Буркова Наталья
Планирование в старшей группе на январь «Зима хрустальная»
Планирование в старшей группе по теме: "Зима хрустальная"
Месяц Январь
Тема недели: «Зимушка хрустальная»
Цели деятельности педагога: расширять знания детей о зиме, о взаимосвязи, взаимозависимости живой и неживой природы; учить наблюдать, видеть причинно-следственные связи, делать выводы; развивать познавательную активность, любознательность, логическое мышление, речь, кругозор; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Публикация «Планирование в старшей группе на январь „Зима хрустальная“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Планирование на зимний период
- Зима. Проекты и тематические недели на тему «Зима»
- Планирование на январь
- Планирование. Планы работ
- Старшая группа
- Темочки
Понедельник 29.01.2024 г
Утро: прием детей, игры, общение, утренняя гимнастика, подготовка к завтраку, завтрак, деятельность после завтрака, подготовка к ООД
*Утренняя гимнастика
*Пальчиковая гимнастика: «Дружные пальчики»-совершенствовать основные двигательные умения, развитие мелкой моторики.
*Беседа: «Зима»-конкретизировать и углубить представления о зиме.
*Д/игра «Подели слово на слоги» - развивать речь, память, логическое мышление – Артемий, Ксюша
*Ситуативный разговор: «Особенности зимней природы»-расширять и обогащать знания детей об особенностях зимней природы (холода, заморозки, снегопады, сильные ветры) особенностях деятельности людей в городе.
*Конструирование из бумаги на тему «Волшебные снежинки»
*С/р игра «Супермаркет» - учить детей распределять роли, готовить обстановку к игре, воспитывать дружеские взаимоотношения.
Организованная образовательная деятельность
*Развитие речи: «Обучение рассказыванию по картине «Зайцы в зимнем лесу»-формировать у детей умение составлять небольшой рассказ из предложений, отражающий содержание картины по плану, предложенному педагогом, обогащать и активизировать словарь.
*Рисование «Заяц зимой»-закрепить знания детей о зиме, учить рисовать зайца, создавать сюжетные композиции, формировать умение передавать расположение предметов на листе бумаги, учить детей выделять отличия предметов по величине.
Подготовка к прогулке. Прогулка: игры, наблюдения, беседы, труд, индивидуальная работа, физкультурно-оздоровительная работа
Прогулка 1
1. Наблюдение за сезонными изменениями-формировать представления об изменениях в природе в середине зимы (ночь убывает, а день прибывает). Учить различать характерные приметы зимы, узнавать их приметы в стихотворениях.
2. Д/игра: «Назови ласково»-учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (снег – снежок)
3. П/игры: «Два мороза», «Волк во рву»-развивать внимание и умение действовать по сигналу воспитателя.
4. Инд. работа: «Хоккей» - упражнения с элементами игры: ведение шайбы клюшкой в ворота- вырабатывать координацию движений.
5. Труд: уборка снега вокруг построек-совершенствовать трудовые навыки, умение работать сообща.
Возвращение с прогулки. Организация питания и сна детей
*Беседа и д/игра на тему «Мойте руки перед едой»
Вечер: игры, досуги, общение и деятельность по интересам, подготовка к приему пищи, полдник
*Беседа на тему «Январь. Приметы, пословицы, поговорки о первом месяце зимы».
*Д/игра «Счет в пределах 10» - учить детей прямому и обратному счету в пределах 10 – Вероника, Ксюша
*Ситуационный разговор по картинке: «Дети зимой»-развитие речевой деятельности детей в беседе по картине «Зима»
*Игры «Колумбово яйцо», «Танграмм» и другие.
*С/р игра «ПДД» - учить детей играть в игры по правилам.
Подготовка к прогулке, вечерняя прогулка
Прогулка 2
1. Наблюдение за погодой-продолжать формировать представление о сезонном явлений — гололедице; развивать наблюдательность.
На ладонь упала робко первая снежинка.
Ей, наверно, очень плохо на лесной тропинке?
Что такое за окном? Сразу в доме посветлело!
Это снег лежит ковром, самый первый, самый белый!
На заборах, на крылечке все блестит и все бело.
Нет свободного местечка — всюду снега намело.
2. Опыт «Превращение снега в воду»-познакомить со свойствами снега. Попробуем внести в группу комок снега и положить его в чашку. Через некоторое время дети смогут убедиться в том, что снег превратился в воду. Но воду эту нельзя назвать чистой - в ней видны частички грязи, пыль. Происходит это потому, что во время снегопада снег собирает из воздуха частички пыли. Поэтому, несмотря на то, что снег кажется белоснежным, в нем содержится много грязи и микробов. Еще и поэтому снег нельзя есть: можно не только простудиться, но и получить кишечную инфекцию.
