этого открытия. Дайте ему возможность действовать с различным материалом. Он убедится, что некоторые из них – тесто, мягкий снег, влажный песок – обладают таким же свойством, как глина и пластилин.
Экспериментирование. Ребёнок делает новые «открытия». Теперь он исследует не только свойства, но и сферу возможностей своего воздействия на материал. Оказывается, он может оторвать, отщипнуть, открутить от целого куска пластилина небольшой кусочек, который легко изменяется в результате тех или иных действий. Для этого его нужно смять или сплющить, скатать или вытянуть. Можно прижать к другому кусочку, и он будет держаться. Можно что-нибудь нацарапать, а потом загладить пальчиком, и нацарапанный рисунок исчезнет.
В экспериментировании ребёнок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы с целью их познания и освоения.
Ассоциации. В какой-то момент у ребё нка возникают ассоциации: «Похоже на змею», «Как плюшка», «Как морковка» и т. д. Если он не начинает фантазировать на темы форм, помогите заметить сходство с чем-либо из реального мира: «Что у тебя получилось?», «На что это похоже?». Предложите свои варианты схожести с предметами окружающего мира.
Общее для всех детей, принципиально важное достижение – появление в лепке образа. Образное начало – специфика любого вида художественной деятельности, в том числе лепки.
Дальнейшие шаги в освоении лепки могут быть маленькими или большими, в зависимости от помощи и поддержки взрослого. Существует несколько техник лепки: конструктивный способ, скульптурный способ, комбинированный способ, рельефная лепка, лепка из колец, лепка из пластин, лепка на форме. Чем разнообразней техника, тем более интересные творческие работы способен создавать ребёнок.
При занятии лепкой самое важное и ценное заключается в том, что лепка наряду с другими видами изобразительного искусства развивает ребёнка эстетически. Когда ребенок разминает пластилин (или другой материал) в руках, сплющивает, вытягивает, развивается мелкая моторика рук, которая напрямую влияет на развитие речи малыша, координацию движений, память и логическое мышление. Когда ребенок концентрируется на своем занятии, он учится терпению и усидчивости.
Занятия лепкой благотворно влияют на нервную систему, психическое и эмоциональное состояние ребёнка. Регулярные занятия спокойными играми способствуют нормализации сна и понижению чрезмерной активности, уменьшают возбудимость и раздражительность. Занятие лепкой связано с целой гаммой чувств: от тактильных ощущений, восприятия цвета и запаха до сложных внутренних состояний — волнения, интереса, радости от того, что все получается, и огорчения, если ожидания не совпадают с результатом.
Создавая очередную фигурку или картину из пластилина, ребенок может расслабиться, снять напряжение, успокоиться и избавиться от плохого настроения.
Работа с материалом, которому при желании можно придать любую форму, а потом, если нужно, изменить эту форму на новую, развивает у ребенка уверенность в собственных силах, ответственность и любознательность. Он экспериментирует, забыв о том, что что-то может не получиться.
Ребенок учится новому и пытается осознанно использовать свое умение для достижения нужного результата.