Нина Федорова
Планирование реализации образовательной программы в нерегламентированной образовательной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Планирование реализации образовательной программы в нерегламентированной образовательной деятельности
1 слайд. Визитная карточка.
Добрый день, я Федорова Нина Борисовна старший воспитатель МБДОУ №3 «Ромашка», имею высшее образование, первую квалификационную категорию. Стаж педагогической работы 43 года,
2 слайд. Тема.
Представляю вам свою работу на тему: «Реализация образовательной программы в нерегламентированной образовательной деятельности (совместной деятельности взрослых и детей) в соответствии с ФГОС ДО»
Публикация «Планирование реализации образовательной программы в нерегламентированной образовательной деятельности» размещена в разделах
3 слайд. Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования
В настоящее время в системе дошкольного образования происходят существенные перемены, а именно, идет ее модернизация и приведение к единым образовательным стандартам, в процессе которых дошкольное образование становится первой ступенью общего образования.
Оказывается, суть современной модели образовательного процесса в ДОУ была заложена еще в трудах Льва Семеновича Выготского, который считал, что обучение ребенка может происходить и стихийно, и целенаправленно, но всегда в сотрудничестве с другим человеком, взрослым или сверстником.
Эту же теорию подтверждает Надежда Александровна Короткова которая говорила о совместной деятельности взрослого и детей в процессе образовательной деятельности и режимных моментах так: во–первых, воспитатель должен быть включен в деятельность наравне с детьми;
Во - вторых, дети должны добровольно присоединяться к этой деятельности, свободно общаться и перемещаться во время деятельности и в - третьих, конец образовательной деятельности должен остаться открытым.
Таким образом, совместная деятельность педагога и детей станет деятельностью развивающей, что требует от нас ФГОС ДО.
4 слайд. «Актуальность личного вклада педагога в развитие образования»
Стандарт ориентирует педагогов на «решение программных образовательных задач» не только в рамках организованной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.
Специфика современного подхода к организации образовательной деятельности в режимные моменты заключается в усилении роли самостоятельной деятельности детей при решении образовательных задач.
Необходимо по-новому взглянуть на ОДРМ и понять, какие условия следует создавать для ее организации в детском саду, как в рамках ОДРМ могут решаться образовательные задачи, и не войдет ли такая организация в противоречие с ООД.
5 слайд. «Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования»
В нормативно-правовой аспект организации образовательной деятельности в режимных моментах включены:
ФГОС ДО, в котором предусмотрена возможность ведения ОД в РМ, а программы содержат задачи, реализация которых не осуществляется в ООД, но которыми ребенок еще не в состоянии овладеть в самостоятельной деятельности.
6 слайд. Цель.
Достижение современного качества дошкольного образования в ходе реализации образовательной программы дошкольного образования
7 слайд. Задачи
• систематизировать работу педагога по образовательной деятельности в режимных моментах;
• добиться эффективности педагогических воздействий в ходе режимных моментов с помощью современных образовательных технологий.
• наполнить содержание образования ребенка методическим и дидактическим материалом в соответствии с ФГОС ДО;
8 слайд. Ведущая педагогическая идея заключается во взаимодействии взрослого и ребенка по поиску истины, поскольку современному педагогу отводится роль наставника, помощника, организатора и координатора деятельности по конструированию знаний и навыков ребенка.
-Сегодня нужны новые формы работы с детьми и новая организация образовательного процесса, которые позволили бы так обучать дошкольников, чтобы они об этом даже не догадывались.
-Необходимо использование в полной мере образовательного потенциала режимных момент
9 слайд. «Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования».
Мы работаем по образовательной программе ДОУ, разработанной на основе Примерной основной образовательной программы дошкольного образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию. Стандарт предусматривает развитие личности детей в пяти образовательных областях : социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетические и физическое.
10-11-12-13-14 слайды. Каждое из направлений развития ребенка имеет ряд целей, которые должны быть реализованы в процессе образовательной деятельности в режимных моментах, которые
мы видим на слайде:
«СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»
Социализация, развитие общения, нравственное воспитание.
Ребенок в семье и сообществе.
Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание.
Формирование основ безопасности
«ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
Развитие познавательно-исследовательской деятельности
Ознакомление с предметным окружением.
Ознакомление с социальным миром.
Ознакомление с миром природы.
«РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
Развитие речи.
Художественная литература
«ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Приобщение к искусству
Изобразительная деятельность
Конструктивно-модельная деятельность
Музыкальная деятельность.
«ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни
Физическая культура
Игровая деятельность
15 слайд. Программа реализовывается в течение всего времени пребывания детей в Организации.