3. Спортивная игра «Попади в цель»-развивать координацию движений и меткость.
4. Дидактическая игра «Закончи предложение»-учить дополнять предложения словом противоположного значения (Сахар сладкий, а перец -. (горький). Летом листья зеленые, а осенью -. (желтые). Дорога широкая, а тропинка -. (узкая). Лед тонкий, а ствол -. (толстый)
5. П/и по желанию детей-развитие двигательной активности.
Вариативная часть
*Финансовая грамотность: Тема: «Семейный бюджет»- познакомить детей с понятием «семейный бюджет»
Дать детям представление о том, что такое доход, заработная плата, пенсия, стипендия, пособие, расход, баланс, накопления, экономия, прибыль, гонорар, процент. Развивать познавательный интерес, речь детей, логическое мышление. Воспитывать чувства ответственности и взаимовыручки, уважение друг к другу, умения работать в коллективе, бережно относиться к семейному бюджету, ценить труд всех членов семьи.
Вторник 30.01.2024 г
Утро: прием детей, игры, общение, утренняя гимнастика, подготовка к завтраку, завтрак, деятельность после завтрака, подготовка к ООД
*Беседа-рассказ на тему «Зимние забавы». *Утренняя гимнастика
*Пальчиковая гимнастика «Холодные дни»-совершенствовать основные двигательные умения и навыки. Способствовать развитию мелкой моторику, координации движений, памяти, внимания.
*Игра «Направо-налево»-способствовать закреплению знаний об ориентировке в пространстве – Дима, Савва
*И/с: «Мой режим дня»-формировать понятие о необходимости и важности соблюдения режима дня в жизни ребёнка.
*Беседа: «Животные зимой»-познакомить детей с особенностями и условиями жизни животных и деревьев зимой.
*Рассматривание картины «Наступила зима»-формировать представление о сезонных изменениях зимой.
Организованная образовательная деятельность
*Обучение грамоте: «Работа с литературным текстом. Звуковой анализ слова «дом»-учить детей пересказывать текст рассказа по опорным словам; учить детей проводить звуковой анализ слова «дом»/Природа (по плану воспитателя-эколога)
Подготовка к прогулке. Прогулка: игры, наблюдения, беседы, труд, индивидуальная работа, физкультурно-оздоровительная работа
Прогулка 1
1. Наблюдение за березой зимой-формировать знания об особенностях жизни деревьев зимой; воспитывать бережное отношение к растениям (не задевать хрупких от мороза веток и почек, так как они ломаются).
Зимой береза не замерзает, она живая, но от мороза ее веточки и почки становятся хрупкими и быстро ломаются, поэтому их нельзя трогать. Если подберем обломанные ветром ветки и поставим их в воду, то они зазеленеют.
Воспитатель задает детям вопросы.
Как чувствуют себя деревья зимой? Что с ними происходит?
В каком состоянии находятся деревья зимой? (В покое.)
Как вы узнали березу?
2. Д/игры: «Один - много»-учить различать количество предметов. «Подбери по цвету»-учить различать основные цвета, подбирать предметы по цвету.
3. Труд: укрывание стволов деревьев на участке снегом, чтобы они не вымерзли-учить работать сообща; воспитывать трудолюбие.
4. П/игры: «Поезд»-упражнять в ходьбе друг за другом, учить начинать и заканчивать движение по сигналу воспитателя.
«Бегите ко мне»-упражнять в беге в одном направлении, не наталкиваясь друг на друга.
5. Инд работа: «Резвый мешочек»-упражнять в подпрыгивании на двух ногах.
Возвращение с прогулки. Организация питания и сна детей
*Практическая ситуация «Как мы наводим порядок в шкафу для одежды»
Вечер: игры, досуги, общение и деятельность по интересам, подготовка к приему пищи, полдник
*Чтение художественной литературы по теме недели. *«Собери картинку из пазл» - учить составлять целостную картинку – Савва, Лиза *Беседа: «Овощи – полезная еда»-рассказать о роли овощей для укрепления защитных сил организма, закреплять представление о здоровой пище.
*Рассматривание тематических иллюстраций «Птицы зимой»
*Настольно-печатная игра «Собери изображение птицы»
Подготовка к прогулке, вечерняя прогулка
Прогулка 2
1. Наблюдение за деревьями-показать детям деревья: березу, ель, разобрать отличительные признаки.
