Шиманская Елена Михайловна
Планирование работы по развитию эмоциональной лексики в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие паралингвистических средств общения и интонационной стороны речи
(сентябрь – декабрь)
№
п/п Цель Блок деятельности
1
Формирование умения передавать заданное эмоциональное состояние
Мимические средства (мимическая гимнастика).
Публикация «Планирование работы по развитию эмоциональной лексики в подготовительной группе» размещена в разделах
- Планирование. Планы работ
- Подготовительная группа
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции, настроение. Проекты, планы, недели
- Темочки
Пантамимические средства (использование пантамимических этюдов как физминутки и упражнения на релаксацию).
Графические изображения лица.
Цветовая характеристика эмоций.
Игры «Комната смеха», «Через стекло», «Где мы были не скажем, что делали покажем», «Угадай по описанию», «Зеркало движений», «Рассмеши царевну-Несмеяну», «Обезьянки», «Книга настроений», «Угадай настроение», «Кубик эмоций», «Наседка и цыплята», «Лото настроений», «Собери лицо», «Нарисуй клоуна».
2
Развитие способности понимать свои чувства и чувства других людей
Чтение небылиц «Так бывает или нет», «Обычный, странный», «Разные колеса», «У тебя у самого свой ум» В. Даля.
«Сказки наизнанку», «Яначну, а ты продолжи», «Нравится – не нравится», «Хорошо – плохо», «Я думаю-он думает…».
Прослушивание музыкальных фрагментов и определение эмоционального настроения.
Игры «Назови похожее», «Два зеркала», «Детективы», «Здравствуй-прощай», «Чья песенка», «Кто так танцует», «Что тебе снится», «Подбери к мелодии цвет», «Азбука настроений», «Встреча настроений».
3
Формирование воспроизведения ритма речи
Ритмические упражнения. Прослушивание и отстукивание по подражанию разных ритмических рисунков:
Прослушивание изолированных ударов и определение количества ударов, предъявив карточку с записанными на ней соответствующими ритмическими структурами.
Прослушивание серии простых ударов и предъявление карточки.
Прослушивание серии акцентированных ударов и предъявление карточки.
Отстукивание подражая и исключив зрительное восприятие, предъявленных изолированных ударов.
Запись условными знаками предложенные для восприятия удары и их серии (простые и акцентированные).
Самостоятельное воспроизведение по предъявленной карточке удары и
их серии (простые и акцентированные).
Игры «Лягушка скачет», «Пчелка летит»
4
Формирование восприятия выразительности речи
Игры «Сердитый дедушка», «Иностранец», «Кто так говорит», «Какое настроение у ежика», «Какая маска говорит».
5
Использование междометий в экспрессивной речи
Проговаривание с нужной интонацией междометий на материале стихов и историй рассказываемых логопедом.
6
Использование фразы с нужной интонацией в экспрессивной речи
Проговаривание с нужной интонацией предложений сопряженно, отраженно, самостоятельно.
Игры «иностранец», «Подарок», «Мама пришла», «День рождения Маши», «Новая игрушка», «В гостях у Петрушки», «В зоопарке».
7
Умение дифференцированно использовать интонационную выразительность в экспрессивной речи
Диалоги.
Стихотворения.
Игры-драматизации «Три поросенка», «Рукавичка», «Сказка о глупом мышонке», «волк и семеро козлят», «Лиса и волк», «Три медведя» и др.
Основной этап
Формирование эмоциональной лексики
(январь – май)
№
п/п Цели и задачи Блок деятельности
Словообразование
1
Образование слов с уменьшительно-ласкательным значением
Игры «Ласковые имена», «Оденем кукол на прогулку», «Накрой на стол», «Большой – маленький».
2
Образование слов со значением увеличительности (суффикс «ищ»)
Игры «Братец Ик и Братец Ищ», «Гномы и великаны»
3
Образование слов-синонимов
Игры «Слова – друзья», «Скажи по-другому», «Я начну, а ты продолжи», «Кто больше».
4
Образование слов-антонимов
Игры «Наоборот», «Вредный попугай», «Слова – враги».
5
Образование прилагательных путем чистого или префискального повтора (добрый – добрый, добрый – предобрый)
Игра «У кого больше», «Раскрась слова», «Подбери к цвету слово», «Разложи по цветам».
6
Образование превосходной степени прилагательных (грустный – наигрустнейший)
Игра «У меня столько, а у тебя еще больше».
Образование словосочетаний
1
Добавление слов в словосочетании
Подбор существительных к прилагательным.
Игры «Про кого можно сказать», «Подбери словечко», «Я начну, а ты продолжи», «Кто больше».
2
Образование словосочетаний от прилагательных в сравнительной и превосходной степени
Игры «Подбери слова к цвету», «Угадай кто веселее», «Разложи и расскажи», «Кто лучше», «Расскажи кто как одет»
3
Образование словосочетаний с синонимически близкими словами
Игры «Скажи по-другому», «Я начну, а ты продолжи», «Слова-друзья».
4
Образование словосочетаний со словами противоположного значения
Игры «Скажи наоборот», «Вредный попугай», «Хорошо – плохо», «Красивое и безобразное», «Испорченный телефон».
5
Образование словосочетаний путем добавления главного слова к зависимому
Игра «Подбери слово», «Скажи какой», «Я начну, а ты продолжи», «Кто скажет больше», «Укрась слово».
6
Образование словосочетаний путем добавления зависимых слов к главному
Игры «Подбери словечко», «Про кого так говорят», «Загадки - подсказки».
Составление предложений
1
Составление предложений с заданным словом
Игра «Составь предложение», «Прочитай предложение по схеме», «Напиши» предложение».
2
Составление деформированного предложения
Игры «Подружи слова», «Помоги Незнайке», «Верно – неверно», «Опять двойка».
3
Распространение предложений с помощью синонимов
Игра «Снежный ком», «Кто скажет лучше», «Подбери красивые слова».
4
Составление предложений с противительным союзом «А»
Игры «Наоборот», «Вредный Буратино», «Я начну, а ты продолжи».
5
Составление предложений с использованием прилагательных в превосходной и сравнительной степени
Игры «Цветик – семицветик», «Расскажи о друге», «Вы поедете на бал», «Готовимся к празднику».
6
Составление предложений, с союзом «потому что»
Игры «Я начну, а ты продолжи», «Почему так бывает», «Почему и потому».
Обучение рассказыванию
1
Составление рассказов по графическим схемам
Игры «Прочитай письмо», «Напиши письмо другу».
2
Составление рассказов по серии сюжетных картин
Расположение в нужном порядке картинок.
Определение эмоционального состояния героев.
Рассказывание «по цепочке».
Составление рассказа, придумывание к нему названия и дополнение его описания предыдущего события.
Инсценировка рассказа.
3
Составление рассказа по сюжетной картине
Беседа по вопросам.
Рассказ, составленный из ответов детей.
Составление плана рассказа с использованием опорных схем, картинок, пиктограмм.
Составление рассказа «по цепочке».
Самостоятельное рассказывание.
4
Творческое рассказывание
Придумывание конца рассказа;
Самостоятельное сочинение рассказов и историй: «Что было дальше», «Сказки наизнанку», «Салат из сказок», «Перевирание сказки», «Сказка-калька».