16 слайд. Проектирование образовательного процесса
Дети учатся не только от взрослого, но и в процессе взаимодействия друг с другом, они успешно развиваются и самостоятельно в процессе практического освоения и преобразования разнообразных объектов, как утверждали Александра Платоновна Усова и Ник. Ник. Поддъяков.
Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению Программы осуществляется в двух основных направлениях организации образовательного процесса – совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей.
Решение образовательных задач совместной деятельности взрослого и детей – осуществляется как в виде организованной образовательной деятельности, так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов
17 слайд. Планирование образовательной деятельности
Оптимальные условия для развития ребенка – это продуманное соотношение свободной, регламентированной и нерегламентирован-ной форм деятельности ребенка. Образовательная деятельность вне организованных занятий обеспечивает максимальный учет особен-ностей и возможностей ребенка, его интересы и склонности. В течение дня во всех возрастных группах должен быть предусмотрен определенный баланс различных видов деятельности. Исходя из всего сказанного, я приступила к разработке модели реализации целей и задач программы в нерегламентированной образовательной деятельности по пяти образовательным областям.
18-19-20 слайды. Модель реализации целей и задач программы в нерегламентированной образовательной деятельности.
По программе ДОУ разработан учебный план, с указанием базовых видов деятельности детей и нагрузки для организации ООД. Некоторые образовательные задачи вынесены за рамки ООД (к примеру «конструирование», «приобщение к художественной литературе», «безопасность» и др.). Кроме того, в программе нет четких рекомендаций по периодичности рассмотрения тех или иных задач, нет рекомендованных программой пособий и методик. Эти проблемы создают трудность в организации решения образователь-ных задач в нерегламентированной образовательной деятельности :
- с какой периодичностью воспитателю создавать образовательные ситуации по задачам, реализуемым в ОДРМ
- какая продолжительность по времени отводится на решение этих задач
- сколько задач в течение дня можно планировать
- нужно ли составлять перспективное планирование по видам задач
- на основании, каких источников воспитателю создавать образовательные ситуации
Работая старшим воспитателем, я попробовала структурировать деятельность воспитателя, четко спланировать время, не упустить главные моменты, систематизировать, дифференцировать, индивидуализировать работу, создав для них «Модель для разработки циклограммы», куда включила все задачи программы, которые не решаются в ходе ОД, определила периодичность для групп и источники образовательных ситуаций.
21 слайд. Циклограмма образовательной деятельности воспитателя в ходе режимных моментов.
На основании разработанной модели мы совместно с воспитателями составили циклограммы образовательной деятельности воспитате-ля с детьми. Циклограмма служит основой для ежедневного планирования и позволяет ему установить «разумный баланс» между видами образовательной деятельности детей по основным направлениям программы. В структуре циклограммы представлены виды ОД, осуществляемой воспитателем в определенные режимные моменты в течение недели. Некоторые виды деятельности присут-ствуют и отражаются ежедневно, остальные с периодичностью, указанной в модели ОДРМ.
Идет взаимосвязь с ООД – как предварительная работа или на закрепление материала, поэтому учебный блок и блок режимного времени связан единой нитью.
22 слайд. По каждому блоку задач составили перспективные планы
23-24 слайды. Методический и дидактический материалы.
После выхода примерной образовательной программы был проведен мониторинг ресурсного обеспечения реализации нерегламентированной деятельности образовательной программы. Он указал на необходимость приобретения соответствующего методического и дидактического материала. Поэтому мы постарались приобрести необходимые учебные издания: «Игровая деятельность в ДОУ», «Основы безопасности», «Изобразительное искусство для дошкольников» и др. Дидактический материал: «Уроки доброты», «Моя семья», по изодеятельности : «Натюрморт», «Пейзаж» и др. (УМК в презент, картинки, в тексте назвать)
25 слайд. Результативность.
Результатом всей проделанной работы стал мониторинг эффективности педагогических воздействий, в процессе, которого выявили связь между созданными образовательными условиями и эффективностью педагогического процесса, изучили уровень профессиональной компетентности педагога, в результате чего созданы объективные основы для изменения условий образовательной деятельности, поиска ресурсов для удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей детей.
26 слайд. Транслируемость опыта.
По данной теме был проведен педсовет: «Организация образовательной деятельности в режимные моменты : современные подходы», консультация для педагогов ДОУ «Циклограмма – основа модели планирования воспитательно-образовательного процесса»
Транслирование опыта представлено на педагогическом портале Маам и учительском сайте Инфоурок, выступлений на совещаниях и СМИ.
Использование в полной мере образовательного потенциала режимных моментов возможно лишь при правильной организации как совместной со взрослыми, так и самостоятельной деятельности детей, что позволит сохранить специфику дошкольного образования и самоценность дошкольного детства.
27 слайд. Литература. При подготовке к презентации были использованы следующие ресурсы…
28. Спасибо за внимание!