Показать, что у елочки (сосны) — зеленые иголки (хвоя). Еловая веточка — лапа. Сравнить ее с голой белой березкой. Отметить, что она сбросила листву на зиму.
2. Д/игра: "Что сначала, что потом?"-развить логическое мышление, фантазию. Научить говорить полным предложением.
Упражнение "Толще, выше"-развить умение употреблять в речи прилагательные в сравнительной степени, ориентировку в пространстве, повторить названия деревьев.
3. Труд:очистка и уборка спортивного инвентаря-учить детей очищать игрушки и инвентарь от снега, аккуратно складывать и правильно складывать и правильно транспортировать различные предметы.
4. Сюжетно – ролевая игра: «Путешествие по лесу»-развивать умение придумывать сюжет игры, вызвать эмоциональную отзывчивость.
5. П/игры: «Лиса в курятнике», «Самолеты»-упражнять в беге, умении действовать по сигналу воспитателя, спрыгивать со скамейки.
6. Инд работа: элементы хоккея-учить прокатывать шайбу в заданном направлении, закатывать в ворота.
Вариативная часть:
*Родиноведение: «Улицы родного города»
1. Познакомить детей с названиями улиц города, их местом расположения и особенностями.
2. Упорядочить знание детей о названии района, в котором они живут, о знакомых местах в городе.
3. Закрепить у детей знание домашних адресов
Среда 31.01.2024 г
Утро: прием детей, игры, общение, утренняя гимнастика, подготовка к завтраку, завтрак, деятельность после завтрака, подготовка к ООД
*Утренняя гимнастика
*Пальчиковая гимнастика «Дружные ребята»-формировать у детей потребность в регулярных занятиях физкультурой, развивать внимание.
*Р/и: «Что сначала, что потом?»-развивать умение составлять логическую последовательную цепочку произрастания овощей.
*«Составь из частей картинку» – Лиза, Максим Вс
*Д/игры: «Летает - не летает», «Что сначала, что потом»
*С/р игра «Парикмахерская» - учить детей объединяться в игре, развивать сюжет.
*Трафареты и шаблоны по теме недели-создавать условия для развития зрительно-моторной координации.
Организованная образовательная деятельность
* Аппликация: «Волшебница зима»-формировать умение создавать зимний пейзаж из салфеток.
Задачи:
1. Расширить представление детей о зиме, о признаках зимы;
2. Продолжать учить детей вырезанию и наклеиванию на основу готовых форм из бумаги, формировать умение делать снежинки из фрагментов салфеток методом их скатывания.
Подготовка к прогулке. Прогулка: игры, наблюдения, беседы, труд, индивидуальная работа, физкультурно-оздоровительная работа
Прогулка 1
1. Наблюдение за снежинками-продолжать наблюдать за снежинками. Уточнить свойства снега. Развивать наблюдательность, память, связную речь.
2. Д/игра: «Наоборот»-учить подбирать антонимы к словам.
3. П/игра: «Поймай снежинку»-развитие ловкости, прыгучести, умения играть со снегом и со сверстниками.
4. Инд работа: метание снежков вдаль-учить лепить снежки из снега и бросать их вдаль.
5. Труд:сгребать снег лопатками, расчищая дорожки-прививать желание трудиться сообща.
Возвращение с прогулки. Организация питания и сна детей
*Пальчиковая гимнастика «Стол, стул, кресло».
Вечер: игры, досуги, общение и деятельность по интересам, подготовка к приему пищи, полдник
*Игровое упражнение «Расскажи-ка о зиме» - учить детей составлять рассказы о предмете или явлении по схеме.
*Д/игра «Узнай дерево по силуэту» - развивать память, воображение, логику – Артемий, Ксюша
*Д/игра «Хорошо - плохо» - учить различать хорошие и плохие поступки, привычки.
*Рисование на тему «Зимняя сказка» - учить детей рисовать композицию, несложный сюжет
Подготовка к прогулке, вечерняя прогулка
Прогулка 2
1. Изучаем транспорт-закрепить знания детей о транспортных средствах.
Обратить внимание детей на стоящий поблизости или проезжающий мимо транспорт. Вспомнить, какой еще транспорт дети видели на дорогах города. Закрепить названия частей машины. Вспомнить предназначение разных видов наземного транспорта. Уточнить представления детей о воздушном, водном транспорте.
2. Д/игра:"Угадай по описанию»-научить детей составлять описательный рассказ.
3. П/игры:«Встречные перебежки», «Попади в обруч»-повышать двигательную активность детей на прогулке; развивать меткость, ловкость, выносливость.
4. Инд работа:упражнение на развитие мелкой моторики рук "Нарисуй" - нарисовать машину на снегу.
5. Труд: расчистка от снега кормушек, кормление птиц-воспитывать положительное отношение к труду.
Вариативная часть:
*«Путешествие в мир искусства»-продолжать формировать интерес к музыке, живописи, литературе, народному искусству. Формировать умение выделять, называть, группировать произведения по видам искусства (литература, музыка, изобразительное искусство, архитектура, театр). Дошкольникам об искусстве Белканова Л. В.
Картинки с изображением творческих профессий. (Е. В. Краснушкин «Изобразительное искусство для дошкольников», с. 10
Н. А. Курочкина «Знакомство с натюрмортом» Стр. 53)
Четверг 01.02.2024 г
*Утро: прием детей, игры, общение, утренняя гимнастика, подготовка к завтраку, завтрак, деятельность после завтрака, подготовка к ООД
*Утренняя гимнастика
*Пальчиковая гимнастика: «Мы играем»-способствовать формированию здорового образа жизни, развитию мелкой моторики. *Беседа: «Растения зимой», «Что необходимо для роста растений»-формировать понятия о необходимых условиях для произрастания растений (солнце, вода, земля) *Д/игра «Закончи предложение» - София, Демид
*Д/игра «Будь внимателен» - развивать внимание; обучать быстрому и точному реагированию на звуковые сигналы.
*Разгадывание загадок о зимнем времени года-учить выделять главные признаки зимнего времени года.
*С/р игры по желанию детей.
Организованная образовательная деятельность
* ФЭМП «Измерение»-закреплять умение пользоваться условной меркой. Формировать умение с помощью условной мерки определять объем жидкости; продолжать упражнять в различении и назывании геометрических фигур; в увеличении и уменьшении числа на единицу, воспитывать выдержку, терпение (В. П. Новикова стр. 65)
*Конструирование из бумаги: «Снежинка» -учить детей конструировать из природного материала птицу-уточнить и расширить представления о снежинке, развивать наблюдательность, интерес к изучению природы, учить мастерить поделки из бумаги, используя известные приемы складывания, закреплять умения и навыки складывания квадрата.
Подготовка к прогулке. Прогулка: игры, наблюдения, беседы, труд, индивидуальная работа, физкультурно-оздоровительная работа
Прогулка 1
1. «Где чей след»-развить внимательность, вызвать интерес к окружающему, научить различать следы птиц и зверей по форме.
2. Д/игра: "Чьи следы?"-образование притяжательных прилагательных.
Упражнение "Прошагай под приговорку"-координация речи с движением.
3. Упражнения на развитие мелкой моторики рук "Печатать"-отпечатывать плоскими фигурами — формочками — изображения на снегу.
4. Труд: кормление птиц-учить детей предварительно очищать от снега места кормления птиц, аккуратно подсыпать корм, следить за тем, чтобы кормушка не была пустой.
5. Инд работа: «Сбей флажок»-учить метать снежки в цель; развивать меткость, внимание.
6. П/игра: "Казаки-разбойники"-развить умение ориентироваться на местности.
Ход игры: Дети делятся на две команды: "казаки" и "разбойники". Казаки" убегают, прячутся, а "разбойники" их ищут по следам или нарисованным стрелкам.
Возвращение с прогулки. Организация питания и сна детей
*«Сеанс здоровья»: пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, закаливающие упражнения.
Вечер: игры, досуги, общение и деятельность по интересам, подготовка к приему пищи, полдник
*Досуг «Зимушка хрустальная» - повторить с детьми приметы зимы, пословицы, поговорки, стихи о зиме, хороводные игры.
*Д/игра «Найди игрушку» - ориентировка в пространстве. – Ярик С, Стеша *С/ игра «Мы конструкторы» - развивать у детей конструктивные способности.
Подготовка к прогулке, вечерняя прогулка
Прогулка 2
1. Зимующие птицы-закрепить знание детей о зимующих птицах. Сформировать желание заботиться о живых существах.
2. Д/игра: "Угадай по описанию"-развивать умение составлять описательный рассказ.
3. Труд: утепление стволов, корней деревьев и кустарников снегом-расширять представления детей об уходе за растениями, о назначении данной трудовой операции.
4. П/игра: "Хитрая лиса»-развивать внимание, ловкость, быстроту, умение действовать на сигнал.
5. Инд работа: «Сбей флажок»-учить метать снежки в цель; развивать меткость, внимание.
Вариативная часть:
*«Робототехника»-игры с робомышью.
Пятница 02.02.2024 г
Утро: прием детей, игры, общение, утренняя гимнастика, подготовка к завтраку, завтрак, деятельность после завтрака, подготовка к ООД
*Утренняя гимнастика
*Пальчиковая гимнастика: «Дружные пальчики»-совершенствовать основные двигательные умения, развитие мелкой моторики.
*Обобщающая беседа по теме: «Зима»
*Д/игра «Вчера, сегодня, завтра» ориентировка во времени - Макар, Вероника
*Ситуативный разговор: «Почему необходимо мыть руки перед едой»-приучать детей заботиться о своём здоровье.
*Решение ребусов на тему «Что напутал художник»
*Д/игра «Рисование по клеточкам» - ориентировка на листе бумаги.
Организованная образовательная деятельность
*Социально-коммуникативное развитие: «Как положено друзьям всё мы делим пополам» -обогащать лексику дошкольников синонимами, эпитетами; конкретизировать знания детей пословиц и поговорок о дружбе; формировать социально-коммуникативные качества (сотрудничество, гибкость, терпимость)
Подготовка к прогулке. Прогулка: игры, наблюдения, беседы, труд, индивидуальная работа, физкультурно-оздоровительная работа
Прогулка 1
1. Зимние забавы-закрепить знания детей о назначении зимних построек. Повторить правила поведения на прогулке.
2. Д/игра: "Придумать предложение"-развить связную речь, умение правильно построить распространенное предложение.
"Слова-родственники" — дети подбирают однокоренные слова к слову "снеговик"-упражнять в подборе однокоренных слов.
3. Труд: уборка участка от снега, вместе с детьми подремонтировать снежные постройки-воспитывать желание трудиться в коллективе.
4. П/игры: "Зимние забавы"-развить координацию речи с движением, общие речевые навыки.
Мы бежим с тобой на лыжах, Дети изображают ходьбу на лыжах.
Снег холодный лыжи лижет.
А потом — на коньках, Дети изображают бег на коньках.
Но упали мы. Ах! "Падают".
А потом снежки лепили, Стоят, сжимают воображаемый снежок ладонями.
А потом снежки катали, Катят воображаемый комок.
А потом без сил упали. "Падают".
И домой мы побежали. Бегут по кругу.
"Догоняшки в лабиринте"
Цель: научить бегать друг за другом, делая осторожные повороты.
Ход игры: дети бегают по заранее сделанному лабиринту.
5. Инд работа: ходьба и бег, высоко поднимая колени «лошадки»-учить ходить и бегать, высоко поднимая колени.
Возвращение с прогулки. Организация питания и сна детей
*Ситуативный разговор о воде во время умывания.
Вечер: игры, досуги, общение и деятельность по интересам, подготовка к приему пищи, полдник
*Театрализованная игра по сказке «Морозко»-развивать выразительность речи, интонации, мимику движений, воспитывать чувство коллективизма.
*Д/игра «Назови одним словом» - учить классифицировать предметы. – Рита, Максим
*Беседа-рассказ на тему «Где зимуют почки?»
*Дид/игра «Времена года»-загадывание загадок о зиме и ее приметах. *С/р игра «Мы спортсмены» - учить детей уступать друг другу, воспитывать уважение друг к другу.
*Творческое задание «Нарисуй зимнее настроение»
Подготовка к прогулке, вечерняя прогулка
Прогулка 2
1. Наблюдение за солнцем-продолжать знакомить с природными явлениями, дать понятие одного из признаков зимы — мороза; формировать интерес к неживым объектам природы.
2. Д/игра:«Один, много»-учить детей называть один предмет и много предметов на участке.
3. Труд: сгребание снега в определенное место для постройки ледяных фигур-учить работать сообща, добиваться цели общими усилиями.
4. П/игры:«Пустое место», «Сделай фигуру»-учить выполнять действия по сигналу, не наталкиваясь друг на друга.
5. Инд работа: элементы хоккея-учить прокатывать шайбу в заданном направлении, закатывать в ворота.
Вариативная часть
*Театрализация. Игра-пантомима: «Сугроб» -развивать выразительность мимики и жестов. Дети имитируют движения по тексту.
На поляне сугроб. Большой-пребольшой. Но вот пригрело солнышко. Сугроб тихонечко стал оседать под лучами теплого солнца. И медленно потекли из сугроба маленькие ручейки. Они еще сонные и слабенькие. Но вот солнце пригрело еще сильнее, и ручейки проснулись и быстро, быстро побежали, огибая камушки, кустики, деревья. Вскоре они объединились, и вот шумит в лесу бурная река. Бежит река, увлекая с собой прошлогодние листья и ветки. И вскоре река влилась в озеро и исчезла. — Почему река исчезла в озере?